Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Светлый праздник Пасхи»
Фольклор
Автор: Горшкова Ирина Петровна Филиппова Ольга Владимировна   
14.04.2025 16:11

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Светлый праздник Пасхи»Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Светлый праздник Пасхи»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Губернаторский лицей № 101 имени Народного учителя Российской Федерации Ю.И. Латышева»

Детский сад «УНИКУМ»

Подготовила воспитатель Горшкова Ирина Петровна 2024 г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: создать условия для приобщения детей к русской национальной культуре.

 

Задачи:

  • Систематизировать представления детей о празднике Пасха;
  • Продолжать знакомить детей с народными традициями, вызвать у детей желание узнать еще больше о праздновании Пасхи;
  • Развивать творческие способности, обогащать музыкальный опыт детей;
  • Воспитывать в детях нравственные качества: милосердие, добродушие, чувство любви к ближнему своему.
  • Обучить декоративному оформлению пасхальной открытки,

Предварительная работа: беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини – выставка коллекции сувенирных яиц; раскраски.

Материалы и оборудование:

  • интерактивная доска
  • фонограмма колокольного перезвона
  • веточки вербы, ленточки
  • корзина с пасхальными угощениями (кулич, крашенки)
  • иллюстрации на тему «Пасха»
  • деревянные яйца для эстафеты
  • листы бумаги, карандаши, заготовки для аппликации, клей, картон, цветная бумага

Ход работы:

Ход НОД:

Звучит инструментальная музыка. Дети входят в зал, рассаживаются на

стульчик.

Воспитатель: Дорогие ребята! Посмотрите, какой за окном хороший

солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок.

Ход НОД:

Звучит инструментальная музыка. Дети входят в зал, рассаживаются на

стульчик.

Воспитатель: Дорогие ребята! Посмотрите, какой за окном хороший

солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок.

Звучит инструментальная музыка. Дети входят в зал, рассаживаются настульчики.

Воспитатель: Дорогие ребята! Посмотрите, какой за окном хорошийсолнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок.

Воспитатель: читает стихотворение А. Фет «Уж верба вся душистая»

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена -

И над душою каждою

Проносится весна.

Воспитатель: Ребята, скажите, о каком времени года идет речь в стихотворении.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно Весна. Давайте вспомним весенние праздники.

Ответы детей.

Воспитатель: Да, верно – Международный женский день, Праздник весны и

труда, День Победы, Вербное воскресение, Пасха. И у нас сегодня маленький

праздник – Весенний перезвон. Мы поговорим о весне, о праздниках,

которые отмечаются в это время года и одном из них – Пасхе.

Воспитатель: Ребята что это, вы слышите.

Ответы детей.

Воспитатель: Да это колокола, а какой праздник приветствуют колокола.

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, это праздник Пасхи. Всю пасхальную неделю на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Когда бьют во множество колоколов, то звон получается особенный, его называют трезвоном.

Говорят, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека. Предлагаю вам послушать прекрасную музыку – звон колоколов.

Воспитатель: Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона?

Дети: Радостное, приподнятое, праздничное, торжественное.

Воспитатель: Праздник Пасхи символизирует победу добра над злом.

Предание рассказывает, что Бог отец послал Иисуса Христа на Землю к людям — научить их жить по совести: помогать нуждающимся, делиться всем, что есть с ближними, быть добрыми, трудолюбивыми. Люди прислушивались к нему, соглашались с ним. Но учение Христа не всем нравилось. Жестокие, злые люди не верили в святость Иисуса Христа, они схватили его и убили, распяв на кресте. Но Христос победил смерть, он воскрес из мёртвых, поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга со светлым Христовым воскресеньем.

К Пасхе начинали готовиться заранее. За неделю до Пасхи — Вербное Воскресенье. Вербное воскресение справляют в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает большой христианский праздник – Вход Господень в Иерусалим. Люди несут в храмы веточки вербы, чтобы выразить свою радость. Вербу освещают, а потом хранят целый год. Считается, что после освящение эти веточки обладают целебными свойствами.

Воспитатель: Я предлагаю поставить веточки вербы в вазу и украсить их к

Пасхе.

Дети украшают веточки бантиками.

Воспитатель: Красивый ли у нас получился весенний букет? Нравится Вам?

Ответы детей.

Воспитатель: Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом готовить праздничную еду.

На каждый праздник принято готовить специальные блюда. Скажите, чем угощают гостей на день рождения?

Дети: Тортом.

Воспитатель: Верно, а что едят на Масленицу?

Дети: Блины.

Воспитатель: Ребята, а скажите, какие особые блюда готовят на пасху?

Дети: Яйца, куличи

Воспитатель: Все верно. Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из творога пасху, готовили вкусные блюда. Доставали из сундуков праздничные одежды, принимали гостей, кто – то шёл в гости. Люди пировали, веселились, радовались и дарили друг другу яйца.

Воспитатель: Скажите, ребята, а знаете ли вы, как надо дарить друг другу яйца в Великое Воскресение?

Дети: Надо говорить слова «Христос Воскрес!»

Воспитатель: Правильно, а в ответ что нужно сказать?

Дети: «Воистину воскрес!»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему красят именно яйца?

Ответы детей.

Воспитатель: Яйцо — это символ жизни, символ солнца. А вы знаете, что в праздник яйца можно украшать по- разному. Яйца, сплошь покрытые краской, называются крашенками. Но есть яйца, разрисованные вручную: с узорами, картинками, надписями. Они называются писанками. Посмотрите какими красивыми могут быть крашеные яйца.

Дети (смотрят на экран)

Воспитатель: Яйца красят специальной краской. А раньше яйца красили в луковой шелухе или настое трав. Яйца окрашивали в один цвет, а также раскрашивали от руки узорами. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А ювелиры создавали яйца из фарфора и хрусталя, золота и серебра. Сейчас делают подарочные яйца из бисера, вязанные яйца, яйца в технике "декупаж".

А прежде чем съесть крашеные яйца, с ними устраивали разные игры. Я предлагаю вам поиграть в эти старинные игры.

Эстафета с яйцом.

Каждой команде выдается по ложке, ставится миска с яйцами на один край ковра и вторая пустая на другой край. Участникам необходимо, взять ложкой яйцо и донести в пустую миску, вернуться и передать следующему участнику команды ложку. Так чья команда быстрее справился с заданием — тот выиграл.

Игра «Сдувание яйца»

Два ребенка садится за стол друг против друга посредине стола ложится яйцо и по команде дети начинают дуть на яйцо и кто передует на сторону противника. команда, которая «передует» яйцо на территорию противника, выигрывает.

Играют все дети парами.

Ведущий считает чья команда сколько яиц передует.

Воспитатель: Молодцы поиграли, выиграла, конечно же, дружба и осталась у нас самое главное задание, а какое я вам сейчас расскажу

Одной из старинных, возрождаемых нынче традиций, было изготовление своими руками поздравительных пасхальных открыток. Кроме того, русские крестьяне дарили на Пасху детям кукол из лозы и ткани, а в городах — кружевные и вышитые изделия — платочки, воротнички, салфетки на полочки под иконы.

Ребята, давайте и мы сегодня сделаем вот такие замечательныепасхальные открытки выполненные в виде пасхальных яиц.

(показ образцов работ)

Воспитатель: Посмотрите какие открытки, а вы хотитевыполнить такие же и подарить их своим родным и близким?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, скажите мне каким способом выполнены эти работы?

Для выполнения пасхальной открытки нам понадобиться цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы и шаблоны.

Для составления открытки мы должны изготовить один выпуклый цветок, два листочка (по шаблону) и три яйца (по шаблону).

1. Приступаем к выполнению выпуклого цветка (демонстрация готового изделия)

- складываем каждый квадратик бумаги 3 раза

- рисуем овал для венчика на сложенных заготовках и вырезаем

- разворачиваем венчик и загибаем каждый лепесток

2. Приступаем к выполнению листьев

- обводим шаблоны листьев и вырезаем.

3. Приступаем к выполнению пасхальных яиц

- обводим шаблоны яиц и вырезаем

- украшаем пасхальное яичко по своему желанию

4. Приступаем к составлению композиции

- приклеиваем цветок, затем листья и яйца.

Дополнительно открытку можно украсить буквами «ХВ»

Дети, что означают буквы «ХВ», которые вы приклеили на своих открытках?

Физминутка. Игра “Гори, гори ясно”

После игры дети заканчивают открытки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие замечательные пасхальныеоткрытки у нас получились. Каждый из вас старался, и у каждогополучилась уникальнаяоткрыточка! Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально. Давайте сделаем выставку наших работ.

Воспитатель: Вот и подошёл к концу наш светлый праздник «Пасха». Что на сегодняшнем занятии вам сегодня особенно понравилось? О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям?

Ответы детей.

Воспитатель: Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и

верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать

наш мир чище и добрее.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 14 (376) выйдет
20 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год