«Лес — наше богатство» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Вороненкова Галина Николаевна | |||
15.12.2024 08:55 | |||
«Лес — наше богатство» Цель: Закрепление знаний о лесе как природном сообществе. Задачи: Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Активизация словаря: хвойные, лиственные, кустарники. Обогащение словаря: хвоя, сосновый бор, смешанные. Оборудование: карточки к игре «Узнай дерево по листу», картины лиственного дерева, картина хвойного дерева, картина соснового бора. Формы организации: фронтальная. Форма организации детей: I-дети стоят полукругом; II-III – дети стоят полукругом. Подготовка воспитателя: написание конспекта, подготовка оборудования. Предварительная работа: беседы о лесе, рассматривание картин. 1. Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать. Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят: Ваню — земляникой, Таню — костяникой, Машеньку — орешком, Петю — сыроежкой, Катеньку – малиной, Васю –хворостинкой. -Так куда мы с вами отправимся? Покружились, покружились и в лесу мы очутились. Какой свежий воздух в лесу, дует ветерок. 2. Ребята, вы любите гулять в лесу? -Что вам нравится в лесу? -Чем вам запомнилась прогулка в лес? -Скажите, а вы знаете, какие виды деревьев растут в лесу? -Правильно хвойные и лиственные. Какие лиственные деревья вы знаете? Какие хвойные деревья вы знаете? -Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? На ветках лиственных деревьев растут листья, а на ветках хвойных деревьев – хвоя, это такие листья у ели и сосны. Что происходит с листьями лиственных деревьев осенью? Осенью листья с лиственных деревьев опадают. У лиственных деревьев листья широкие, если они не опадут осенью, зимой на листьях останется много снега, из-за этого ветки могут сломаться. Хвоя опадает 1 раз в 2-3 года, не сразу со всего опадают дерево, а постепенно. Хвоя так не задерживает снег на ветках. Ребята, давайте поиграем в игру «Узнай дерево по листу». Д/ИГРА «Узнай по листу» У вас лежат листы с заданием, нужно совместить линией листы с деревьями. Давайте проверим. У клена лист какой? У березы лист какой? У осины лист какой? У рябины? У дуба? и т.д. -Ребята, кроме деревьев, что еще растет в лесу? Какие кустарники вы знаете? Посмотрите, здесь изображен можжевельник и шиповник. Чем деревья отличаются от кустарников? Кустарники имеют несколько стеблей, которые объединены общей корневой системой, а у дерева имеется один ярко выраженный ствол. Еще в лесу есть много травянистых растений, какие травянистые растения вы знаете? Клевер, колокольчик, одуванчик, они низкие, как трава, поэтому и называются так. А еще в лесу растет мох. Мох – это растение, которое стелется по земле, растет в сырых местах, на земле, на деревьях, на камнях. Давайте посмотрим на схему и вспомним, что растет в лесу (деревья, кустарники, травы, мхи) Если в лесу растут одни березы, то это какой лес? Если ели? А где сосны? Если разные деревья в лесу? -Леса ребята, бывают разные. Хвойные леса в них растут, только хвойные деревья, давайте посмотрим на картину. В берёзовых рощах растут, одни берёзы -это светлые леса. Ветки у березы тянутся кверху, листья некрупные, стволы белые, вот и светло в таких березовых лесах. В еловых лесах также светло? Нет, в них сумрачно, почему? Ветки растут до самого низа, до земли. Давайте рассмотрим картину, посмотрите, какие красивые береза стоят. Лес, где растут сосны на сухом возвышенном месте, называют бором. Как называют сосновый лес? Сосновый бор-лес, который растет на сухом возвышенном месте. В сосновом бору растут только сосны, там приятно пахнет смолой. Сосновые боры считаются лечебными. Воздух в сосновом бору обладает целебным свойством. Как называется лес, где смешались все деревья? Смешанные леса в них растут и лиственные и хвойные деревья. Давайте рассмотрим картину смешанного леса, посмотрите, сколько здесь разных деревьев. Назовите их. Вот какие разные леса бывают. Сейчас мы с вами отдохнем и прогуляемся по нашему лесу. Физкультминутка «По тропинке в лес шагаем» По тропинке в лес шагаем ходьба, высоко поднимая колени Ножки выше поднимаем. На пути у нас ручей проходят по бревнышку Ты его преодолей! Мы по бревнышку пройдем И в ручей не упадем! Впереди у нас болото перепрыгивают по кочкам Упасть в него нам не охота. Мы по кочкам, прыг да скок Вот и попали мы в лесок! разводим руки в стороны Лес красивый, славный лес, Запах тайны и чудес! дыхательные упражнения под звуки леса В лесу живут разные животные, каких лесных животных вы знаете? Хищные звери- волк, лиса, медведь, рысь, куница. Травоядные– это заяц, белка, лось, олень. Каких лесных птиц вы знаете? Лесные птиц -это сорока, соловей, сова, синица, дятел, клёст. Лес-это общий дом для растений и животных, которые в нём находят пищу, места для гнёзд, нор. -Ребята, как вы думаете, какую роль играет лес в жизни человека и животных? -Правильно, ребята. -Как вы понимаете эти слова: «Лес — наше богатство»? -Лес-это богатство страны. Он нужен всем нам для отдыха, он украшает нашу землю, кормит людей и животных. Лес сохраняет реки от высыхания, даёт планете чистый воздух. Ребята, давайте не будем обижать наших друзей, будем беречь их, не ломать понапрасну веточки, не срывать листочки. -Ребята, а вы знаете, как правильно вести себя в лесу, что можно делать, а чего нельзя? -Правильно ребята, в лесу нельзя ломать ветки деревьев, кустарники, топтать грибы, даже ядовитые они являются лекарством для животных, нельзя разорят птичьи гнёзда. Сейчас я предлагаю вам поиграть в «Экологический светофор». У вас на столе лежат 2 круга: красный и зеленый. Я буду называть ситуацию, а вы поднимать кружки. Красный — запрет, зеленый — разрешено. Вам нужно объяснить свой выбор. Ходим, ходим по лужку, Собираем по цветку Красный, белый, синий цвет Замечательный букет (красный, так как нельзя рвать цветы, т.к растения не смогут размножаться) Зайку серого найду, Принесу его домой Будет этот зайка мой. (красный, нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибнут) Посадили деревце У себя во дворе, Пусть растёт зелёное, Лист резной, лист резной. Поливаем деревце Часто, часто мы Чтоб оно со временем Нам дало плоды. (зелёный, посадка деревьев это очень хорошо) Я кузнечика словил, В банку с травкой посадил. Пусть покажет, как трещит, Как усами шевелит. (красный, нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных) С папой сделали мы домик Для синичек, воробьёв, Каждый день их хлебом кормим (зелёный, нужно помогать птицам зимой) Ёлочку зелёную Срубили топором, Из лесу душистая К нам приходит в дом (красный, нельзя рубить деревья, они дают нам кислород, это дом для животных) Лесники заботятся о том, чтобы леса не старели, чтобы в них появлялись молодые деревца, зимой подкармливает животных. Лес-это замечательное природное богатство. Лес надо любить и ценить, он красив во все времена года. Тот, кто чувствует красоту леса, наполняется хорошими, добрыми чувствами. Посмотрите на дерево, давайте не дадим погибнуть и засохнуть лесу. Что не хватает этому дереву? Я предлагаю вам взять листочки, вы будете называть, что нужно делать, чтобы дерево зеленело, также вы можете называть правила поведения в лесу, в природе. Посмотрите на дерево, как оно ожило от ваших добрых дел и слов в защиту природы. 3. Вам понравилось наше путешествие? Давайте вернемся из леса. Покружились, покружились, в детском саду мы очутились. Что нового вы узнали? Почему надо беречь лес? На этом наше занятие закончено, спасибо!
|