Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Методическая разработка. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
Фольклор
Автор: Быстрова Татьяна Викторовна   
07.10.2019 09:27

Методическая разработка. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусствомМетодическая разработка. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством

Цель: познакомить детей с народным декоративно прикладным искусством.

Задачи:

  • Образовательные: расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: городец, хохлома, дымка.
  • Развивающие: учить детей составлять узор по мотивам дымковой росписи.
  • Воспитательные: прививать любовь, уважение и восхищение к труду народных мастеров-умельцев.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства; альбомы с хохломой, дымковской и городецкой росписью; беседа, стихи познавательного характера, загадки, частушки, составление описательных рассказов детей о предметах декоративно – прикладного искусства.

 

Оборудование: экспонаты русского народного промысла, иллюстрации дымковской, хохломской и городецкой росписи; посуда из дерева, украшенная хохломской и городецкой росписью, Дымковская барышня, деревянные расписные игрушки (матрёшки, свистульки, дудочки); шаблоны, полоски, кольца и т. д.; видеопрезентация, музыкальное сопровождение (русские народные мелодии)

Воспитатель:

Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие.

А знаете куда мы отправимся? (предположения детей)

Отправимся мы сегодня в прошлое, в то время, когда жили народные мастера и умельцы. Сегодня мы будем говорить о народных промыслах. Кто из вас знает, что это такое? (ответы детей) Правильно, ребята! А отправит нас в это путешествие работник библиотеки Семенова Ольга Валерьевна

Блок работника библиотеки:

Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев – всё мило сердцу человека. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все ею любовались.

Вот и вы сегодня пришли в мини – музей на выставку, где представлены изделия народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда, шкатулка и многое другое. Многие предметы и игрушки вам знакомы: (показывает посуду с росписью, глиняные и деревянные игрушки)

- Ребята, кто знает, какой росписью расписан этот предмет? (Ответы детей) Это Городецкая роспись. Хотите, я вам расскажу о ней подробнее?

-Городецкая роспись красочная и праздничная. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт весёлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого, розового, фиолетового и оранжевого цветов. Важной частью Городецкой росписи является умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.

А теперь отгадайте загадку:

«Разные ложки и ковши
Ты разгляди — ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты».
Блестят, они как золотые,
а может, солнцем залитые.

(Хохлома) Правильно, ребята! Это Хохлома.

Посмотрите предметы, расписанные хохломской росписью (ложки деревянные, шкатулки, посуда, солонки и даже мебель: стол, стулья.)

-Ребята, посуда украшена золотой росписью. На чёрном или красном фоне затейливо переплетаются золотые ягоды, цветы, листочки.

Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Посмотрите, какая красота! (показывает предметы). Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вытягивает ложечку или чашечку из дерева, расписывает затем красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды! Она лёгкая и красивая. Ребята, а как ещё можно использовать деревянные ложки? (Предположения детей) Правильно, ребята, на деревянных ложках русский народ ещё научился и играть.

- Давайте поиграем на деревянных ложках (произвольно играют под русскую народную мелодию «Светит месяц»). Молодцы, как у нас хорошо получилось играть на ложках! Вам понравилось? (после игры дети складывают ложки в корзинку)

А теперь отгадайте ещё одну загадку:

«Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

1. 2. 3. 4. 5.

Даже всех не сосчитать». Что это? (Ответы детей) Правильно, это — матрёшка!

- Ребята посмотрите, какие здесь матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше. И так далее.

А вы любите играть с матрёшкой? (Ответы детей) А теперь давайте с вами немного поиграем! (Воспитателем проводится хороводная р.н. игра «Колпачок».)

А теперь обратите внимание вот на эти игрушки. Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей) Правильно, из глины. А какой росписью они расписаны? (предположения детей) Подсказку вы узнаете в следующей загадке. Послушайте!

«Весёлая, белая глина»
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные.
Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы
А ну, назови — ка меня

(Дымка). Правильно, ребята, эти игрушки раписаны дымковской росписью. Хотите посмотреть, как их изготавливают? (Ответы детей. Далее идёт рассказ с просмотром видеопрезентации)

Слушайте: «В некотором царстве, в некотором государстве, рядом с русским городом Вятка, стоит небольшое селение Дымково. Давным-давно жили там смелые, да умелые, весёлые да красивые мастера. Однажды они собрались и стали думать, как бы своё мастерство показать, да людей и детишек порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в окрестностях села Дымково красную глину и стали лепить фигурки. Глину превращали мастера в весёлые, нарядные, яркие игрушки. Сначала они лепили, потом подсушивали и обжигали в горячей печи, что бы фигурка стала твёрдой.» Посмотрите на картинки, какие узоры и краски вы видите? (Дети: кружочки, прямые волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Краски яркие, малиновые, красные, зелёные, оранжевые, синие.) Правильно! Поэтому пёстро и весело от такого хоровода красок. А вы знаете, почему фигурки белого цвета? Обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. И на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.

Ребята, понравилось вам путешествие в прошлое? (ответы детей)

А что вам больше всего запомнилось и понравилось? (2-3 ответа)

Ребята, изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость. Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)

- Дети, это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость. Такие игрушки и изделия делают только в России.

А теперь можете подойти и рассмотреть все игрушки, посуду, иллюстрации в книгах и альбомах. (звучит тихая р.н. музыка, дети рассматривают посуду, игрушки и иллюстрации в книгах и альбомах)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 1 (122) выйдет
1 января 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год