Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
Фольклор
Автор: Копылова Л.А. Чурилова Е. В.   
18.05.2018 16:39

Проект «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»Проект «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»

(познавательно-творческий)

Авторы проекта

  • Копылова Л.А. воспитатель по ИЗО
  • Чурилова Е. В. учитель — логопед

Возраст детей: 5 – 7 лет

Срок реализации: 1 года

Паспорт проекта

Наименование проекта «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

 

Скачать конспект

Составитель проекта Копылова Л.А. воспитатель по ИЗО, Чурилова Е. В.учитель — логопед МБДОУ «ДС «Журавушка»

Вид проекта Познавательно — творческий

Цель проекта Приобщение к истокам русской национальной культуры — закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи проекта

  • Создать условия для знакомства детей с русским бытом.
  • Способствовать ознакомлению детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми и игрушками.
  • Способствовать знакомству и практическому освоению различных видов народно — прикладного искусства (Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Семеновская матрешка, Хохлома, Гжель, вышивка).
  • Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм
  • Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через участие в праздниках, выставках, оформление интерьера «Русской избы».
  • Способствовать гармонизации детско — родительских отношений.

Срок и этапы реализации проекта май 2017 – май 2018года

I этап – подготовительный: май 2017.

  1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
  2. Разработка содержания проекта.
  3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  4. Социологический опрос родителей.

II этап – основной: сентябрь 2017 – май 2018г.

  1. Знакомство детей с историей возникновения народных промыслов;
  2. Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством;
  3. Развитие связанной речи ребенка: обогащение словарного запаса, развитие лексико-грамматических категорий;
  4. Закрепление умений выразительно читать стихи, исполнять песни, понимать образный смысл загадок;
  5. Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

III этап – завершающий: май 2018г.

  1. Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами.
  2. Презентация проекта на различных уровнях.

Исполнители проекта и основных мероприятий Воспитатель Копылова Лиана Анатольевна, учитель – логопед Чурилова Елена Владимировна, педагоги, воспитанники, родители МБДОУ «ДС «Журавушка»

Ожидаемые результаты реализации проекта В результате выполнения проекта будет достигнуто, что ребенок:

  1. Активный, самостоятельный с творческим потенциалом.
  2. Умеющий, гармонично взаимодействовать с другими людьми.
  3. Знающий русский быт, историю русского народного костюма, игрушки.
  4. Использующий в активной речи потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки.
  5. Знает русские народные сказки и сказочных героев, умеющий узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
  6. Узнает произведения народно прикладного искусства, имеющий практические навыки их создания.
  7. Умеет играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
  8. Осмысленно и активно участвующий в русских народных праздниках (знает название праздника, поёт песни, исполняет частушки, читает стихи).
  9. Использует атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
  10. Бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества.

Целевые группы проекта Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Пояснительная записка

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русский быт, русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи или устный народный фольклор: сказки, считалки, стихи, потешки, прибаутки, а также народные игры, в которые дети очень любят играть.

Исходя из вышеизложенного для данной программы были выбраны следующие приоритеты:

  1. Знакомство с русским бытом, предметами обихода: предметы пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они- часть великого народа.
  2. Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре, каким то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах, поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения с характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
  4. Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь детей национальным изобразительным искусством.

Актуальность

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

Проанализировав уровень воспитанности детей, пришли к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли разработать программу, основанную на приобщение детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Цель: Приобщение к истокам русской национальной культуры- закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

  1. Создать условия для знакомства детей с русским бытом.
  2. Способствовать ознакомлению детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  3. Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми и игрушками.
  4. Способствовать знакомству и практическому освоению различных видов народно- прикладного искусства (Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Семеновская матрешка, Хохлома, Гжель, вышивка).
  5. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм
  6. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через участие в праздниках, выставках, оформление интерьера «Русской избы».
  7. Способствовать гармонизации детско — родительских отношений.

Технология построена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения

В результате выполнения проекта будет достигнуто, что ребенок:

  • Активный, самостоятельный с творческим потенциалом.
  • Умеющий, гармонично взаимодействовать с другими людьми.
  • Знающий русский быт, историю русского народного костюма, игрушки.
  • Использующий в активной речи потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки.
  • Знает русские народные сказки и сказочных героев, умеющий узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
  • Узнает произведения народно прикладного искусства, имеющий практические навыки их создания.
  • Умеет играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
  • Осмысленно и активно участвующий в русских народных праздниках (знает название праздника, поёт песни, исполняет частушки, читает стихи).
  • Использует атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
  • Бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества.

Формы занятий:

  • беседы
  • теоретические занятия
  • практические занятия
  • коллективная работа
  • индивидуальная работа
  • праздники.

Взаимодействие с родителями

  1. Привлечь к созданию мини-музея «Народные промыслы», к обогащению материалами развивающей среды мини-музея предметами народно-прикладного искусства;
  2. Рекомендации посетить с детьми музей Изобразительного искусства города Новый Уренгой и сделать презентацию или фото отчет о посещении выставки;
  3. Привлечь родителей к поискам и распечаткам материала в альбомы-папки по русским народным промыслам;
  4. Изготовление поделок;
  5. Творческий конкурс;
  6. Создание мини-книжки по теме «Матрешка»;
  7. Оказание помощи в разучивании стихотворений.

Сроки реализации: программа полностью реализуется за 1 года.

Программа рассчитана на одно занятие в месяц по 30 минут

Программа предполагает работу с детьми разного уровня умений и навыков. Все участники в течение года должны быть задействованы в конкурсах, праздниках, выставках.

Список литературы:

  • Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
  • Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 — 5 лет. М.: МОЗАЙКА — СИНТЕЗ, 2010
  • Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  • Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
  • Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  • Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М.: Айрис-пресс, 2003.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год