| 
  Познавательно-исследовательский проект на тему: «Ознакомление детей старшей группы с культурой, бытом и традициями татарского народа» 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района г.Казани 
Проект выполнила воспитатель высшей категории Комарова Гульнур Харисовна Казань 2021 год 
ПЛАН ПРОЕКТА 
- Актуальность темы.
 
- Цели и задачи.
 
- Формы методы работ по реализации проекта.
 
- Ожидаемые результаты проекта.
 
- Тематический план.
 
- Прогнозируемый результат.
 
- Литература.
 
 
Сохраняя традиции прошлого, мы сохраняем себя, свой народ, культуру, традиции семьи. 
Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители. 
Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский, творческий 
  
Скачать конспект 
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь – май) 
Актуальность проекта: Национальная культура может быть сохранена и продолжена в веках только в случае приобщения и формирования интереса к ней у подрастающего поколения с ранних лет. Поэтому, задача приобщения детей к национальной культуре татарского народа становится актуальной для педагогов дошкольного учреждения. Педагогический коллектив детского сада находятся в постоянном поиске решения проблемы приобщения детей к культуре населения, проживающий в нашем городе, ведь знать культуру народа, на земле которого ты живёшь необходимо. Перед педагогами всегда стоят вопросы такие как: «Что ждёт детей впереди?», «Какое духовное наследие мы им оставим?», «Какие обычаи и традиции воспитаем?» И наш долг помнить культуру своего народа, вызвать интерес у детей к своей семьи наследии, истории её возникновения и становления. 
Проблема: Низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях татарского народа. 
Цель проекта: Формировать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятии природы; красивых предметов быта; декоративно-прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений. 
Задачи: 
Образовательные: 
- совершенствовать познавательные интересы у детей в изучении истории, культуры, традиции, обычаев, особенностей народов Татарстана. 
- познакомить со старинными предметами, расширять и закреплять знания детей о духовном наследии татарского народа. 
Развивающие: 
- обогащать интеллектуальную информационную сторону ребёнка
 
- развивать наблюдательность, обогащать и развивать связную речь, через устное народное творчество
 
 
- развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. 
Воспитательные: 
- пробуждать интерес у детей к истокам татарской культуры
 
 
- воспитывать любовь и уважение к традициям и обычаям татарского народа. 
- формировать чувства патриотизма, к истории своего народа. 
Формы и методы работы: 
- непосредственно образовательная деятельность
 
- совместная деятельность
 
- самостоятельная деятельность
 
 
-взаимодействие с родителями. 
Ожидаемые результаты проекта: 
- дети получат знания об истории и культуры татарского народа
 
- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода
 
- приобщаются к истокам традиционной культуры, понимать и принимать народные игры, обычаи, традиции
 
- повысится познавательный интерес детей
 
 
- пополнится словарь детей через татарский фольклор. 
Подготовительный этап 
Подбор и подготовка материала, технического обеспечения, и имеющейся литературы по декоративно — прикладному творчеству, жизнь и быта татарского народа. 
Воспитатель: 
- изучения литературы, информации интернет — ресурсов
 
 
-подготовка цикла бесед для детей о татарском быте, семейных традициях; «История бабушкина сундука», «Игрушки наших бабушек и мам» 
- оформление наглядного материала и дидактических игр для детей
 
- составление картотек народных игр
 
 
-консультации для родителей: «Предметы быта дедушек и бабушек» 
«Народные традиции и их роль в семейном воспитании» 
- изготовление лэпбуков на темы: «Лучезарная — Казань», «Мой край родной», «Милли татар киемнәре», «Татар халык ашлары» 
- анкетирование родителей «Отношение родителей детей к национальной культуре» (Приложение №1) 
Родители: 
-участие в организации и оформлении уголка предметно-развивающей среды НРК. 
- выпуск семейный газеты: «Генеалогическая древа моей семьи», — фоторепортаж «Красота родного края» 
- конкурсы рисунков на темы: «Моя Родина» 
- конкурс кукол в национальных костюмах
 
 
- Выставка "Татар халык ашлары". 
Основной этап 
Работа по данному проекту строится на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих технологий. 
Работа с детьми: 
- сбор предметов быта и рукоделия
 
- беседы с детьми, занятии, разучивание стихов, пословиц о татарском быте, традициях
 
 
- сюжетно-ролевые игры: «Моя семья» 
- выставка рисунков «Татарский сапожок» 
- мультимедийная презентация о предметах рукоделия
 
 
- развлечение «Аулак өй» 
Заключительный этап 
- выставка предметов быта и обихода татарского народа
 
- выставка работ выполненных родителями: куклы в национальных костюмах
 
- участие в оформлении мини-музея в детском саду
 
- презентация: «Что мы знаем о своих предках?» (генеалогическое древо семьи)
 
 
                                         Тематический план 
| 
 Месяц 
 | 
 Тема 
 | 
 Содержание работы 
 | 
 
| 
 Сентябрь 
 | 
 Люби свой край и воспевай 
 | 
 Познакомить с республикой Татарстан, с ее символикой, природой и людьми. 
Знакомство со столицей Татарстана – город Казань. 
Рассматривание фотографий достопримечательности города Казани. 
Развлечение «Путешествие в Татарстан» 
Изучение пословиц и поговорок татарского народа. 
Рассматривание лэпбуков: «Лучезарная - Казань», «Мой край родной» 
Фоторепортаж «Красота родного края» 
 | 
 
| 
 Октябрь 
 | 
 Мир старинных вещей 
 | 
 Ознакомительная беседа об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, түбәтәй, читек) и женского (күлмәк, калфак,чулпы, читек) костюмов, украшений. 
Сюрпризный момент: «Бабушкин сундук» 
Осмотр содержимого сундука. 
Фольклор(загадки) 
Игра «Түбәтәй», «Яшел-яшел кулъяулыгым» 
Дидактические игры "Укрась фартук", "Собери узор", "Назови правильно". 
Чеканка «Беләзегем йөзегем»(украшение чеканкой элементы национального узора) 
Конкурс кукол в национальной одежде. 
Экскурсия в музей ДОУ. 
 | 
 
| 
 Ноябрь 
 | 
 Вышивки моей бабушки 
 | 
  Ознакомление детей с татарскими национальными орнаментами. 
Познавательное занятие «Кәләпүшем-калфагым» 
Рисование. Украшение сапожки-ичиги с татарским национальным орнаментом. 
Выставка детских работ «Татарский сапожок» 
Аппликация «Тюбетей без затей» 
Разукрашивание татарским орнаментом«Алъяпкыч» 
Развлечение «В гостях у волшебных татарских узоров» 
 | 
 
| 
 Декабрь 
 | 
 Традиции и ценности моей семьи 
 | 
 Знакомство с понятием «Семья- Гаилә» 
Закрепить представление детей о семье, семейных традициях. 
 Воспитывать интерес к семейным реликвиям, обогатить словарный запас детей. 
Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» 
Развлечение «Аулак өй» 
Рассматривание и знакомство с генеалогическим древом семьи 
Презентация: « Что мы знаем о своих предках?» 
 | 
 
| 
 Январь 
 | 
 История татарской национальной кухни 
 | 
 Ознакомление с традициями татарского гостеприимства , разновидностями татарских лакомств и   национальных блюд: чәк-чәк, бәлеш, кош теле, гүбәдия, кыстыбый, өчпочмак и др. 
Пословицы, загадки. 
Лепка из соленого теста: «Чәк-чәк – национальное татарское блюдо» 
Выставка "Татар халык ашлары". 
Интерактивное занятие «Традиции татарского чаепития» 
 | 
 
| 
 Февраль 
 | 
 Мелодии моего народа 
 | 
 Знакомства детей с татарскими музыкальными инструментами; баян, курай, гармун, кубыз, мандолин, сорнай. 
Слушание татарских мелодий на татарские песни; 
Разучивание колыбельных песен. 
Презентация «Татарские музыкальные инструменты» 
 | 
 
| 
 Март 
 | 
 Сквозь века – игры наших бабушек 
 | 
 Знакомство детей с народными обычаями, обрядами и хороводными играми татарского народа. 
Познакомить с пословицами, как формой выражения народной мудрости. 
Проведение праздника «Воронья каша – Карга боткасы» через обыгрывание и объяснений народных поверий. 
Загадки, беседа. 
Разучить татарские народные подвижные игры: «Алтын капка», «Кәрия-Зәкәрия», «Хәйләкәр төлке»«Соры бүре». 
День татарских народных игр. 
 | 
 
| 
 Апрель 
 | 
 Творческая наследия Габдуллы Тукая. 
 | 
 Познакомить с творчеством Габдуллы Тукая. 
Чтение сказки «Шурале» (Леший), «Су анасы» 
Разучивание стихотворения Г.  Тукая «Бала белән күбәләк - Ребёнок и мотылёк». 
Инсценировка стихотворения Г. Тукая «Акбай» 
Мультимедийная презентация «Путешествие в сказочный мир Тукая» 
 | 
 
| 
 Май 
 | 
 «Краски Сабантуя» 
 | 
 Познакомить с татарским праздником «Сабантуй» и его происхождением, с историей культуры татарского праздника, традициями. 
Чтение стихов. 
Аппликация «Укрась полотенце - Сөлге»( коллективная работа) 
Татарская народная игра «Габдулла, Гөлбану», «Ал кирәк,гөл кирәк», «Кәрия-Зәкәрия », «Чума үрдәк,чума каз » 
Проведение праздника «Весёлый Сабантуй» 
 | 
 
 
Прогнозируемый результат 
В результате реализации проекта у детей формируются: 
- нравственно-патриотические чувства; 
- основы национального самосознания; 
- умение творчески применять имеющуюся информацию по различным элементам народной культуры; 
- эмоционально- положительное отношение к культуре, традициям татарского народа. 
Литература: 
- «Татар дөньясы – Татарский мир» Издательство Заман - Казань, 2020
 
- Харисов Л.А. «Ватаным Татарстан – Родина моя» - Казань, 2005
 
- Нурзия «Татар сынлы сәнгать» - Казань, 1999
 
- Зарипова З.М. «Белем бирү һәм тәрбия процессында милли төбәк компоненты» - Яр Чаллы, 2000
 
- Борһанова Р.А. «Татар халкының мәдәнияте белән таныштыру»- Казан,1994
 
- Закирова К.В. «Уйный-уйный үсәбез» - Казан, 2010
 
- Закирова К.В. «Әхлак нигезе- матур гадәт» - Казан, 2004
- «Көч һәм рух тамырлары» - Казан, 1998
 
- Р.Ф.Ягъфәрова «Балалар фольклоры » Казан, Мәгариф 2000
 
- «Әткәм-әнкәмнең теле» - Казан, Мәгариф 1997
 
- Нурия Сергеева «Веков связующая нить. Татарское декоративное и изобразительное искусство для детского творчества» - Казань, 2004  
 
- Ф.Ф.Харисова «Национальная культура и образование» Москва, 2000
 
  
 
			 |