Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности
Занятия по Экологии
Автор: Голышева Светлана Владимировна Романова Маргарита Александровна   
17.01.2025 19:48

Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельностиЭкологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности

  • Автор: Романова Маргарита Александровна, воспитатель МБДОУ №63 «Буратино», город Ульяновск
  • Автор: Голышева Светлана Владимировна, старший воспитатель МБДОУ №63 «Буратино», город Ульяновск

Введение.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.

 

Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

И кроме этого, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления; анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщения (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков.

Методическая разработка «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности» преследует цель: становление ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, развитие его экологического сознания, экологического поведения в природе, правильного отношения к ней.

В ходе ее реализации решаются следующие задачи:

  • Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
  • Расширять и углублять представления о взаимосвязях в природе;
  • Учить детей познавать объект в ходе практической деятельности с ним;
  • Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любовь к природе, формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  • Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
  • Развивать первоначальные географические представления;
  • Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь;

Анализ некоторых программ, изучение «Концепции содержания непрерывного образования» и учет методических рекомендаций разных авторов позволил разработать систему опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и составить тематическое планирование проведения наблюдений (приложение 1) в соответствии с изучаемой темой раздела программы «Ребенок познает мир природы». В планировании содержания нашли отражение ведущие теоретические идеи, которые были предложены Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, М.Д. Маханевой, О.А. Воронкевич и др., в содержании педагогической технологии «Добро пожаловать в экологию» и в методическом пособии «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»). Отбор в методическую разработку представлений о природе осуществлялся на основе ведущих идей естествознания и экологии: единства организма и среды, взаимосвязи живого и неживого, многообразия и изменчивости природы, ее целостности, единства человека и природы.

Новизна методической разработки заключается в том, что изучение программного материала по разделу «Ребенок познает мир природы» сопровождается обязательным включением эксперимента который связан с изучаемой темой. Этот тип исследования предполагает самостоятельную деятельность детей, где дети имеют возможность наблюдать, сравнивать, обобщать, зарисовывать, делать выводы.

Основная часть

Познавательно-исследовательская деятельность – это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. В ряде образовательных программ делается акцент на развитие отдельных познавательных способностей детей, что уменьшает представления детей об окружающем мире, либо на изложении воспитателем систематизированных знаний и вопросах, направленных на закрепление этих знаний.

Чем старше становится ребенок, тем больше исследовательская активность смещается с окружающих его вещей к более отвлеченным предметам и явлениям, не входящим в его непосредственный опыт. Становлению ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, которая развертывается как исследование вещей и явлений окружающего мира, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Таким образом, расширяется кругозор детей в освоении представлений о природном мире и элементарных географических представлениях; развивается любознательность, словесный анализ-рассуждение в процессе активных действий по установлению связей вещей и явлений; ребенок осваивает причинно-следственные, классификационные, пространственные и временные отношения и переходит от практических действий на уровень символических действий (символизирует связи и отношения между предметами и явлениями, схематизирует). Система опытов в работе с детьми по темам о живой и неживой природе и некоторых основах географических представлений, используемых на занятиях и в свободной деятельности детей, дает больше шансов развить способы упорядочения опытов, способствует пониманию явлений, происходящих в природе, выявлению причинно-следственных связей.

Методическая разработка основана на принципах:

  • принцип амплификации
  • принцип системности
  • принцип научности
  • принцип связи теории с практикой
  • принцип доступности

- принцип региональности.

Структура детского экспериментирования

Целеполагание

Выдвижение гипотез

Подтвердилось

Не подтвердилось

Формулирование выводов

Возникновение новой гипотезы

Проблемная ситуация

Реализация в действии

Подтвердилось

Формулирование выводов

Методы и приемы, обеспечивающие активную позицию ребенка при проведении эксперимента:

Для того, чтобы использовать активную позицию ребенка в опытно-экспериментальной деятельности рекомендуется использовать:

решение проблемных ситуаций (в цветочном городе – загрязнение водоемов, …);

постановку проблемных вопросов (как накормить целый город овощами?, …);

поисковую деятельность (сбор и составление гербария…),;

наблюдения (экскурсии, длительные опыты…);

работу с моделями (придумывание собственных знаков-символов);

систему игровых технологий (см. Приложение №3),;

чтение детской природоведческой литературы, выполнение заданий из рабочих тетрадей «Добро пожаловать в экологию!».

Совместная деятельность воспитателя и детей:

  • диагностика экологической воспитанности детей (первичная, текущая, контрольная)
  • наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна
  • целевые прогулки на природе
  • игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные)
  • рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы
  • беседы и разговоры с детьми на экологические темы по их интересам
  • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
  • сбор коллекций семян, камней, осенних листьев
  • опыты, поисковая деятельность
  • труд в уголке природы и на участке
  • работа с моделями
  • работа с календарями природы, дневниками наблюдений
  • различные виды изобразительной деятельности на экологические темы
  • создание книг-самоделок

- экологические досуги и праздники.

Самостоятельная деятельность детей:

  • задания для самостоятельных наблюдений в природе
  • создание проблемных ситуаций – познавательных и практических
  • разные виды игр
  • экспериментирование
  • уход за растениями и животными в уголке природы

- рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий.

Практический и наглядный инструментарий для опытно-экспериментальной деятельности.

Работу по экологическому воспитанию детей необходимо начинать с создания определенной материальной базы. Овладеть знаниями о системе общих и частных связей дошкольники могут только в том случае, если перед ними поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать. Такие условия могут быть созданы в уголке природы или в специализированном помещении. Содержание уголка для экспериментирования включает:

более 15 видов комнатных растений (алоэ, бальзамин, кливия, пеларгония, хлорофитум, традесканция, фикус, фуксия и др)

огород, где высаживаем семена укропа, петрушки, кресс-салата; выращиваем зеленый лук, траву для попугаев, помидоры и кочанный салат;

аквариум с отдельными представителями растений (валлиснерия, роголистник,), улиток и рыб.

Необходимым оборудованием для проведения занятий служат наглядные пособия, которые можно разделить на три группы:

натуральные объекты живой и неживой природы;

иллюстративные пособия;

вспомогательные приборы и оборудование.

В работе используется коллекции почв, полезных ископаемых (неживая природа), растения и животные, окружающих ребенка, и разнообразные гербарии, в том числе сделанные детьми с родителями и педагогами.

Необходима большая база иллюстративных пособий (картины, фотографии, таблицы, иллюстрации по всем темам, а также картографические пособия) и демонстрационных пособий: муляжи грибов, овощей, фруктов, модели земного шара. Должно иметься и лабораторное оборудование для проведения опытов (штативы, спиртовки, колбы, пробирки и т.д.). В детской лаборатории необходим природный материал, бросовый материал, технический и медицинский, коллекция бумаги и тканей, а также игровое оборудование.

Заключение

В результате систематической работы по детскому экспериментированию можно ожидать значительное повышение уровня экологической воспитанности детей, проявление их собственной исследовательской активности и расширение их кругозора.

Для отслеживания эффективности применения на практике методической разработки используется диагностический материал Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» и методики Л.Н. Прохоровой и В.С. Юркевич по определению показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью ( «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», методические рекомендации под общей ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004). Результаты педагогической диагностики позволяют определить уровень знаний детей по экологическому развитию и уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью. Эффективность отслеживается по пятиуровневой системе.

Уровни сформированности экологических представлений и овладения детьми экспериментальной деятельности:

Низкий уровень. Ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении заданий, допускает более пяти ошибок или не справляется с заданием. Он удовлетворяется односложной информацией не проявляет интерес к экспериментальной деятельности.

Уровень ниже среднего. Ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении заданий, допускает 3-4 ошибки или не справляется с заданием. Частично проявляет интерес к экспериментальной деятельности, не анализирует, не делает выводы.

Средний уровень. Ребенок частично проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 2-3 ошибки. Потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная. Не проявляет интерес к самостоятельной деятельности.

Уровень выше среднего. Ребенок проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 1-2 ошибки. Стремится проникнуть в причинно-следственные связи явлений, частично проявляет интерес к окружающему миру, рассуждает и аргументирует с помощью взрослого.

Высокий уровень. Ребенок с интересом, правильно выполняет задания, проявляет инициативу и самостоятельность, мотивирует свои действия. Стремится проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Использование в работе с детьми опытно-экспериментальной деятельности позволяет решать не только образовательные, но и воспитательные задачи: развитие толерантности, нравственные качества, чувство сопереживания и ответственности. Таким образом, по результатам диагностики наблюдаются изменения в уровне воспитанности детей, развитии познавательной активности и любознательности, расширении кругозора.

Приложение 1

Календарный план проведения наблюдений

Время года

Месяц

Наблюдения

Осень

Сентябрь

«Коли ясно, то и осень прекрасна»

  • «Туман»
  • «Осенний дождь, осенние тучи, осеннее небо»
  • «Что такое заморозок?»
  • «Ветер веет на просторе»
  • «Сентябрь – вечер года»
  • «Высота стояния солнца движение его по небосклону»
  • «Звездное вечернее небо»
  • «Вытканы из кружев»

«Птицы — облака»

  • «Что такое осадки?»
  • «Вольный ветер»
  • «Какая сегодня погода»
  • «Цветы на клумбе»
  • «Листья желтые летят»
  • «Труд взрослых на огороде»
  • «За грибами в лес пойдем»
  • «Насекомые»
  • «Почему птицы улетают на юг?»
  • «Домашние животные»
  • «Большой муравейник»

Октябрь

  • «Что ни день, то раньше вечер, а светает все поздней»
  • «Грустный дождик»
  • «Чудесная кладовая»
  • «Почему воздух стал холодным?»
  • «Снег в октябре»
  • «Камни в природе»
  • «Овраги»
  • «Сундучок от белочки»
  • «Осмотр детского участка. Игра «Следопыт»»
  • «Аптекарьский огород»
  • «Листопад, листопад, лес осенний конопат»
  • «Ягода — черника»
  • «Деревья и кустарники»
  • «Раз – хвоинка, Два — хвоинка»
  • «Как деревья готовятся к весне?»
  • «До чего красива осенью осина»
  • «Улетают журавли»
  • «Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»
  • «Зимующие птицы: чечетки, свиристель»
  • «Воробьи осенью»

Ноябрь

«Осенний репортаж: «Хозяйка Осень»»

«Что увижу я вокруг?»

  • «Стали дни короче, солнце светит мало»
  • «Ветер великий в природе работник»
  • «Почва – кормилица наша»
  • «Воздушный океан»
  • «Дождь и снег»
  • «Снежные тучи»
  • «Серебряная осень»
  • «Задумчивая осень»
  • «Тополь»
  • «Лопух, большой репей»
  • «Житель Севера — снегирь»
  • «Как птицы летают?»
  • «Как птицы маскируются?»
  • «Галка и ворона»
  • «Воробей и голубь»
  • «Желтогрудая синичка»
  • «Зачем кошка точит коготки?»

зима

Декабрь

«В декабре, в декабре»

  • «Что такое Солнце?»
  • «На что похожа Луна?»
  • «Сколько звезд на небе?»
  • «Декабрь – хмурень»»
  • «Снег ложится белый, белый»
  • «Спасибо, Мороз, что снегу принес»
  • «Чьи следы?»
  • «Здравствуйте, легкие звезды пушистого снега»
  • «Прогноз погоды»
  • «Как создаются приметы погоды?»
  • «Овраг зимой»
  • «Зимнее чудо – деревья в снегу»
  • «Плачутся воробушки, что весна не скоро»
  • «Птичья столовая»
  • «Прилетайте к нам друзья»
  • «Вышит снег красивой строчкой»
  • «Следы зверей»
  • «Озябли пташки малые»

Январь

«Мороз Воевода дозором обходит владенья свои»

  • «Зимнее небо»
  • «Ясный январский денек»
  • «Луна – спутник Земли»
  • «Звезды мерцают»
  • «Январь лютый»
  • «Куда дует ветер?»
  • «Проказы матушки-зимы»
  • «Очарование снега»
  • «Светло-пушистые снежинки белые»
  • «Откуда узоры на окнах?»
  • «Блестя на солнце, снег лежит»
  • «Иней — целый мир из серебра»
  • «Лед, снег и вода»
  • «Метель танцует, кружит»
  • «Как зимуют деревья?»

Февраль

«Февраль — бокогрей»

  • «Солнце яркое, солнце теплое»
  • «Луна и звезды»
  • «Дуют ветры, дуют буйные»
  • «Вьюга поднялась»
  • «А во дворе метелица»
  • «Почему середину февраля называют «сретенье»
  • «Тайна снега — наст»
  • «Снего-снего-снегопад»
  • «По дороге с облаками»
  • «Голубой шатер»
  • «Откуда берутся сосульки?»
  • «Почему происходит смена дня и ночи?»
  • «Деревья зимой»
  • «Отчего у березы ствол белый»
  • «В лесу стоят осины»

весна

Март

«Весна шагает»

  • «В весеннем небе облака»
  • «Звездочки ясные, звезды высокие»
  • «Солнце дарит всем весну»
  • «Еще неделя пролетит, и март капелью зазвенит»
  • «Если солнце ярче светит, значит, к нам пришла весна»
  • «Весеннее тепло»
  • «Первые проталинки»
  • «Влажный, серый снег»
  • «Уж тает снег»
  • «Какая сегодня погода?»
  • «Текут ручьи»

Апрель

«К нам пожаловал апрель»

  • «Ослепительное солнышко»
  • «А куда же ветер делся?»
  • «Дождик, дождик, что ты льешь?»
  • «Полезные ископаемые»
  • «Земля – матушка, а Солнце — батюшка»
  • «Весенние воды»
  • «Зима спряталась в овраге»
  • «Ледоход»
  • «Зачем деревьям и кустам стрижка?»
  • «Солнышки на траве»
  • «Где найти мать-и-мачеху?»
  • «Что такое гусиный лук?»
  • «Ива, верба и ольха»
  • «Почему у лиственных деревьев только весной набухают почки»

Список литературы

  1. Каменева Л.А. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под. ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство-пресс», 2021 – 319
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2020.
  3. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2021.
  4. Ознакомление с окружающим миром: Цикло-блочное планирование учебно-воспитательной работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста по национально-региональной программе «Парма» / Под общей ред. Н.Б. Потолицыной; Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2022.
  5. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2021. – 288с.
  6. Павленко И.Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под. ред. К.Ю. Белой. – М: ТЦ Сфера, 2021 – 176 с.
  7. Комратова Н.Г. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 144с.
  8. Тутушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. А.Е. Чистякова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с.
  9. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — С.118-195.
  10. Дурейко Л.И. Природа и здоровье. Подготовительный класс: Учеб. -метод. Пособие для преподавателей. – Мн.: «Тесей», 1999. – 124 с.
  11. Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет?. — СПб.: СОЮЗ, 1998. – 80 с.
  12. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Книголюб, 2005. – 104 с.Наблюдения за объектами живой и неживой природы с детьми 3-7 лет (из опыта работы): Метод. пособие/ Сост. И ред. Т.В. Хабарова; Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2006. – 86 с.
  13. Методические рекомендации к программе «Детство»
  14. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности и в повседневной жизни (электронный ресурс) — http: //dohcolonoc. ru/
  15. Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста (электронный ресурс) — http: //allbest. ru/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год