Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование экологических игр в воспитании дошкольников
Занятия по Экологии
Автор: Приходько Лариса Анатольевна Ермакова Ольга Анатольевна   
27.06.2023 17:01

Использование экологических игр в воспитании дошкольниковИспользование экологических игр в воспитании дошкольников

Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Особое место занимают игры. Суть игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дети, при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдения или более близком контакте – прикосновении к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т.д.), должны рассказать что-либо интересное об объекте природы. Большинство экологических игр направлено на закрепление знаний детей о различных видах животных и растений, условиях, среде их обитания, особенностях питания, а также на развитие слухового и зрительного внимания, мышления и памяти, координация речи с движениями, развития творческого воображения.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ

 

Скачать конспект

«Речка»

Цель: координация речи с движениями.

Ход игры: К речке быстро мы спустились, — дети идут к центру круга.

Наклонились и умылись, — движения по тексту.

Раз, два, три, четыри-4 хлопка.

Вот так славно освежились, -4 прыжка на месте.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно; — идут по кругу, взявшись за руки.

Вместе- раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль. — движения по тексту.

Все как один плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой- шаг вперед.

И отправились домой. — расходятся в разные стороны.

«Вышел дождик погулять»

Цель: координация речи с движениями, развитие творческого воображения.

Ход игры: Раз, два, три, четыре, пять- 5 хлопков.

Вышел дождик погулять, — дети медленно идут по кругу друг за другом.

Шел неспешно, по привычке, — идут чуть быстрее.

А куда ему спешить? — останавливаются, разводят руки в стороны.

Вдруг читает ан табличке: — 4 хлопка.

«По газону не ходить!» — 4 прыжка.

Дождь вздохнул тихонько:

- Ох! — вздыхают.

И ушел. Газон засох, — машут рукой, расходятся.

«Яблоня»

Цель: координация речи с движениями, работа над общими речевыми навыками.

Ход игры: — Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки? – дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре стоит ребенок, подняв руки вверх- «яблоня».

Заморозил их мороз? — греют руки.

Или ветер их унес? – бегут по кругу.

Или молния спалила? — присели.

Или градом их побило? — прыжки на месте.

Или птицы поклевали? — 3 хлопка.

Куда они пропали? — разводят руки в стороны.

Не морозил их мороз, — «яблоня» говорит, дети выполняют движения.

И не ветер их унес, — бегут по кругу.

Не спалило их огнем, — присели.

Града не было с дождем, — прыжки на месте.

Птицы их не поклевали, — 4 хлопка.

Дети оборвали! — дети разбегаются, «яблоня» ловит детей.

«По ягоды»

Цель: координация речи с движениями.

Ход игры: Мы шли- шли-шли, — дети идут по кругу.

Землянику нашли, — наклониться, правой рукой коснуться носка левой ноги, не сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять- 5 хлопков.

Мы идем искать опять, — наклониться, левой рукой достать носок правой ноги. (играть можно дальше, заменяя названия ягод и меняя движения детей).

«Мы»

Цель: координация речи с движениями.

Ход игры: Мы вокруг березы весело пойдем, — дети идут по кругу взявшись за руки.

Руки вверх поднимаем, — останавливаются, руки вверх.

Гриб в траве найдем, — присели.

Ветерок догоним, — прыжок вперед.

Покружимся слегка- кружатся.

И подбросим листья вверх под облака – подбрасывают листья.

«Овощи»

Цель: координация речи с движениями, работа над темпом и ритмом речи.

Ход игры: Как – то вечером на грядке — дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга водящий с завязанными глазами.

Поиграть решили в прятки.

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же, — останавливаются, крутят водящего.

Раз, два, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже, — разбегаются, приседают, водящий ищет.

Ну а ты иди искать.

«Воробей»

Цель: координация речи с движениями, развития творческого воображения, подражательности.

Ход игры: Среди белых голубей — дети идут по кругу, изображая голубей, а в центре ребенок «воробей» скачет.

Скачет шустрый воробей.

Воробышек- птичка, серая рубашка – дети встают лицом в круг, идут приставным шагом, «воробей» пытается вылететь.

Откликайся, воробей, вылетай -ка, не робей- «голуби» не выпускают «воробья».

«Стрекоза»

Цель: координация речи с движениями, развитие пространственной ориентации.

Ход игры:

Я большая стрекоза, — дети стоят, руки развели в стороны.

Пучеглазые глаза, — руками показывают большие глаза.

Я летала и летала,

Устали не знала — бегают по кругу.

На ромашке посидела — остановились, присели.

Опять полетела — бегут по кругу.

«Лесной переполох»

Цель: координация речи с движениями, работа над развитием мимики.

Ход игры:

В весенний, ясный, теплый день

На голый лес упала тень, — дети идут по кругу, взявшись за руки.

Охватил зайченка страх – ах — останавливаются, изображают страх.

Страшный коршун в небесах — ах! — руки в стороны, прижать к себе.

Убегайте все быстрей — эй.

Берегитесь злых когтей – эй — бегут по кругу.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Улетают — не улетают»

Цель. Различие перелетных и зимующих птиц.

Ход игры: дети стоят в кругу, бросая мяч называя перелетных и зимующих птиц.

«Что где растет»

Цель. Учить различать овощи и фрукты. Овощи растут на огороде, фрукты на дереве.

Ход игры: дети собирают картинки овощей и фруктов и раскладывают их в огороде, или в саду (сюжетные плоскостные картины).

«Зеленая Аптека»

Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.).

Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором».

«Найди растение по перечисленным признакам»

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить самостоятельно описывать внешний вид растений.

Материал: карточки с изображением растений.

Ход игры: Воспитатель или ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети оттаскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет и назовет отгадку.

«Что в мешочке. Живая и неживая природа»

Цель. Учить детей различать объекты живой и неживой природы.

Ход игры: в мешочке лежат шишки, камешки, муляжи животных, веточки, ракушки и так дал. Предложить каждому ребенку на ощупь определить, что относится к живой природе и не живой.

«Кто больше запомнит»

Цель. Находить предметы по описанию

Ход игры: лист бумаги разделить на клетки, в каждую положить картинку листика, плода или семена разных деревьев. Предложить посмотреть и запомнить, что лежит в клетках, затем отвернуться и назвать предметы. Можно усложнить – ребенок должен запомнить, какой предмет лежит в правом верхнем углу, или посередине.

«Узнай какой зверь»

Цель. Уточнять и закреплять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках приспособленности диких животных.

Ход игры: по описательному рассказу педагога о животном (внешний вид, повадки, среда обитания) ребенок находит предметную картинку с изображением данного дикого животного.

«Как вести себя в лесу»

Цель. Формировать у детей навыки разумного поведения в лесу.

Ход игры: из предложенных правил воспитателем — дети называют нужные правила.

«Отгадай какая птица»

Цель. Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням.

Ход игры: дети по повадкам, описанию внешности, песнями угадывают птиц.

«Растения и животные Красной книги»

Цель. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемые растения и животные.

Ход игры: предложить детям карточки разных животных и растений; отобрать те растения и животных, которые занесены в Красную книгу.

«Посели животное»

Цель. Закрепить знание детей мест обитания животных (лес, луг, водоросли, почва, берег водоема).

Ход игры: ребенок получает набор карточек, на которых изображены лес, луг, водоросли, почва, берег водоема. Педагог показывает картинки с разными животными, дети кладут картинку с изображением места обитания животного.

«Когда это бывает?»

Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года.

Ход игры: воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т.д.

«Хорош- плохо»

Цель. Закреплять знания о правилах поведения в природе.

Ход игры: воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено на картинках, что можно и что нельзя делать и почему.

«Найди нужный листик»

Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Ход игры: дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» — ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

«Съедобное- несъедобное»

Цель. Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.

«Четвертый лишний»

Цель. Закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

  1. комар, пчела, лиса, шмель;
  2. трясогузка, паук, муравей, оса;
  3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
  4. кузнечик, божья коровка, воробей;
  5. таракан, сорока, муха, пчела, майский жук;
  6. стрекоза, ромашка, пчела, божья коровка;
  7. лягушка, комар, жук, бабочка;
  8. стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

«Какое насекомое, назови?»

Цель. Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых.

Ход игры: дети должны на скорость собрать разрезанную картинку, назвать насекомое. Если кто- то затрудняется, можно использовать загадки.

«Угадай, что где растет»

Цель. Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

«Кто чем питается?»

Цель. Закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно; кто чем питается.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год