Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Методическая разработка. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
Фольклор
Автор: Быстрова Татьяна Викторовна   
07.10.2019 09:27

Методическая разработка. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусствомМетодическая разработка. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством

Цель: познакомить детей с народным декоративно прикладным искусством.

Задачи:

  • Образовательные: расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: городец, хохлома, дымка.
  • Развивающие: учить детей составлять узор по мотивам дымковой росписи.
  • Воспитательные: прививать любовь, уважение и восхищение к труду народных мастеров-умельцев.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства; альбомы с хохломой, дымковской и городецкой росписью; беседа, стихи познавательного характера, загадки, частушки, составление описательных рассказов детей о предметах декоративно – прикладного искусства.

 

Оборудование: экспонаты русского народного промысла, иллюстрации дымковской, хохломской и городецкой росписи; посуда из дерева, украшенная хохломской и городецкой росписью, Дымковская барышня, деревянные расписные игрушки (матрёшки, свистульки, дудочки); шаблоны, полоски, кольца и т. д.; видеопрезентация, музыкальное сопровождение (русские народные мелодии)

Воспитатель:

Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие.

А знаете куда мы отправимся? (предположения детей)

Отправимся мы сегодня в прошлое, в то время, когда жили народные мастера и умельцы. Сегодня мы будем говорить о народных промыслах. Кто из вас знает, что это такое? (ответы детей) Правильно, ребята! А отправит нас в это путешествие работник библиотеки Семенова Ольга Валерьевна

Блок работника библиотеки:

Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев – всё мило сердцу человека. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все ею любовались.

Вот и вы сегодня пришли в мини – музей на выставку, где представлены изделия народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда, шкатулка и многое другое. Многие предметы и игрушки вам знакомы: (показывает посуду с росписью, глиняные и деревянные игрушки)

- Ребята, кто знает, какой росписью расписан этот предмет? (Ответы детей) Это Городецкая роспись. Хотите, я вам расскажу о ней подробнее?

-Городецкая роспись красочная и праздничная. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт весёлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого, розового, фиолетового и оранжевого цветов. Важной частью Городецкой росписи является умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.

А теперь отгадайте загадку:

«Разные ложки и ковши
Ты разгляди — ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты».
Блестят, они как золотые,
а может, солнцем залитые.

(Хохлома) Правильно, ребята! Это Хохлома.

Посмотрите предметы, расписанные хохломской росписью (ложки деревянные, шкатулки, посуда, солонки и даже мебель: стол, стулья.)

-Ребята, посуда украшена золотой росписью. На чёрном или красном фоне затейливо переплетаются золотые ягоды, цветы, листочки.

Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Посмотрите, какая красота! (показывает предметы). Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вытягивает ложечку или чашечку из дерева, расписывает затем красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды! Она лёгкая и красивая. Ребята, а как ещё можно использовать деревянные ложки? (Предположения детей) Правильно, ребята, на деревянных ложках русский народ ещё научился и играть.

- Давайте поиграем на деревянных ложках (произвольно играют под русскую народную мелодию «Светит месяц»). Молодцы, как у нас хорошо получилось играть на ложках! Вам понравилось? (после игры дети складывают ложки в корзинку)

А теперь отгадайте ещё одну загадку:

«Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

1. 2. 3. 4. 5.

Даже всех не сосчитать». Что это? (Ответы детей) Правильно, это — матрёшка!

- Ребята посмотрите, какие здесь матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше. И так далее.

А вы любите играть с матрёшкой? (Ответы детей) А теперь давайте с вами немного поиграем! (Воспитателем проводится хороводная р.н. игра «Колпачок».)

А теперь обратите внимание вот на эти игрушки. Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей) Правильно, из глины. А какой росписью они расписаны? (предположения детей) Подсказку вы узнаете в следующей загадке. Послушайте!

«Весёлая, белая глина»
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные.
Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы
А ну, назови — ка меня

(Дымка). Правильно, ребята, эти игрушки раписаны дымковской росписью. Хотите посмотреть, как их изготавливают? (Ответы детей. Далее идёт рассказ с просмотром видеопрезентации)

Слушайте: «В некотором царстве, в некотором государстве, рядом с русским городом Вятка, стоит небольшое селение Дымково. Давным-давно жили там смелые, да умелые, весёлые да красивые мастера. Однажды они собрались и стали думать, как бы своё мастерство показать, да людей и детишек порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в окрестностях села Дымково красную глину и стали лепить фигурки. Глину превращали мастера в весёлые, нарядные, яркие игрушки. Сначала они лепили, потом подсушивали и обжигали в горячей печи, что бы фигурка стала твёрдой.» Посмотрите на картинки, какие узоры и краски вы видите? (Дети: кружочки, прямые волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Краски яркие, малиновые, красные, зелёные, оранжевые, синие.) Правильно! Поэтому пёстро и весело от такого хоровода красок. А вы знаете, почему фигурки белого цвета? Обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. И на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.

Ребята, понравилось вам путешествие в прошлое? (ответы детей)

А что вам больше всего запомнилось и понравилось? (2-3 ответа)

Ребята, изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость. Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)

- Дети, это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость. Такие игрушки и изделия делают только в России.

А теперь можете подойти и рассмотреть все игрушки, посуду, иллюстрации в книгах и альбомах. (звучит тихая р.н. музыка, дети рассматривают посуду, игрушки и иллюстрации в книгах и альбомах)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 25 (146) выйдет
5 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год