Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Значение русской народной сказки и фольклора в формировании патриотизма, интереса и любви к Родине, Родному краю у детей старшего дошкольного возраста.
Фольклор
Автор: Кошелева Оксана Михайловна, Лаврова Наталья Анатольевна   
21.05.2021 09:12

Значение русской народной сказки и фольклора в формировании патриотизма, интереса и любви к Родине, Родному краю у детей старшего дошкольного возраста.Значение русской народной сказки и фольклора в формировании патриотизма, интереса и любви к Родине, Родному краю у детей старшего дошкольного возраста.

  • Кошелева Оксана Михайловна, воспитатель I кв. категории;
  • Лаврова Наталья Анатольевна, воспитатель I кв. категории.

МБДОУ «Центр развития ребенка – детской сад «Рябинушка», город Абакан, Республика Хакасия.

«…Русские народные песни, предания, пословицы, наконец, Русские сказки, без сомнения, заслуживают большого внимания, они память нашего народа, давно минувшего, они – хранилище русской народности». Н.А. Некрасов.

Нравственное, духовное формирование личности ребёнка происходит через освоение им общественно-исторического опыта человечества и процесса предметно-практической деятельности, и усвоения норм социально-культурных отношений. Эти нормы четко зафиксированы в народных традициях, в качестве личности богатырей-героев сказок, нравственных эталонов, принятых в современном обществе. Сегодня все более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей, самосознание народа. Формированию национальной культуры, целостной картины мира и нахождению каждым ребёнком места в нем, как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре, фольклору, русским народным сказкам.

 

Что же такое фольклор? Фолькор, с английского языка, – народная мудрость, создаваемая народом поэзия и проза, в которой народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знания жизни, природы, культуры и верования. Так, начиная с раннего возраста, через ознакомление со сказками, мы говорим детям, что добро побеждает зло, что народу приходиться много терпеть и трудиться, как говорят в пословицах: «Без труда, не вытащишь рыбку из пруда», или «Терпение и труд все перетрут». Так, в известной сказке «О рыбаке и рыбке» главной героине, сварливой старухе на примере было показано, что нужно не лениться, работать, строить дом, уважать друг друга, а не загадывать рыбке желания, иначе останешься у разбитого корыта. Также, фольклор – это народная мудрость, устное народное творчество. Устное, потому, что передается с уст в уста. Народное, потому что, сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество – от слова «Творить», то есть сочинять, придумывать.

К сожалению, в нашем сознании, давно закрепилось пренебрежительное отношение к сказкам. Людям, которые часто обманывают, говорят: «Что ты мне сказки рассказываешь». Такое негативное отношение к сказкам, от того, что сказки воспринимаются нами как путешествие в мир придуманных, не известных персонажей, рассказ для детей о вымышленных событиях прошлого века. Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках XVII века. От слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово "баснь". Слово "сказка" предполагает, что о нём узнают, "что это такое" и узнают, "для чего" она, сказка, нужна. К сказкам относят другие, не похожие, жанры русского народного творчества: «Былины, басни, небылицы, побасенки»

Впервые в мир сказок ребёнок входит через материнскую напевную колыбельную песню, которая тоже относится к сказкам. Именно она дает первые представления ребёнку об окружающем мире, устанавливая связь между малышом и матерью. Сказки для детей не только расширяют представление детей о сказочных героях, раскрывают устройство вселенной и мира, формируют положительные эмоции, но и зачастую переносят детей к конкретным историческим событиям. К богатырям, защищавшим землю Русскую от нашествия Монгольского Ига: Алеше Поповичу Илье Муромцу, Добрыне Никитичу. Которые показывают нам силу и отвагу в сражениях, и сегодня остаются достойным примером мужества Русского воина, и сквозь века несут нам поучительный смысл.

Остановимся на Русской народной сказке «Колобок». Для ребёнка она имеет следующий смысл: «Колобок был непослушный, убежал от бабушки и дедушки, и, хотя он быстро бегал, все равно его съела Лиса. Для взрослого сказка «Колобок» открывает нам историю создания о душе и духе земном, его сотворения. Обратимся к изначальному созданию сказки «Колобок». В ведическом варианте Колобок является круглым небесным телом, именуемым «Коло», движущимся по чертогам Небесного свода, то есть созвездиям, на которые обрушился лунный дождь, он опрокинулся и покатился по небесному своду, то есть Колобок – это символ луны, который с каждой фазой он становится меньше, в конечном итоге оставляя только серп. «Вепрь кусочек откусил, Ворон часть отклевал, Медведь бок примял, Волк кусочек съел, остальное доела Лиса». Кто же эти вепрь, медведь, волк, лиса? Они являются частью «сворожьего» круга славян, или лунного созвездия. Это вполне объяснимо, так как славяне почитали и обожествляли природу: солнце, звезды, луну, небо, и по этой сказке они наблюдали лунный цикл, объясняя детям его значение.

В известной сказке «Репка» сказано, что любое дело лучше делать сообща, чем в одиночку. Сказка «Репка» – пример добрых семейных отношений для детей. Сказка «Репка» впервые была опубликована в 1863 году А.Н. Афанасьевым в сборнике «Народные русские сказки». В период крепостного права возникла необходимость выживания рода, когда детей часто отдавали на воспитание бабушкам и дедушкам. Именно с этих времен у ребёнка представление о неполной семье является нормой, всем нужно трудиться, и все так живут. Времена давно изменились, а сказка нет. С точки зрения ребёнка сказка «Репка» — это дружная семья, где дед посадил Репку, она выросла, и с помощью героев сказки все вместе вытащили Репку, что бы ее съесть. С точки зрения взрослого «Репка» на образном психологическом плане – это сокровенная мудрость и корни рода, это три уровня жизни: земное, наземное, поздемное. Земля дала ей силу – через вершки Репка получала солнечную энергию, солнце согрело теплом, и Репка окрепла и выросла, а посадил Репку в землю дед для своего рода, чтобы выжить. Репка в земле – это связь с предками. Бабка – символ хозяйственности и традиций рода, Дед – в сказке «Репка» является предком рода, самый древний и мудрый, он посадил и вырастил Репку, что бы выжил их род. Внучка – потомство, продолжение рода. Жучка – охрана достатка в роду. Кошка – благостная атмосфера в роду, покой в доме. Мышка – благосостояние в доме, материальная база, где нечего есть, там даже мыши не водятся. Таким образом, сакральный смысл сказки в связи с родом и родовой памятью, жить в гармонии с родными, иметь счастье и семью. Возникает единственный вопрос, может ли быть счастье в семье, где не хватает родителей девочки, ведь мать – это забота, а отец – защита и опора семьи? Получается, что в современной сказке «Репка» нарушен совместный благой труд, и разрушена цепочка семейных взаимоотношений, ведь без родителей не может быть гармонии и благополучных отношений в семье.

В каждом народе существует своя история, свой эпос, свои божества. В том числе, и в нашей родной Республике Хакасии. Хакасы – малочисленный народ, язык Хакасов принадлежит к уйгуро-агурской группы тюрских языков. У Хакасов богатый фольклор, включающий в себе все жанры устно-народного творчества: стихи, легенды, песни, сказки, среди которых героический эпос занимает особое место о воинских подвигах богатырей, смысл их жизни заключается в защите свободы своей отчизны от посягательства чужих ханов и подземных чудовищ. Хакасские народные сказки – это художественный продукт творчества хакасского народа, лучших сказителей (Хайджи), базирующийся на этнической части фольклора, и отражающий его традиции. Классической формой исполнения эпоса является горловое пение под народные хакасские национальные инструменты: хомыс и чатхан. В героическом эпосе представлены деление вселенной на три мира: верхний – на небесах, нижний – подземный мир, средний – земной мир. Хайджи берегли свой национальный инструмент, пользовались большим уважением, за качественно исполненное горловое пение и сказку им дарили Хакасскую рубаху и даже коня, их брали в тайгу для удачной охоты. По народным представлениям горловое пение и волшебные звуки хомыса притягивают горных духов, шаманов и души умерших людей. Сказки у Хакасов о степи, юрте, звездах, лошадях, курганах и хакасских воинах, шаманах – обо всем, что окружало их в повседневной жизни. Хакасские национальные песни наполнены звуками тайги, воды, зверей и птиц, с использованием звуков бубна шамана, они красивы и мелодичны, а богатый национальный костюм певцов вносит свой национальный колорит, особенно в сочетании с горловым пением. Помещая на камнях, своей национальной одежде и предметах быта изображение солнца, древа жизни, птиц древний народ верил, что изображения принесут в дом благополучие, отражая, таким образом, представление об окружающем мире. В работе с детьми по ознакомлению с хакасской культурой мы используем Хакасские национальные костюмы, домашнюю утварь, читая хакасские и русские сказки, используем театральную деятельность, включая героев кукольного театра. Играем с детьми в дидактические игры: «Собери юрту из частей предметов», по схеме рисуем национальное украшение «Паго», делаем аппликации с использованием пуговиц, бусин, играем в сюжетно-ролевые игры «В гостях у бабушки Карины», «Хакасская юрта», «Состязания богатырей».

Как же предки прошлых веков представляли себе мир, вселенную, и какой сказочный персонаж в мифологии самый древний? Так, например, древние предки руссов и славян уподобляли весь известный им мир яйцу, в котором – скорлупа была небом, белок – водой, желток – землей, Это яйцо рассматривалось как начало всех начал, и в аналогичном виде предваряло варианты развития жизни многих других народов. И сносила это яйцо дева-птица. Такое представление отражено во многих древнейших устных мифологических преданиях нашего народа, в русских народных сказках. Древнее не может быть сюжетов, чем сказка о курочке Рябе, с ее золотым яйцом, о Жар-птице, или утке, которая несет золотые и серебряные яйца. Отсюда и пошло выражение: «Яйца курицу не учат», не зря в одной из сказок баба Яга, говорит: «Что смерть Кощея в яйце», так как яйцо искомое начало всех начал. Не будет яйца, не будет жизни. В эти образы заключены представления наших древних предков о порождающей Вселенную великой богине – Деве-птице, которая откладывает космическое яйцо. По своим главным особенностям образа такой девой-птицей могла быть хозяйка избушки на курьих ножках Баба-Яга в ее древнейшей сути. Она до сих пор приходит из русской сказки в дом к каждому из нас, из самого умопомрачительного прошлого. Образа, подобного Бабе-Яге не найти ни в одной мифологии мира. В сказке «О трех царствах» или «Бой со змеем на Калиновом мосту» Бабу Ягу называют Змеихой, которая сносит змеиные яйца, и отчасти, ее роль может совпадать с прародительницей вселенной, в народе Бабу Ягу называли змеедевой. В большинстве русских сказок Яга всегда выступает в образе ведьмы, старой, даже древней, злой и вредоносной старухи-колдуньи. «Баба – Яга — сказочное страшилище, большуха над ведьмами. Баба-Яга – костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает, она простоволоса, и ходит в одной рубахе, что верх бесчиния». (В. Даль) Безусловно, первообраз Великой Богини был более привлекательным, и значительно моложе. Так, в некоторых сказках она выступает могучей воительницей и управляя мечом-кладенцом бьется с богатырями. Предания заменяется мифами, мифы народными сказаниями и сказками. Но, имя Бабы-Яги сохраняется веками, ее знают во многих народах мира. Без сомнения, Баба-Яга самый древний мифологический образ. Русская Баба-Яга была и хозяйка леса, и «Хозяйкой лысой горы». Там, где стояла ее избушка, всегда среди леса было «Лысое место». Между тем, гениальный А. С.. Пушкин писал: «Там ступа с Бабою Ягой, идет-бредет сама собой, там царь Кощей над златом чахнет, Там Русский дух, …там Русью пахнет».

В большинстве русских сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, о своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный), и уничтожая зло, устанавливает справедливость в мире. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказки, неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа и малой Родины нужно обязательно вводить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Своеобразным жанром народного творчества является народный праздник, это и Рождество, и Пасха, и Масленица. Праздники и развлечения – яркие и радостные события в жизни ребёнка. Сочетая различные виды устного народного творчества, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей, расширяют их кругозор, развивают память, речь, воображение, способствуют умственному развитию дошкольников.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы придерживаемся следующих приоритетов:

  1. Формировать чувство сопричастности к истории Родины и Родного Края через знакомство с народными праздниками и традициями народа (времена года, погодные явления, поведение птиц и насекомых.)
  2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты характера, присущие ему нравственные ценности, преставление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбия, верности Родине, патриотизму.
  3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты традиционных народных промыслов (Посещение выставок, музеев, создание в группе мини-музея культуры). Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного творчества декоративно-прикладного искусства)
  4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, отражение в них национального характера, мировосприятия.

Народные русские сказки – мудрые и поучительные, смешнее и грустные, наивные и лукавые, но всегда чарующие, увлекающие в свой волшебный мир, где лягушка – может быть царевной, а золотая рыбка исполняет все желания, а главное, сказки возвращают нас в детство, учат добру и справедливости. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка правилам и цели жизни, необходимости защиты своего "ареала" и достойного отношения к другим общинам. Нам всем необходимо чаще обращаться к произведениям фольклора, возвращать русскую народную сказку, опыт и накопленные знания наших предков, ведь без прошлого нет будущего.

Список Литературы:

  1. Бутанаев В.Я. Хакасские народные названия исторических памятников//Вопросы древней истории Южной Сибири. Абакан, 1984.
  2. Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение к истокам Русской Народной культуры: Программа издательства Детство-Пресс, 2004г.
  3. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М: Просвещение, 1987.
  4. Русские народные сказки / А.Н. Афанасьев; Научн. Ред. текста. Послесл. И Примеч. В.П. Аникина, 1990г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год