Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия-практикума по экологии с детьми в старшей группе «Воздух — неведимка»
Занятия по Экологии
Автор: Глинкина Галина Валентиновна   
21.05.2022 09:04

Конспект занятия-практикума по экологии с детьми в старшей группе «Воздух — неведимка»Конспект занятия-практикума по экологии с детьми в старшей группе «Воздух — неведимка»

Подготовила и провела: Воспитатель ГБОУ Школы 37 корпус 4 Структурное подразделение Винницкая 5 А Глинкина Галина Валентиновна

Образовательные области:

Познавательное развитие, речевое развитие.

Программные задачи

  1. Обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека.
  2. Развивать способность делать умозаключения анализировать, сравнивать, классифицировать: развивать связную речь, обогащать словарный запас
  3. Воспитывать любознательность.

Материалы

Мыльные пузыри, весы аптечные или самодельные (палочка закреплена на веревке, к концам привязаны два одинаковых воздушных шарика), песок, воздушный шарик (2 воздушных шара), мяч, карточки с символьными изображениями изучаемых свойств воздуха.

 

Мотивационно-ориентировочный этап

Педагог предлагает детям познакомиться с волшебником, который умеет творить чудеса.

Взрослый начинает надувать мыльные пузыри.

Педагог. Как вы думаете, ребята, с кем я хочу вас познакомить? Кто надувает эти пузыри? Что находится у них внутри? (Ответы детей). Верно, это воздух. Вы хорошо знакомы с ним? Воздух всегда рядом, без него не возможно жить. Но хорошо ли вы с ним знакомы? Хотите проверить? Тогда я приглашаю вас в лабораторию.

Поисковый этап

Дети размещаются за столом в «лаборатории». У каждой микрогруппы свой набор материалов для работы.

Педагог. В загадках о воздухе отражены его самые главные свойства. Внимательно слушайте загадки и постарайтесь понять, какие свойства воздуха в них упоминаются.

Загадка 1 Что в комнате есть, а потрогать руками нельзя

Обсуждение. Воздух всегда вокруг нас, но он не видим (прозрачен), его нельзя почувствовать.

Педагог.

Выберите карточки с символьными изображениями этих свойств воздуха.

Примеры карточек:

  1. Человек, вокруг него точки
  2. Человек с лупой пытается разглядеть пустоту
  3. Человек дует на руки, красный нос.

Загадка 2. Места не занимает, цвета не имеет, запаха нет, веса нет, а без него нельзя.

Обсуждение. Не занимает места, бесцветный, без запаха, необходим всем живым существам.

Педагог. Выберите карточки для этих свойств воздуха. Какая карточка у вас уже есть?

Примеры карточек:

  1. Человек горстями «складывает» воздух в корзинку.
  2. Человек нюхает цветок
  3. Человек держит в руках корзину с яблоками, и пустую корзину. Видно, что пустая корзина тяжелее.
  4. Человек и олененок под деревом, зима, виден пар при дыхании.

Нужен мне, нужен тебе, нужен рыбке в море, галке на заборе.

Обсуждение. Необходим всем живым существам.

Педагог. Есть ли у нас такая карточка? Посмотрите, какие свойства воздуха вы встретили в загадках? (Ответы детей с опорой на карточки). Какие свойства будем проверять?

Обобщая ответы детей, воспитатель говорит о том, что некоторые свойства воздуха проверять при помощи опыта нет необходимости. Их можно выявить при помощи опытов нет необходимости. Их можно выявить при помощи органов чувств- воздух прозрачен, его можно почувствовать кожей.

Практический этап

Педагог

С какого свойства воздуха начнем? Что будем проверять сначала? Педагог предлагает желающим взрослым и детям высказать свое предположение о том, каким из упомянутых в загадках не обладает воздух. Педагог предлагает начать с вопроса о весе, высказать свое мнение. В качестве образца предлагается речевая конструкция: «Я думаю воздух, имеет вес (не имеет вес)

Опыт 1. Имеет ли воздух вес

Педагог предлагает вниманию детей аптечные или другие чувствительные весы (в том числе игрушечные), воздушный шарик и песок, показывает как работают весы, (уравновешивает положенный на одну чашу шарик при помощи песка).

Педагог обращает внимание детей на то, что весы находятся в равновесии, затем надувает шарик, завязывает его и кладет на весы. Педагог вместе с детьми озвучивает ход (структуру) эксперимента.

  1. Мы предположили, что воздух… (имеет/ не имеет веса)
  2. Как мы решили проверить свое предположение (взвесить пустой шар, затем надутый- наполненный воздухом шар).
  3. Какой вывод мы можем сделать? (надутый шар весит больше, значит воздух имеет вес!)

Можно провести эксперимент иначе, из палочки подвешенной на середину к любому креплению, заранее делает импровизированные весы. На конце палочки, привязываются два воздушных шарика, разного цвета. Весы приводятся в равновесие перемещением шариков вдоль палочки. В ходе эксперимента, один шарик аккуратно прокалывается, и из него выпускают воздух.

Педагог

Вы, ребята, молодцы. Как настоящие ученые, вы придумали как проверить свою догадку и сделали правильный вывод. Воздух имеет вес! Правильно ли это свойство обозначено на карточке? Я недаром говорила вам о том, что воздух-волшебник. Я обязательно расскажу вам, как он раскрывает и закрывает двери автобусов и троллейбусов, удерживает на воде тех, кто не умеет плавать, согревает в мороз растения и животных. А еще без воздуха мы не могли бы с вами играть во множество интересных игр. (воспитатель показывает детям мяч). Скажите, ребята, что находится внутри мяча? Как вы думаете, если выпустить из мяча воздух, он сможет делать так (набивает мяч об пол)? Верно, именно воздух делает мяч упругим и прыгучим! В какие игры, можно играть с мячом?

Дети начинают рассказывать, в какие игры любят играть с мячом. Проводится подвижная игра выбранная детьми.

Педагог. Какое свойство воздуха проверим теперь?

Педагог предлагает детям и взрослым высказать свое предположение о том, занимает ли воздух место. В качестве образца, предлагается конструкция: «Я думаю воздух имеет (не имеет) места».

Опыт 2. Занимает ли воздух место

Педагог предлагает каждому ребенку и взрослым, участвующим в работе лаборатории взять в руки пластиковые стаканчики, организует обсуждение есть ли в них воздух. Педагог показывает как нужно проводить опыт: стаканчик необходимо быстро опустить в емкость с водой. Если действовать правильно, на дне стакана останется воздух.

Педагог предлагает детям пояснить, почему вода не заняла весь стакан, что ей мешает, подводит детей к выводу, что воздух имеет место.

Рефлексивно-оценочный этап.

Педагог предлагает детям с опорой на карточки правильно назвать свойства воздуха, ответить на вопросы:

Какие свойства воздуха были названы в загадках неверно?

Что нам помогло проверить свои предположения?

Воспитатель спрашивает детей, понравилось ли им изучать свойства воздуха и предлагает продолжить эту работу на прогулке. Педагог показывает детям термометр для измерения температуры воздуха и меховую шапку, предлагает догадаться, какие опыты будут проведены на улице.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год