Экологический проект «Покормите птиц зимой» (Проект рассчитан на детей 3-4 лет) |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Мальцева Фируза Николаевна | |||
16.04.2024 16:36 | |||
Экологический проект «Покормите птиц зимой» (Проект рассчитан на детей 3-4 лет) Трудно птицам зимовать, Паспорт проекта: Тип проекта: познавательно-творческий, Продолжительность проекта: краткосрочный (1месяц), Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, педагоги, Возраст детей: 3-4 года Методы и приемы работы: изучение, наблюдение, обобщение, слушание, фотографирование Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие Проект направлен на формирование экологического сознания дошкольников, познавательной активности. В процессе реализации проекта дети узнают о зимующих птицах нашей местности, выясняют, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, какие существуют кормушки для птиц, самостоятельно наблюдают, делают выводы. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, организацию проблемных ситуаций, через различные виды продуктивной деятельности.
Актуальность Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм. Воспитание заботливого отношения, чувства сопереживания необходимо закладывать в раннем детстве. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности. Предварительные беседы с воспитанниками о зимующих птицах показали пока еще недостаточные представления младших дошкольников об образе жизни и повадках птиц в зимний период времени. Поэтому было решено осуществить проектную деятельность с воспитанниками, чтобы вызвать интерес к жизни птиц, обогатить знания по данной теме, привлечь детей к активному наблюдению и подкормке птиц. Наша задача — воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете — птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели; дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. Цель Практическая- создание условий для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы -птицам. Педагогическая – повышение педагогического опыта в рамках реализации проекта. Задачи
Ожидаемые результаты и предполагаемые продукты проекта
Этапы работы 1 этап. Подготовительный
2 этап. Основной
3 этап. Заключительный
План мероприятий РОД «Подкормим птиц зимой» (А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. Издательство Мозаика – Синтез Москва, 2015). Цель. Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах. Наблюдения Наблюдение за голубями. Обратить внимание на внешний вид птиц, их повадки, развивать наблюдательность. Организовать кормление. Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Наблюдение за воробьями. Обратить внимание детей на внешний вид воробья, его повадки; активизировать слова маленький, быстрый, прыгает.. Наблюдение за синичками. Обратить внимание детей на особенности внешнего вида птицы, ее повадки. Наблюдение за птицами у кормушки. Учить детей заботиться о птицах; развивать наблюдательность, формировать интерес к миру природы. Дидактические игры: «Большой – маленький», «Один – много», «Угадай, что за птица», «Что в мешочке?», «Какая птичка улетела?» Цель. Расширить знания детей о птицах. Обогатить словарь детей по данной теме. Лепка «Ягоды для снегирей». Закреплять умение детей раскатывать пластилин между пальцами круговыми движениями, умение отщипывать маленькие комочки для лепки. Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц. Закрепить представления детей об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюёт ягоды). Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах. Воспитывать аккуратность и внимательность. Рисование: «Корм для птичек» Учить детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками. Создать радостное настроение – накормить птиц зимой. Раскрашивание силуэтов птиц. Развитие мелкой моторики рук. Учить подбирать цвета в соответствии с окрасом птиц. Пластилиновые заплатки «Зимующие птицы». Закреплять знание частей тела птицы, активизировать слова «крылья», «хвост», «клюв», развивать мышление, координацию движений, моторику. Рисование ватными палочками «Ягоды для птиц». Закрепить прием изображения ягод при помощи ватных палочек, побуждать желание включаться в творческую деятельность, закреплять представление о жизни птиц зимой. Аппликации групповые «Птицы на кормушке», «Снегири на ветке» Создать условия для развития творческого интереса, закреплять навыки работы с бумагой и клеем, прививать аккуратность, чувство эстетического вкуса. Чтение художественной литературы о птицах:
Отгадывание загадок по теме Разучивание стихотворений Совершенствовать речь детей, обогащать словарный запас, формировать умение строить речевые высказывания; формировать заботливое отношение к пернатым. Беседы
Рассматривание сюжетных картин:
(В. В. Гербова. Наглядно-дидактическое пособие «Развитие речи в детском саду». Для занятий с детьми 3-4 лет). Учить детей рассматривать картину, радоваться изображенному, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию, делать простейшие выводы; развивать слуховое внимание, наблюдательность. Трудовая деятельность Готовим корм для птиц – крошим хлеб, оставшийся от обеда. Продолжать учить заботиться о птицах, напомнить о том, что люди должны помогать птицам. Кормим птиц. Дать детям поучаствовать в совместном труде со взрослым, получить положительные эмоции, воспитывать бережное отношение к птицам. Готовим корм для птиц – смешиваем семечки, крупу, зерна. Учить трудиться вместе со взрослыми, получать положительные эмоции. Взаимодействие с родителями
Участие в заочном межрегиональном конкурсе кормушек «Удобно и съедобно» в рамках акции «Покормите птиц зимой» (конкурс проводит государственный природный биосферный заповедник «Керженский»). Цель. Активное сотрудничество с родителями; вовлечение в образовательный процесс. Размещение материала для родителей в соцсети в группе «Звездочки». П/И «Птички». Цель. Упражнять детей действовать по сигналу педагога, бегать в разных направлениях одновременно всей группой, использовать всю площадь зала. П/И «Воробушки и автомобиль». Цель. Учить детей выполнять игровые действия, способствовать повышению выразительности движений, повышать двигательную активность, развивать координацию движений. П/И «Воробышки в гнездышках». Цель. Упражнять детей действовать по сигналу, выполнять бег и ходьбу врассыпную, перешагивание через обруч, ориентироваться в пространстве, использовать всю площадь зала. Пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Воробей», «Зимние птицы», «Дятел», «Птичья кормушка» и др. Цель. Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук; через использование пальчиковых игр знакомить детей с названиями птиц, звуками, которые они издают, местом их обитания, привычками и названиями их основной пищи. Ресурсы и оборудование 1. Кадровые ресурсы:
2. Информационные ресурсы:
3. Материально-технические ресурсы:
4. Программно-методические ресурсы: — Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Дорофеевой. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» — Санк-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. В. В. Гербова. Наглядно-дидактическое пособие «Развитие речи в детском саду». Для занятий с детьми 3-4 лет. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. Издательство Мозаика – Синтез Москва, 2015. Вывод В результате проектной деятельности дети познакомились с птицами, зимующими в нашей местности (воробьем, голубем, вороной, синицей, снегирем, поползнем, дятлом); научились различать их по внешнему виду; приобрели первоначальные навыки кормления птиц. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Родители с воспитанниками приняли участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях. При этом укрепились детско-родительские отношения. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами и загадками о птицах. Главный результат-это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми. Список использованной литературы
В этот самый трудный час Спасенье птицы ждут от нас. Кормите их! Согрейте! Повесьте домик на суку, Рассыпьте крошки на снегу, А то и манной кашки… И оживут бедняжки! По небу весело скользя, Взлетят пернатые друзья. И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое!»
|