Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Экологические проекты в подготовительной группе.
Занятия по Экологии
Автор: Михеева О.М., Кузина О.К., Маслак Н.С.   
12.08.2021 09:31

Экологические проекты в подготовительной группе.Экологические проекты в подготовительной группе.

Воспитатели: Михеева О.М., Кузина О.К., Маслак Н.С.

Ребенок должен иметь возможность удовлетворять свои интересы и потребности в самостоятельной деятельности, которая рассматривается как деятельность, выполняемая без непосредственного участия воспитателя. Задача воспитателя поддерживать эту инициативу в различных видах деятельности.

Проект «Комнатные друзья», темой которого были комнатные растения, родился спонтанно: я принесла в группу огромный цветущий куст пеларгонии, и мы с детьми решили поставить эту красоту в приемной. Каково же было наше разочарование, когда цветок начал умирать.

 

Скачать конспект

Ребята изо всех сил старались спасти пеларгонию, применяли все знания об уходе за растениями: поливали, рыхлили, опрыскивали, обирали сухие листья и цветы. Но проблема была в том, что знания детей о цветах слишком обобщенные, они не осознавали, что каждый цветок индивидуальность и требует особого ухода и условий для жизни. Пеларгонию спаси не удалось, и мы с детьми сделали вывод о том, что мы что-то делали не так. У ребят возник вопрос: «А вдруг все цветы в нашей группе погибнут?» Чтобы этого не произошло мы решили создать паспорт для каждого цветка, живущего в нашей группе, где содержалась бы вся необходимая информация о растении и уходе за ним.

Я сделала паспорта комнатных растений, которые несли лишь информацию,

лишенную эмоциональности. А вот дети вместе с родителями создали такие паспорта, где провели аналогию между собой и цветком. Составили дома рассказ о цветке и о себе, с которым выступили перед всей группой. А двое из родителей принесли еще и отростки пеларгонии, за место погибшего цветка.

В феврале прошлого года, мы с группой экологов начали реализовывать проект «Зеленый подоконник». Изучая необходимые условия для роста лука мы создали для луковиц четыре различных условия и наблюдали как растет в этих условиях лук.

  1. Лук посажен в землю, поливается, стоит на солнце
  2. Лук опущен в воду, стоит на солнце (без земли)
  3. Лук посажен в землю, стоит на солнце (не поливается)
  4. Лук посажен в землю, поливается, нет доступа к солнцу (в закрытой тумбочке)

Не буду рассказывать об этом исследовании подробно, так как все, наверняка, проводят его в своих группах. Скажу лишь о том, как на протяжении всего проекта поддерживался интерес детей к наблюдению за луком, и какие эмоции переживали ребята во время исследования. Наблюдая за детьми, проводившими это исследование, я заметила, что эмоциональный отклик вызвала у них лишь одна единственная луковица, попытайтесь догадаться какая?

Через две недели после посадки они начали уговаривать меня поставить луковицу на солнце, чтобы она выздоровела, ребятам было ее очень жалко. Утром, только войдя в группу, каждый бежал заглянуть в тумбочку, жива ли еще бедная луковка. По многочисленным просьбам детей, мы начали проводить работу по спасению, не видевшей солнца луковицы. Влияние солнца на жизнь и здоровье растений стало осознанным. За ростом других луковиц было обычное наблюдение, без эмоций, которое фиксировали в дневнике наблюдений. Даже луковица, не получавшая воду, не вызвала эмоций. «Она же не болеет, потом вырастет, когда польем», — сказали мне дети.

Когда мы с ребятами садили лук в ящичек я задала вопрос «можно ли из луковиц смастерить луковое дерево?», ответы были разные, кто-то говорил категоричное «нет», другие считали, что можно, но не знали как. Пообещала ребятам подсказать ответ, но лишь после того как они предложат мне свои варианты по решению этой проблемы, дома родители с детьми подумали, и на следующий день проблема была решена.

Мы посадили лук в бутылку, и новая проблема как полить, вся вода стекает вниз, а земля остается сухой. И снова я не даю готового ответа, но обещаю детям дать подсказку, лишь после того, как они предложат мне свои 3 варианта решения проблемы (хочу добавить, что часто в работе с детьми при решении возникающих проблем использую прием, который называю «3 варианта»). Лук еще на сутки остается не политым. Дети при помощи родителей, как всегда находят выход – бутылку с луком на пол часа замачиваем в ведре с водой — лук полит и должен начать расти, но в какую сторону, если луковка посажена боком? Все как один, уверенно говорят, что зелень лука будет расти в стороны (показывают поднятые в стороны руки). Мне приходит в голову предложить детям еще один вариант посадки лука – в верх корнем, сразу обрезаю бутылку — садим. Спрашиваю: «А как будет расти зелень у такой луковицы?». Все показали руками в пол, кто-то сказал, что может даже прорастет землю насквозь.

По моей просьбе дети зарисовали свою гипотезу. Спустя время, когда лук вырос, а все наблюдения были отмечены в дневнике, я вновь попросила ребят нарисовать на листках как вырос наш лук. После раздала каждому его первый рисунок и попросила сравнить. Было такое недоумение (они уже забыли о первых рисунках), реакция была разной: кто-то пытался доказать, что рисунок не его, потому что он всегда знал, что растение тянется к солнцу, другие удивлялись почему сразу не догадались, ведь все так просто. В конце этого наблюдения дети сами подвели итог, сделали вывод не только о том, что все растения тянутся к свету, но и о том, что догадки и предположения не всегда могут быть правильными.

А из рисунков мы решили сделать игру «Луковое лото», сделали сами, своими руками, вместе придумали правила, и поэтому она очень ценная и не даст нам забыть об этом исследовании.

Так же в процессе реализации проекта мы с ребятами создали необычных травянчиков и оживили их. Хотела бы отметить, что когда травянчики были готовы и пришло время их полить – вода не впитывалась, а скатывалась по ткани мимо. Ребята, уже имея опыт особенностей полива лукового дерева, сразу сами догадались замочить травянчиков в тазик с водой. Я было рада тому, что опыт выращивания лука дети смогли применить к другим объектам.

Самостоятельная деятельность – явление полностью свободное для ребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия для безопасной свободы ребенка, т.е. предметно-развивающую среду, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (214) выйдет
24 октября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (213) за 2021 год
Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год