Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Светлый праздник Пасхи» |
Фольклор | |
Автор: Горшкова Ирина Петровна Филиппова Ольга Владимировна | |
14.04.2025 16:11 | |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Губернаторский лицей № 101 имени Народного учителя Российской Федерации Ю.И. Латышева» Детский сад «УНИКУМ» Подготовила воспитатель Горшкова Ирина Петровна 2024 г. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие». «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель: создать условия для приобщения детей к русской национальной культуре.
Задачи:
Предварительная работа: беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини – выставка коллекции сувенирных яиц; раскраски. Материалы и оборудование:
Ход работы: Ход НОД: Звучит инструментальная музыка. Дети входят в зал, рассаживаются на стульчик. Воспитатель: Дорогие ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Ход НОД: Звучит инструментальная музыка. Дети входят в зал, рассаживаются на стульчик. Воспитатель: Дорогие ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Звучит инструментальная музыка. Дети входят в зал, рассаживаются настульчики. Воспитатель: Дорогие ребята! Посмотрите, какой за окном хорошийсолнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Воспитатель: читает стихотворение А. Фет «Уж верба вся душистая» Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. Станицей тучки носятся, Тепло озарены, И в душу снова просятся Пленительные сны. Везде разнообразною Картиной занят взгляд, Шумит толпою праздною Народ, чему-то рад… Какой-то тайной жаждою Мечта распалена - И над душою каждою Проносится весна. Воспитатель: Ребята, скажите, о каком времени года идет речь в стихотворении. Ответы детей. Воспитатель: Правильно Весна. Давайте вспомним весенние праздники. Ответы детей. Воспитатель: Да, верно – Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, Вербное воскресение, Пасха. И у нас сегодня маленький праздник – Весенний перезвон. Мы поговорим о весне, о праздниках, которые отмечаются в это время года и одном из них – Пасхе. Воспитатель: Ребята что это, вы слышите. Ответы детей. Воспитатель: Да это колокола, а какой праздник приветствуют колокола. Ответы детей. Воспитатель: правильно, это праздник Пасхи. Всю пасхальную неделю на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Когда бьют во множество колоколов, то звон получается особенный, его называют трезвоном. Говорят, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека. Предлагаю вам послушать прекрасную музыку – звон колоколов. Воспитатель: Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона? Дети: Радостное, приподнятое, праздничное, торжественное. Воспитатель: Праздник Пасхи символизирует победу добра над злом. Предание рассказывает, что Бог отец послал Иисуса Христа на Землю к людям — научить их жить по совести: помогать нуждающимся, делиться всем, что есть с ближними, быть добрыми, трудолюбивыми. Люди прислушивались к нему, соглашались с ним. Но учение Христа не всем нравилось. Жестокие, злые люди не верили в святость Иисуса Христа, они схватили его и убили, распяв на кресте. Но Христос победил смерть, он воскрес из мёртвых, поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга со светлым Христовым воскресеньем. К Пасхе начинали готовиться заранее. За неделю до Пасхи — Вербное Воскресенье. Вербное воскресение справляют в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает большой христианский праздник – Вход Господень в Иерусалим. Люди несут в храмы веточки вербы, чтобы выразить свою радость. Вербу освещают, а потом хранят целый год. Считается, что после освящение эти веточки обладают целебными свойствами. Воспитатель: Я предлагаю поставить веточки вербы в вазу и украсить их к Пасхе. Дети украшают веточки бантиками. Воспитатель: Красивый ли у нас получился весенний букет? Нравится Вам? Ответы детей. Воспитатель: Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом готовить праздничную еду. На каждый праздник принято готовить специальные блюда. Скажите, чем угощают гостей на день рождения? Дети: Тортом. Воспитатель: Верно, а что едят на Масленицу? Дети: Блины. Воспитатель: Ребята, а скажите, какие особые блюда готовят на пасху? Дети: Яйца, куличи Воспитатель: Все верно. Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из творога пасху, готовили вкусные блюда. Доставали из сундуков праздничные одежды, принимали гостей, кто – то шёл в гости. Люди пировали, веселились, радовались и дарили друг другу яйца. Воспитатель: Скажите, ребята, а знаете ли вы, как надо дарить друг другу яйца в Великое Воскресение? Дети: Надо говорить слова «Христос Воскрес!» Воспитатель: Правильно, а в ответ что нужно сказать? Дети: «Воистину воскрес!» Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему красят именно яйца? Ответы детей. Воспитатель: Яйцо — это символ жизни, символ солнца. А вы знаете, что в праздник яйца можно украшать по- разному. Яйца, сплошь покрытые краской, называются крашенками. Но есть яйца, разрисованные вручную: с узорами, картинками, надписями. Они называются писанками. Посмотрите какими красивыми могут быть крашеные яйца. Дети (смотрят на экран) Воспитатель: Яйца красят специальной краской. А раньше яйца красили в луковой шелухе или настое трав. Яйца окрашивали в один цвет, а также раскрашивали от руки узорами. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А ювелиры создавали яйца из фарфора и хрусталя, золота и серебра. Сейчас делают подарочные яйца из бисера, вязанные яйца, яйца в технике "декупаж". А прежде чем съесть крашеные яйца, с ними устраивали разные игры. Я предлагаю вам поиграть в эти старинные игры. Эстафета с яйцом. Каждой команде выдается по ложке, ставится миска с яйцами на один край ковра и вторая пустая на другой край. Участникам необходимо, взять ложкой яйцо и донести в пустую миску, вернуться и передать следующему участнику команды ложку. Так чья команда быстрее справился с заданием — тот выиграл. Игра «Сдувание яйца» Два ребенка садится за стол друг против друга посредине стола ложится яйцо и по команде дети начинают дуть на яйцо и кто передует на сторону противника. команда, которая «передует» яйцо на территорию противника, выигрывает. Играют все дети парами. Ведущий считает чья команда сколько яиц передует. Воспитатель: Молодцы поиграли, выиграла, конечно же, дружба и осталась у нас самое главное задание, а какое я вам сейчас расскажу Одной из старинных, возрождаемых нынче традиций, было изготовление своими руками поздравительных пасхальных открыток. Кроме того, русские крестьяне дарили на Пасху детям кукол из лозы и ткани, а в городах — кружевные и вышитые изделия — платочки, воротнички, салфетки на полочки под иконы. Ребята, давайте и мы сегодня сделаем вот такие замечательныепасхальные открытки выполненные в виде пасхальных яиц. (показ образцов работ) Воспитатель: Посмотрите какие открытки, а вы хотитевыполнить такие же и подарить их своим родным и близким? Ответы детей. Воспитатель: Ребята, скажите мне каким способом выполнены эти работы? Для выполнения пасхальной открытки нам понадобиться цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы и шаблоны. Для составления открытки мы должны изготовить один выпуклый цветок, два листочка (по шаблону) и три яйца (по шаблону). 1. Приступаем к выполнению выпуклого цветка (демонстрация готового изделия) - складываем каждый квадратик бумаги 3 раза - рисуем овал для венчика на сложенных заготовках и вырезаем - разворачиваем венчик и загибаем каждый лепесток 2. Приступаем к выполнению листьев - обводим шаблоны листьев и вырезаем. 3. Приступаем к выполнению пасхальных яиц - обводим шаблоны яиц и вырезаем - украшаем пасхальное яичко по своему желанию 4. Приступаем к составлению композиции - приклеиваем цветок, затем листья и яйца. Дополнительно открытку можно украсить буквами «ХВ» Дети, что означают буквы «ХВ», которые вы приклеили на своих открытках? Физминутка. Игра “Гори, гори ясно” После игры дети заканчивают открытки. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие замечательные пасхальныеоткрытки у нас получились. Каждый из вас старался, и у каждогополучилась уникальнаяоткрыточка! Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально. Давайте сделаем выставку наших работ. Воспитатель: Вот и подошёл к концу наш светлый праздник «Пасха». Что на сегодняшнем занятии вам сегодня особенно понравилось? О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям? Ответы детей. Воспитатель: Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.
|