Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сценарий - Именины Земли
Этот день в истории
Автор: Главный Редактор   
21.07.2016 21:07

ИМЕНИНЫ ЗЕМЛИ

Автор Лукиных Т.Н., педагог  дополнительного образования Шадринской станции юных  натуралистов

Цели:
-расширение знаний о растительном мире (сорных и злаковых растениях);
-воспитание в детях любви и бережного отношения к русским народным традициям и обычаям;
-привитие навыков самостоятельной работы;
-развитие активности, инициативы творчества.


Оформление кабинета:
-кабинет оформляется в виде русской избы;
-в центре стола каравай хлеба;
-репродукция картины И.Шишкина «Рожь»;
-кроссворд;
-фотографии сохи, бороны, плуга;
-иллюстрации с изображением русских национальных блюд (каша, шаньги, калачи).

Живущим завтра будет так же необходим наш сегодняшний нравственный и культурный опыт, как нам сейчас необходим опыт людей, которые жили до нас. Нравственные и духовные ценности русского человека имеют огромный запас прочности, так как сложились они не за одно столетие, и какому бы испытанию ни подверглись – суть их остается незыблемой.
Воспитывая в детях бережное, разумное отношение к родной земле («земле – матери, кормилице, хлеборобице»); гуманное отношение к животному и растительному миру; хозяйственное отношение к хлебу, зерновым культурам («хлеб – это жизнь», «выше, важнее хлеба не будешь, маленькое, да зернышко»); нравственное отношение к труду и природоохранительной деятельности («земля любит хорошего хозяина», «человек должен быть трудолюбив, как пчела») и др., мы формируем экологическое сознание и экологическую культуру наших детей в целом.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

У меня на ладони дышит влажный комок земли. Земля… Это истинное чудо. То единственное, что превыше всего. Земля – мать всех поколений, колыбель человечества. Земля дает нам духовные и физические силы.
Предки русского народа, древние славяне называли землю ласково «Земля-матушка», «мать сыра земля», т.к. земля наряду с воздухом, водой и огнем является одной из основных стихий мироздания. Это она, земля, кормит, поит, одевает, нежит. Голубит в свое время цветами, обвевает прохладой, осушая с нас пот усталости.

Издавна на Руси праздновались именины Земли. Обычно этот праздник устраивался в весенне-летнее время, когда земля находилась в полном цвету, или в конце лета, когда она давала людям свои плоды.

Сегодня мы собрались, чтобы поздравить именинницу Землю-матушку. Давайте сядем в кружок по солнышку и начнем наш праздник с чтения стихов о Земле- кормилице.
(Конкурс стихов)

Ведущий: А вы когда–нибудь задумывались над тем, с чего начинается земля? Земля начинается с поля. Почему?
-Потому, что поле дает нам хлеб.
(Звучит припев песни «Шумят хлеба», муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова).

Ведущий: Поэтому на Руси крестьянин испокон веков одухотворял поле, относился к нему, как к живому существу, соблюдая библейскую заповедь: « Не причиняй вреда ни земле, ни морю, ни дереву».

Выходя в поле сеять хлеб, крестьянин обувал широкие «зимние» лапти: «Чтобы не давить землю – живая она, тяжесть чувствует, а в лаптях-то мягче ей, легче».
Во время весенних полевых работ дети старались, распевая специальные песенки –
«заклички», вызвать дождь или солнце.

(Входят ребята в русских народных костюмах).

Дождик, дождик, пуще Дождик, дождик, пуще!
Наварю я гущи Дам тебе гущи,
И поставлю под кровать Хлеба каравай,
Станут курицы клевать. Хоть везде поливай!
Радуга-дуга, Дай Бог дождик
Не давай дождя, В толстые вожжи!
Давай солнышка, Поливай весь день
Колоколнышка! На наш ячмень,
На бабью рожь,
Радуга – дуга, На мужичий овес,
Принеси нам дождя! На девичью гречу,
На маличье просо.

Ведущий: Какие пословицы о земле вы знаете? (Ответы детей).
(Конкурс «Кто вперед соберет пословицу из разбросанных слов»).

ЗЕМЕЛЬКА ЧЕРНА, А БЕЛЫЙ ХЛЕБ РОДИТ.

ЗЕМЛЮ ПАХАТЬ – НЕ В БАБКИ ИГРАТЬ.

Демонстрируется репродукция картины И. Шишкина «Рожь».
Вспомните названия и назначение этих предметов.
(Ребятам демонстрируются фотографии сохи, плуга, бороны).
-Основным пахотным орудием на Руси была соха. «У матушки – сошки золотые рожки».
-Кроме того, на Черноземье использовался плуг.
-После вспашки использовалась борона для разрыхления и перемешивания пластов и уничтожения сорных трав.

Ведущий: Выражение «хлеб – батюшка» связано с реальной жизнью крестьянина – землевладельца, для которого изделия из хлеба были основным средством поддержания жизни.
Способность одного ржаного зернышка давать несколько стеблей, стойкость к влаге и холоду сделали рожь необходимым и любимым злаком на Руси.
Рожь - это, прежде всего, хлеб, а о хлебе в числе тысяч других сложена и такая поговорка: «Ешь пироги, хлеб береги». Каждая работа, связанная с зерном, начиная с сева и кончая размолом, носила почти ритуальный характер. Благородство и кощунство человеческое яснее всего выявлялось около хлеба. Без хлеба тотчас же тускнеет вся трудовая и бытовая крестьянская жизнь.

Садимся за стол именинницы. Какими же житными блюдами угощали гостей на Руси?
(Ребята рассказывают о том, что они узнали от своих бабушек или прочитали в книгах).
-Из ячменя и гороха варили кутью – древнюю славянскую еду.
-Если пироги пекли из смеси ячневой муки с другой (пшеничной, овсяной или горохом), их называли двоежитниками, троежитниками.
-А рожь и ячмень часто называли словом «жито».
-В большие праздники пекли чистые пшеничники (из одной пшеничной муки).
-Самым любимым и известным считался рыбник, когда в тесто загибали свежего леща, судака, щуку. Начиняли пироги и бараниной, и соленым свиным салом, и рублеными яйцами. Самая оригинальная начинка была из рыжиков. Но в праздник губник или рыжечник популярностью не пользовался, считалось, что это вульгарная начинка.
-Посыпушками назывались пироги, политые сметаной, посыпанные крупой и после печи, обильно помазанные маслом.
-Налитушками назывались пироги, политые разведенной на молоке картошкой и сметаной.
-Пекли саламатники – рассыпчатую, хорошо промасленную кашу из овсяной крупы.
-Пекли в дорогу калачи.
-В день весеннего равноденствия сажали в печь «жаворонков» - миниатюрных тютек из пшеничного теста.
Ведущий: Отгадайте, какая из круп лишняя и почему?
(Игра «третий лишний»).
Манка, рис, пшеничная крупа.
Что же называли русские люди словом «хлеб»?
Словом «хлеб» русские крестьяне называли зерновые культуры, такие, как, рожь, ячмень, пшеница; продукт, изготовленный из ржаной или пшеничной муки, - круглый, без начинки, весом от одного до трех килограммов.

«ХЛЕБУШКО»

С. Погореловский

Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
(Стихотворение иллюстрируется показом серии картин, объясняющих путь хлеба к столу).
Пауза отдыха.
Ведущий: Угадайте, какие православные праздники на Руси не обходились без зерновых культур и связанных с ними стихов, попевок, закличек.
(Инсценировка. Входят ребята в русских народных костюмах, прославляют Рождество, разбрасывают по полу зерно, поют колядки).
Добрый тебе вечер, ласковый хозяин,
Радуйся!
Мы к тебе, хозяин, с добрыми вестями,
Сын Божий народился
С добрыми вестями
Из святого Града
А на том на слове бывайте здоровы.
Радуйся! Радуйся! Радуйся!
А за те колядки, дайте булки сладки.
(Входят ребята с Масленицей и поют заклички).
Масленица, не скупися, масляным блинком поделися.
Тинка, тинка, подай блинка, оладышка – подзабавушка.
Масленица, сахарные твои уста, сладкая твоя речь,
Приезжай к нам в гости на широкий двор.
(Входят ребята с крашеными яйцами и поздравляют с пасхой.)
«Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»

Ведущий: Сейчас при помощи наших корреспондентов мы побываем с вами в разных странах и узнаем, какие же культуры являются самыми древними на земле:
-В Китае первым хлебным растением считается просо и рис.
-В Индии – хлопок и рис.
-В Египте – ячмень.
-В Америке самая старая культура – кукуруза.
-У нас самые ранние находки различных культурных растений сосредоточены в Туркмении – зерна пшеницы, ячменя, семена винограда.
-При помощи радиоуглеродного метода был определен возраст самой древней культуры. Ей оказался крупнозерный ячмень в Иране. Зернам этого ячменя почти 9000 лет.

Ведущий:
1.В корме для попугаев содержится (просо).
2.На стеблях белеют чашки.
В них и нитки, и рубашки (хлопок).
3. Без какой культуры не обходится стол китайца (рис).
4. Из какой муки на Руси готовили праздничное блюдо (пшеница)
5. Зернам какого злака, найденного в Иране, 9000 лет (ячмень).
6. Растение – переселенец (кукуруза).

(Защита коллективных работ: плакатов, выполненных группами ребят).

-Сорняки – это целая страна растений, которые приспособились к условиям жизни культурных растений, наносят огромный вред земледелию. Они отнимают у сельскохозяйственных растений влагу и питательные вещества, затеняют и заглушают посевы.
-Мусорная растительность произрастает около жилья.
-Человек, поселяясь на каком-либо месте, неизбежно подавляет дикую растительность, обнажает почву и удобряет ее отбросами. В результате, около жилья человека появляются: лебеда, крапива, бодяк. Эта растительность проникает в сады, огороды, заброшенные места. Такие растения защищены от уничтожения их животными или человеком: одни из них ядовиты ( белена, дурман), другие жгучие (крапива), многие снабжены колючками (бодяк, осот полевой), иные совершенно не боятся вытаптывания (подорожник, спорыш).

-Сорная растительность встречается на лугах, пастбищах, в лесах (вырубки, опушки, лесные дороги). Большой вред приносят пожары, т.к. на выгоревших территориях быстро распространяются сорняки (осот, куколь, пастушья сумка, марь белая, ромашка непахучая).

-Не всякое сорное растение может стать полевым сорняком (пырей ползучий, василек). При постоянной обработке почвы оно должно выдержать различные повреждения и обеспечить себе совместное проживание с культурными растениями.

Ведущий: Интересно, что все без исключения хлебные злаки являются однолетними растениями и ученые решили получить гибрид, скрестив пшеницу с сорняком.
Сообщение:
-После долгих поисков русский ученый Цицин вывел новый сорт пшеницы, скрестив его с пыреем. Дикорастущий, непривередливый злак, он мог щедро передать гибридному потомству многие из своих полезных свойств: неприхотливость к почвам и уходу, устойчивость к болезням, вредителям, морозам и засухам, к тому же обладает завидным долголетием. В результате много лет на наших полях колышутся тугие колосья гибридной пшеницы. Говоря о пшенице, нельзя не упомянуть о ее сестре ржи. Сначала рожь была сорняком, но ржаная мука оказалась наиболее полезной.

-И даже василек, неизменный спутник ржи, пользуется среди людей заслуженной славой. Это лекарственное растение.


Заканчивается праздник просмотром детских подарков Земле-имениннице – композиций из злаков и сухоцветов.

Много на земле растений разных:
Ярких, невзрачных, полезных и страшных.
У каждой травинки есть место и роль.
И злак, и сорняк нам нужны так порой,
Что стоить подумать о них и сохранить,
Ведь нам без растений никак не прожить.


Заключение

Праздник «Именины Земли» проводится в мае и рассчитан на средний школьный возраст детей (12-13 лет). Педагог начинает и заканчивает праздник, основными же ведущими являются сами дети. Данное мероприятие является итоговым, ребята показывают свои знания, демонстрируют умение работать самостоятельно, а также раскрывают свои творческие и актерские способности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 9 (325) выйдет
18 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год
Скачать Номер 45 (314) за 2023 год
Скачать Номер 44 (313) за 2023 год
Скачать Номер 43 (312) за 2023 год
Скачать Номер 42 (311) за 2023 год