Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фольклор в народной и современной народной педагогике
Фольклор
Автор: Блажевич Анна Вадимовна   
10.04.2021 21:48

Фольклор в народной и современной народной педагогикеФольклор в народной и современной народной педагогике

Есть чистый источник питанья души-
Народные сказки, потешки, стишки…
Он слушает их и повторяет,
Движения, чувства и ум развивает.

Каждый из родителей хорошо понимает, что ребенок растет и успешно развивается в активных действиях. Однако активность ребенка не возникает сама по себе. Её мотивами служат побуждающие действия взрослых. И едва ли не главным мотиватором детской активности с раннего возраста является художественное слово.

Первые ласковые песенки мамы успокаивают малыша, пробуждают речевые реакции – гуление. Песенки, потешки, прибаутки вызывают эмоциональные и двигательные оживления. Первые сказки побуждают к выразительному имитационному подражанию.

 

Устное народное творчество, передаваясь из поколения в поколение, с давних пор служило делу семейного воспитания. В арсенале заботливых родителей всегда был «полон кузовок» приговорок, песенок, потешек, прибауток, сказок, небылиц, пословиц, поговорок, скороговорок, считалок…

Фольклорный материал – это педагогическое средство, которое применяется в непосредственном общении взрослого с ребенком. И в этом его главная ценность. Сами произведения устного народного творчества вызывают у детей живой интерес, привлекают яркостью, выразительностью образов, лаконичностью и, в тоже время, динамичностью сюжета. Их неоднократное повторение уже с первых слов вызывает у детей оживление речевую и двигательную подражательную активность.

К сожалению, современная семейная педагогика теряет богатейший арсенал фольклорных средств. Довольно часто молодые родители заменяют живое, насыщенное образами непосредственное общение с ребенком на пассивное созерцание им мелькающих на экране мультиков с непонятным сюжетом, перемежающихся с назойливой рекламой. Главный мотив таких родителей: «Ребенку это нравится, и это современно».

Но давайте задумаемся: может ли ваш ребенок в будущем стать духовно – развитой личностью и вырасти патриотом, если в детстве он не прикоснулся к фольклорному наследию, не познал и не почувствовал красоту и богатство родного языка.

Приходится признать, что современных родителей больше заботит физическое и умственное воспитание, чем духовно – нравственное. Но, в воспитании дошкольника и в этих направлениях добиться успехов без народного творчества довольно сложно. Например, в физическом воспитании вместо ничего не значащих для дошкольника призывов к здоровому образу жизни и действиям по образцу взрослого можно предложить ребенку «потешную» гимнастику или зарядку по загадкам. Повысят интерес к двигательной деятельности народные подвижные игры, сопровождаемые словом, игры — хороводы, считалки, прибаутки и потешки.

Сказочное путешествие с включением песенок, потешек, скороговорок, небылиц может стать увлекательным походом с различными умственными и двигательными упражнениями.

В системе умственного воспитания фольклор – незаменимое средство. Можно устроить с детьми «Загадочный бой», устроить «Переправу из пословиц», организовать эстафету интеллектуально – речевых игр: «Загадалки» (загадки); «Догонялки» (пословицы); «Объясняли» (приметы); «Сочинялки» (сказки, небылицы); «Музыкалки» (песенки, хороводы)

В целях художественно – творческого развития родители могут предложить детям вместе создать: картинную галерею «Любимые сказки»; коллаж или скульптурную композицию «Необычные встречи героев».

В деле воспитания будущего семьянина, формирования у детей представлений об идеалах мужества и женственности помогут сказочные образы «Красна девица и добрый молодец». Можно не только прочитать ребенку народные сказки, но и посмотреть фрагменты фильмов, рассмотреть иллюстрации, составить словесный портрет добродетелей героев.

Если родители озабочены современными подходами к воспитанию своего ребенка, можно фольклорный материал применять в игровых формах по типу современных телевизионных передач и шоу – программ: «Лотерея загадок»; «Устами младенца»; «Что, где, когда»; «Лучше всех»; «Удивительные люди» и другие. При этом сами родители должны стать не только организаторами таких игр, но и партнерами ребенка. Усилению эффекта современности могут служить видео съемка, фото сессия, слайдовые и видео презентации.

Конечно, фольклор, являясь кладезем народной мудрости и источником народной педагогики, самоценен уже сам по себе. Чем богаче и насыщенней художественно – речевым материалом речь родителей, тем ярче и выразительней станет речь ребенка. Главное помнить, что приобщение ребенка к речевому наследию народа не должно превратиться в навязчивое нравоучение. Успех применения художественно – речевых средств в деле семейного воспитания обеспечивается интересом и увлеченностью самих родителей, живым общением, партнерской игрой, совместным творчеством взрослых и детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год