Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Ложки-поварешки» (мини-музей)
Фольклор
Автор: Львова Надежда Александровна   
11.05.2021 15:11

Проект «Ложки-поварешки» (мини-музей)Проект «Ложки-поварешки» (мини-музей)

Подготовила воспитатель Львова Надежда Александровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 79 «Мальчиш-Кибальчиш» комбинированного типа Группа раннего возраста №10 2021г

По продолжительности: краткосрочный.

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, творческий.

Задачи проекта:

1. Образовательная:

  • Дать представление об истории и разнообразии ложек-поварешек (разные по размеру, форме, материалу)
  • Формировать познавательный интерес к скрытым свойствам разнообразных материалов (дерево, металл, пластмасса).

2. Развивающая:

  • Расширять словарный запас детей (части ложки и материал, роспись, резьба).
  • Развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение.

3. Воспитывающая:

  • Воспитывать аккуратность, бережное отношение к посуде.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Место расположения: групповая комната.

Объект: ложки-поварешки бывают разные и имеют разное назначение.

 

Скачать конспект

Проблема: зачем людям понадобились ложки (поварешки) и почему так много разных ложек?

Актуальность: Все люди на планете пользуются ложками и поварешками, это такой предмет обихода, на который мы уже не обращаем внимания. Но это первый инструмент, который осваивает маленький человек. Ложка сопровождает человека в течение всей его жизни – от младенчества до старости. Каждый ребенок получает свою первую ложку, и какой она будет, зависит от фантазии родителей. Взрослые пользуются столовыми приборами (ложки, вилки, ножи) и не задумываются о том, как их воспринимают маленькие дети. Малышам трудно справиться с ложкой, они пытаются избежать трудностей и есть руками. Но не каждую еду можно есть без ложки, например: супы, пюре, кашу и т. п. Мы им объясняем, как правильно держать ложку, как её нести ко рту, чтобы не растерять то, что в ложке, как с ложки забрать содержимое в рот. Мы показываем, что такое поварешка, как ею пользоваться в жизни и в игре. Мы знаем, что в мире огромное разнообразие ложек и поварешек. И поэтому решили углубиться именно в эту тему. Наш проект «Ложки-поварешки» направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. С целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование познавательных интересов, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре.

История ложки-поварешки очень интересна Первые ложки были деревянные и костяные, их делали простыми. Потом появились серебряные ложки, они были разной формы, из украшали эмалью, чернением. Когда появился металл, то ложки стали более доступны, их делали из алюминия, стали. Со временем появились новые материалы, и сейчас ложки и поварешки делают из пластика, фаянса, силикона.

Ложки как предмет обихода стали становиться предметом художественного прикладного искусства. Людям хотелось красоты в своем доме, и они заказывали мастерам разнообразные по форме, объему и величине ложки. Мастера. в свою очередь, создавали неповторимые столовые приборы, используя только им известные приемы украшения: резьба, роспись, финифть, травление, чернение, чеканка.

Поварешек не так много, как ложек, но и они интересны в своём разнообразии.

Цель:

  1. Развитие интереса к окружающему миру, воспитание любопытства и внимания к знакомым предметам.
  2. Развитие художественного вкуса, умения увидеть красоту в обычных предметах.
  3. Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
  4. Расширение словаря.

Введение. На сегодняшний день обязательным условием успешной работы воспитателя становится использование современных образовательных технологий, таких как метод проектов.; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

Актуальность. Расширение кругозора детей об истории и народных традициях, знакомство с предметами быта, старины. Это поможет детям понять, что они часть великого русского народа. Необходимость расширения знаний детей о разнообразии посуды. У детей слабо развит познавательный интерес к истории ложек, словарь существительных, прилагательных по теме «Посуда. Ложка. Поварешка». Предмет: ложки и поварешки.

Гипотеза: если привлечь внимание детей к повседневным, знакомым предметам обихода — ложке и поварешке – и показать историю её появления во взаимосвязи с развитием быта, культуры, традиций русского народа, то у малышей проявится познавательный интерес к истории, возникнет желание изучать её и отразить полученные знания в своей творческой деятельности.

I этап. Подготовительный. — Определение объектов изучения; — Подбор художественной литературы (сказки, стихи, пословицы о ложке);

II этап. Реализация проекта.

Непосредственная образовательная деятельность:

Художественно-эстетическое развитие: • Игра на ложках.

Познавательное развитие: • «Из чего ложечка?», «Любование ложками».

  • Создание мини-музея: «Вот, такие ложки-поварешки!»
  • Речевое развитие: • Чтение стихов и пословиц о ложках и поварешках.

Сюжетно-ролевая игра: • «Принимайся за обед»«Напоим куклу чаем»

  • Дидактические игры: • «Найди ложку на картинке»«Такая-не такая».

Опытно-экспериментальная деятельность: • «Тонет – не тонет».

Музыкально-сенсорное развитие: Отбивание ритма ложками под музыку.

Работа с родителями: • Организация выставки на тему: «Разные виды ложек».

Развлечение: «Мы танцуем м поем, очень весело живем»

Итоги: в ходе реализации проекта дети заинтересовались, какие бывают ложки и для чего. А в беседах дети узнали, что ложки бывают из разного материала и имеют разное назначение, что ложкой можно не только есть пищу, но ещё и использовать её, как музыкальный инструмент. Создание в группе «Музея ложки», театра ложек «Колобок», способствует развитию дошкольника.

Итоги

Дети стали внимательнее присматриваться к ложке, аккуратнее пользоваться в играх с персонажами ложкой, научились различать ложки по материалу (такая – не такая), улыбаются, глядя на резные или расписные ложки. Стучат ложками под музыку. Показывают в книжках, где нарисована ложка или поварешка, когда младший воспитатель накладывает еду, показывают на поварешки у нее в руках. Считаю, что ели достигнуты.

Приложение 1

Конспект НООД познавательное развитие «Красивая ложечка»

Цель: Обогащение словаря детей – красивая, яркая, большая-маленькая, удобная-неудобная, расписная, резная, деревянная, железная, пластиковая.

Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение «Ложка».

«Не вычерпать ложкой глубокое море!» -

С таким утверждением трудно поспорить.

Однако никак не могу я понять:

Зачем же соленую воду хлебать?

Я ложкой люблю, есть пирожное,

Варенье, повидло, мороженое,

Рассольник и кашу, бульон и окрошку.

Вот сколько всего можно вычерпать ложкой!

Заходит кукла с корзинкой, в корзинке ложки разные.

Воспитатель: Здравствуй, Машенька! Мы рады тебя видеть.

Маша: Здравствуйте, ребятки, я вам сюрприз принесла – смотрите, что у меня есть.

Воспитатель: Ребята, смотрите, это же ложки и черпачки, у Маши их много: для супа, каши, компота и для других блюд. Маша, расскажи нам про свои ложки и поварешки.

Маша: Мои ложки -поварешки всякие разные – эта ложка большая, такой ложкой надо суп и кашу взрослым есть. Эта ложка поменьше, такой ложкой маленькие детки кашу едят, она называется десертная. Вот ложка маленькая – для варенья, компота, торта и пирожных. А эта малюсенькая – для моих подружек-кукол. Мои ложки-поварешки не простые, они и расписные, и резные, и мягкие, и твердые, и длинные, и короткие. (Высыпает ложки и поварешки на стол, дети перебирают их, любуются, воспитатель комментирует действия)

Воспитатель: А у нас игрушки есть хотят, тарелки есть, а кашу нечем положить – поварешек нет и ложек нет. Дети, выбирайте ложки и кормите наших малюток. (Дети накладывают кашу поварешками и кормят ложками кукол) Всех покормили, никого не забыли. Покажите мне поварешки – да, верно. А теперь покажите ложки – да, это ложки. Спасибо, Маша. Без тебя нашим куколкам было плохо.

Маша: Я всегда рада помочь. Вам оставлю эти ложки и поварешки, пусть куколки будут сыты и довольны. Воспитатель: Спасибо, Маша. До свидания. Приходи к нам ещё.

Провожают Машу.

Приложение 2

Конспект НООД «Из чего сделали ложку?», познавательная деятельность (экспериментирование)

Цель: Обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготовили ложки (дерево, пластмасса, железо).

Ход занятия:

Воспитатель. Что на завтраке нам помогает съесть всю кашу?

Если ты за стол садишься,

И покушать есть желанье,

Несомненно, пригодится

Ложек полное собранье.

Кашу, суп или окрошку

Можешь поглощать чудесно.

Дорога к обеду ложка —

Это всем давно известно.

Конечно, это ложка. Слышится стук в дверь.

Воспитатель. Кто-то к нам пришел? -Заходит мишка-медведь.

Мишка: Здравствуйте, это я, Миша!

Дети: Здравствуй, Миша!

Воспитатель: А что ты, Мишенька, с собой принес?

Мишка: У меня с собой 3 ложки и 2 поварешки. Мы с моим другом Зайкой никак не могли определить, из чего они сделаны? И решили прийти к вам, ребята, чтоб вы нам помогли это узнать. Вы нам поможете?

Воспитатель: Да, поможем. Ребята, а давайте мы это узнаем с помощью воды. У меня есть 3 предмета из разного материала (кубик из дерева, кубик из пластмассы и магнит). — кубик из дерева, он какой? (деревянный) — кубик из пластмассы, он какой? (пластмассовый) — шарик из железа, он какой? (железный) Воспитатель. В таз с водой мы сейчас опустим все эти предметы и посмотрим, что с ними произойдет.

Опыт 1:Все предметы постепенно опускаются в воду: кубики не тонут, а шарик утонул.

Мишка. Да, это здорово! Теперь я даже знаю, что пластмасса легче дерева! А железо самое тяжелое и оно сразу тонет. А можно также проверить мои ложки?

Воспитатель и дети. Конечно!

Опыт 2:Все ложки (одна за другой) опускают в воду и определяют, что железная — утонула сразу, деревянная плавает в воде, а пластмассовая — на поверхности воды.

Мишка. Как интересно! Спасибо вам, ребята! Теперь я смогу это доказать своему другу зайчику. Мне пора, до свидания! Мишка уходит.

Воспитатель. Вот здорово. Теперь мы знаем, что деревянная ложка и пластиковая плавают, а железная тонет. Самая тяжелая — железная, а самая лёгкая – пластиковая.

Приложение 3

Конспект НООД «Ложечка точеная — ручка золоченая», любование ложками

  • Цель. Раскрытие детям внешней красоты ложки.

Стихотворение: «Ложка» К. Нефедова (отрывок)

Чтение стихотворения «Ложка»

Я ложкой люблю, есть пирожное

Варенье, повидло, мороженое,

Рассольник и кашу, бульон и окрошку

Вот сколько всего можно вычерпать ложкой!...

Показать детям разные по размеру ложки.

  1. Ребята, что это? (ложки, посуда)
  2. А эти ложечки одинаковые? (разные: большая, поменьше и маленькая)
  3. Для чего нужны нам эти ложки и поварешки? (чтоб раскладывать еду по тарелкам, кушать суп и кашу, класть сахар в чай)
  4. Вам нравится большая ложка? Почему? (нравится, она большая, блестящая, красивая, украшена цветами и узорами)
  5. Эта ложка красивая? Что у неё красивое? Да, у неё красивая ручка, золотистого цвета и она гладкая, на конце крючок, чтоб можно было повесить. Её приятно держать в руке. А главная часть ложки — черпачок, он украшен красивым узором, внутри и снаружи — цветочки, а по краю ровная ярко-красная полоска. Такую ложку ещё называют поварешкой. Прочитать продолжение стихотворения «Ложка». На кухне, в гостиной во время застолья Есть ложки для сахара, перца и соли, А суп разливают большой поварешкой Вот только для моря не видел я ложки!... Вот какие красивые эти ложки

Приложение 4

Сюжетно-ролевые игры

«Принимайся за обед»

Цели: 1. закрепить знание названий и назначения мебели и посуды для столовой;

2. учить правильно и красиво накрывать на стол, культуре поведения за столом;

3. формировать основы внимательного и заботливого отношения к партнерам по игре. Оборудование: кукла, посуда для столовой; пара рукавичек — ухваток. Дети самостоятельно играют с куклой. Воспитатель предлагает детям накормить куклу. Кукла садится за стол. Но вот незадача: есть-то не из чего и нечем. Кукла огорчена. Надо вместе с детьми утешить ее: «Сейчас мы накроем на стол». Заранее необходимо подготовить как можно больше разнообразной посуды, чтобы дети смогли сделать правильный выбор и сервировать стол к завтраку, обеду или ужину, как они пожелают. Педагог задает детям вопросы от имени куклы: «Что надо прежде всего поставить на стол? А из чего мы будем есть второе блюдо, пить компот?» Иногда кукла ошибается, например, ставит чашку не на блюдце, а на тарелку. Если дети сами этого не заметят, надо привлечь их внимание. Наконец все готово: дети подают кукле еду, а воспитатель учит ее правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, есть, благодарить за еду. Кукла может спросить: «Зачем нужна ложка? Ведь удобнее есть руками, правда, дети?» А воспитатель просит детей подсказать кукле, чем едят первое блюдо, второе, фрукты из компота. Затем кукла спрашивает: «А что надо сделать после еды, дети?» и т.д. После окончания игры дети самостоятельно играют, приглашают в гости других кукол, сервируют чайный стол и т.д.

«Напоим куклу чаем»

Дидактическая задача: 1. знакомить с названием предметов из чайного сервиза; 2. упражнять в правильной сервировке стола к чаепитию (последовательность расстановки приборов для чаепития). 3. Учить пользоваться приборами.

Оборудование: чайный сервиз (блюдца, чашки, заварочный чайник, сахарница, десертные тарелки, вазочка для печенья), чайные ложки. Ход игры Воспитатель обращается к детям: Сегодня к нам в гости придут наши любимые игрушки. Давайте накроем стол для гостей. Чем мы будем их угощать? (Чаем, печеньем и вареньем.) Педагог объясняет детям последовательность расстановки приборов для чаепития. Сначала надо поставить вазу с печеньем на середину стола. Вокруг вазы надо поставить блюдца, а на каждое блюдце — чашку. Около каждого блюдца надо поставить креманку для варенья. Приходят гости (могут куклы, могут дети) Каждого усаживают за стол. Гости пьют чай из чашек, откусывают печенье, маленькой ложкой берут варенье из креманки, большой ложкой накладывают варенье в креманку. Педагог напоминает, что едим «понарошку». Дети играют самостоятельно, привлекая кукол и другие игрушки.

Приложение 5

Дидактические игры

«Найди такую же» Цель. Развивать логическое мышления. Ход игры: детям раздаются картинки с изображением посуды. Им нужно найти идентичную картинку.

«Собери картинку» Цель: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинки. Ход игры: детям раздается разрезанная картинка с изображением ложки. Нужно собрать картинку.

Приложение 6

Развлечение

Веселые ложки

Воспитатель приносит ложки разной фактуры и размера. Предлагает детям послушать музыку и подыграть на ложках. Проводится в свободной форме. Воспитатель с каждым ребенком стучит ложками, чтобы тот услышал ритм, помогает создать веселое настроение у каждого. Учит играть, а не шуметь.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год