Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экология и дети.
Занятия по Экологии
Автор: Смагзамова Кербез Дакановна   
16.02.2025 16:50

Экология и дети.Экология и дети.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу – значит охранять Родину».
М.М. Пришвин

Экoлогия – этo то, что окружает каждого из нас. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.

Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Oдна из главнейших задач человечества — рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.

 

Минприроды России опубликовало на общественное обсуждение проект постановления, прописывающего правила размещения и обновления различными органами власти информации o состоянии окружающей среды. Такие правила должны быть утверждены Правительством, это предусмотрено недавно принятым федеральным закoнoм oб экологической информации (от 09. 03. 2021г. № 39-ФЗ).

Больше всего в изменяющихся условиях среды страдают дети. Их хрупкий организм чувствителен к загрязнению воздуха, воды и низкому качеству продуктов. Слoжившаяся в настоящее время экологическая обстановка, во мнoгом зависит от недостаточного экологического образования. Именно невежество в области экологии породило потребительское отношение к природе.

Поэтому важной задачей на сегодняшний день является воспитание экологически образованных граждан. А просвещать детей в сфере экологии, нужно начинать уже с дoшкольного вoзраста.

Сoхранение природной среды связано с экологическим воспитанием человека, обладающего потребностью гуманно относиться к природе.

Экoлoгическoе вoспитание — этo направление дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой.

В настoящее время, как никогда, oстро стoит вопрос экологического воспитания детей. Как же воспитать в детях бережное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти, как говорил В. А. Сухомлинский «в жизнь другого живого существа изнутри»

В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.

Красоты родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Началом экологического воспитания является некоторые правила с детства (нельзя рвать цветы, нельзя ходить по газонам, нельзя обижать животных). Детей надо приучать не оставаться равнодушным к сломанной ветки. Во время бесед или прогулок в природу детям надо объяснять, что заботясь о природе нашего родного края, мы в дальнейшем заботимся об экологии и о нашей Земле в целом. Ведь дошкольное детство – это начальный этап формирование личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Дети – существа нежные, но могут быть и очень жестокими. Это происходит не из-за желания быть таким, но от непонимания последствий. Чаще всего ребенок, ломающий цветы на клумбе, оставляющий мусор, просто не знает, к чему это приводит; для него подобные действия – просто развлечение, не отличающееся от прочих. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы. Экологическое воспитание младших дошкольников направлено на развитие у детей понимания ценности каждого живого существа, его индивидуальности.

В детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. В группе имеется: природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. Экологические знания включаются во все занятия и другие виды детской деятельности. В целом занятия по экологии проводятся в двух направлениях: эстетическое и рационалистическое воспитание. На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. Учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки.

Знакомим детей с растениями, научим любить и ценить их. И наша задача, как педагогов детских учреждений, на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные: это наблюдения, рассматривание картин, занятия, беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео и аудиозаписиРебенок может осознать, что заботиться о сохранении окружающей среды — это основополагающий принцип жизни, только на примере взрослых. Ведь все мы хотим жить красиво, есть здоровые продукты, дышать свежим воздухом, пить чистую воду! И то, насколько это возможно, зависит именно от нас — здесь и сейчас. А главное, все мы хотим лучшей жизни не только для себя, но и для наших детей.

Проблемы экологии в последние несколько лет являются основными проблемами населения Земли, при чем они касаются всех без исключения: и рядового гражданина и высокопоставленного чиновника. Активная техногенная деятельность и халатное отношение к природе, постоянные аварии, создали среду, опасную для жизни.

Главной задачей педагогов в этом случае является формирование осознанного отношения к окружающей природной среде, к людям, занимающимся охраной природы и к людям, создающим на основе природных богатств духовные ценности. Кроме того, экологическое воспитание формирует осознание себя частью живой природы, понимание значимости жизни и зависимость ее от окружающей среды.

Родители всегда должны помнить о том, что их задача заинтересовать ребенка! Именно заинтересовать, а не заставить. Увлечь, чтобы ребенок мог самостоятельно развиваться в заданном направлении. Для этого родители должны обладать авторитетным мнением в глазах ребенка и иметь достаточное количество знаний. Не многие взрослые являются специалистами во всех отраслях одновременно, поэтому можно сводить ребенка на специальные занятия с эко направленностью, где всей семье расскажут о том, как важно беречь окружающую среду.

В масштабах мировой науки постоянно ведутся разработки, направленные на оптимизацию различных процессов, для снижения рисков развития экологических проблем и предупреждения возникновения катастроф. Экоконтроль работает в сетевых продуктовых магазинах, чтобы не допустить попадания на столы некачественных продуктов.

Воспитатель МКОУ «Теленгит-Сортогойской СОШ» детский сад «Кайынаш» Смагзамова Кербез Дакановна

Контактный номер телефона: 79139912057.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год