Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Культурные и исторические ценности русского народа» для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Фольклор
Автор: Лодыгина Елизавета Владимировна   
23.09.2022 18:59

Проект «Культурные и исторические ценности русского народа» для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)Проект «Культурные и исторические ценности русского народа» для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Управление дошкольного образования Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка — детский сад № 17" г. Сыктывкара (МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 17»)

Разработала: Лодыгина Елизавета Владимировна, воспитатель 1 категории Сыктывкар 2021г.

Актуальность:

Известный ученый Д.С. Лихачев писал о традициях русской народной культуры: «Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познавания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры».

 

Очень жаль порой слышать и наблюдать, как многие россияне не разделяют мнение тех, кто внес колоссальный вклад в богатейшее культурное наследие, которым мы и наши потомки обязаны гордиться так же, как это делал великий Пушкин. Кроме того, у подрастающего поколения наблюдается уменьшение интереса и уважения к прошлому России, социальные опросы зачастую показывают низкий процент знания истории и культуры Российского государства. А ведь именно здесь, на родной земле, проходит наше детство, юные счастливые годы, здесь живут наши родные и друзья, именно наша страна дает нам возможность получить качественное образование, реализовать мечты, жить и трудиться для своей семьи и для Родины.

Так в чем же заключается проблема? Возможно все дело в том, что средства массовой информации и социальные сети пропагандируют иностранный уклад жизни — оградить детей от влияния мировой сети интернет и контролировать его использование в разумных пределах становится все труднее...

Поэтому современные воспитатели и учителя работают по эффективным образовательным программам, уделяющим большое внимание нравственно-патриотическому воспитанию, внедряют в свою педагогическую деятельность новые технологии, чтобы возродить работу по формированию патриотических чувств детей.

Цель проекта:

  • формирование патриотических чувств, интереса к истории и культуре русского народа посредством развития творческих навыков у детей 6-7 лет

Задачи проекта:

  • расширять знания о прошлом своего народа, о жизни и быте предков;
  • приобщать к культуре и традициям русского народа, прививать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие;
  • знакомить с богатым, образным языком русского фольклора, являющегося источником познавательного, эмоционального и нравственного развития детей;
  • обогащать словарь детей посредством введения в него древнерусских и старославянских слов и изречений;
  • формировать чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, а также толерантности и уважения к другим народам и их традициям;
  • развивать художественный вкус и творческие способности детей;
  • воспитывать духовный, творческий патриотизм, осознание гордости за великие достижения русского народа, его прошлое, и ответственности за будущее своей Родины.

Технологии:

  1. Технология проектной деятельности — создание на организационном этапе проекта «Путешествие в прошлое России»
  2. Технология создания предметно-развивающей среды — создание в группе мини-музея предметов старины, выставки рисунков и иллюстраций на тему «Быт и культура русского народа»

Методы и формы работы с детьми и родителями

Формы:

Непосредственно образовательная деятельность:

  • коммуникация «Быт и культура русского народа». «Русь-матушка»;
  • чтение русских народных сказок;
  • рисование «Русская изба», «Русский народный костюм», народных промыслов; лепка «Чугунок, каток и ухват»

Игровая деятельность:

  • Знакомство с русскими народными играми (подвижные игры «Ручеек», «Гори ясно!», «Золотые ворота»; малой подвижности «Колечко»)
  • конструирование «Строительство древнего города».
   

Методы

Наглядный

Словесный

Практический

- видео, слайды, иллюстрации, карточки (презентация «Быт и культура русского народа», «Русская изба», «Как одевались на Руси» и т.д.);

- показ способов действия (изготовление куколок из ткани, лепка из глины, рисование народных промыслов и т.д.);

- обследования предметов (мини-музея, таких как ухват, коромысло, крынки, каток и т.д.).

- объяснение (например, чем отличался праздничный костюм от повседневного);

- беседы о быте и культуре русского народа;

- указание, пояснение;

- вопросы к детям;

- художественное слово (русские народные сказки, поговорки и пословицы, потешки, песенки и т.д.);

- упражнения;

- дидактические игры («Продолжи пословицу», «Подбери слово»);

- индивидуальная работа;

- участие в русских народных праздниках «Рождество», «Масленица»;

- разучивание элементов русского народного танца;

- игра на музыкальных инструментах (ложки, трещотки, балалайка).

       

Тип проекта: информационно - творческий,

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители и другие члены семей воспитанников. музыкальный руководитель, администрация.

Сроки реализации проекта: октябрь 2021год - апрель 2022 год.

Гипотеза: Реализация проекта « Исторические и культурные ценности русского народа» позволит объединить усилия ДОУ и семьи и поможет ребятам повысить знания об истории русского народа, осознать ценность культуры наших предков, оценить их достижения в искусстве, народную мудрость, а также осознать чувство гордости и уважения к историческому прошлому и ответственность за будущее своей страны.

Ожидаемые результаты проекта:

Для детей:

  • освоение доступных знаний о жизни, быте и культуре русского народа в историческом прошлом;
  • расширение и углубление знаний русского фольклора;
  • осознание важности проявления таких качеств, как трудолюбие, взаимовыручка, храбрость, верность и других, присущих особенным чертам русского характера;
  • повышенный интерес к истории нашей Родины, к традициям и культурным ценностям русского народа;
  • обогащение и активизация словаря, употребление в речи старинных русских слов, а также малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, загадок и др.);
  • осознание себя частью великого народа, его достойного представителя;
  • освоение творческих навыков в создании национального искусства (изобразительного, музыкального, прикладного).

Для родителей:

  • активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности по приобщению к историческим и культурным ценностям русского народа;
  • проявление позиции активных участников образовательного процесса.

Для педагогов:

  • разработка системы работы по приобщению детей к историческим и культурным ценностям русского народа;
  • повышение педагогической компетентности по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Этапы реализации проекта:

1этап – подготовительный

2 этап –основной

3 этап - заключительный

Этап

Мероприятия

Сроки

Работа с родителями

I Подготовительный этап

- Анализ развивающей предметно-пространственной среды.

- Обсуждение с детьми и их родителями наполнение развивающих центров в группе.

- Приобретение и создание русской народной атрибутики, альбомов и плакатов с иллюстрациями декоративно-прикладного творчества «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Полхов-Майдан», предметов, иллюстраций, фотографий по теме «Русский быт»; демонстрационных презентаций для работы с детьми «Русская изба», «Из истории русской национальной одежды, женской и мужской», «Русский быт в народных сказках», а также музейных экспозиций — предметов старины, раскрасок «Русский народный костюм», «Герои русских народных сказок» и др., библиотеки «Произведения русского народного творчества».

Сентябрь 2021г.

 
 

Тема: «Знакомство с бытом и культурой русского народа»

- Познавательное занятие «Быт и культура русского народа».

- Беседа «Русская изба». Просмотр презентации «Как на Руси строили жилище».

- Экскурсия в «Историко-краеведческий музей по теме «Русский быт».

- Рисование: «Русская изба».

- Разучивание осенней песни «Листья кружатся».

- Постановка русской народной сказки «Теремок» (театр пальчиковый).

- Подвижная игра "Мельница".

- Пальчиковая гимнастика «Семья».

- Сюжетно-ролевая игра "Семья".

- Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

- Дидактическая игра "Назови по-другому".

- Просмотр сказки «Гуси-лебеди».

Октябрь 2021 г.

- Участие и помощь в оформлении творческой выставки «Путешествие в прошлое России».

- Участие и помощь в организации экскурсии в историко-краеведческий музей.

Тема: «Русь-матушка»

- Познавательное занятие «Из истории Руси Великой».

- Беседа «Русь-матушка, так наши предки называли свою Родину».

- Составление рассказов на тему: «Моя Родина».

- Рисование: «Русский народный костюм», «Герои русских народных сказок».

- Прослушивание и пение заклички «Восенушка-осень».

- Постановка русской народной сказки «Маша и медведь» (театр кукольный)

- Подвижная игра "Золотые ворота".

- Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».

- Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка".

- Дидактическая игра "Продолжи пословицу".

- Просмотр сказки «Хаврошечка».

Ноябрь 2021г.

- Участие и помощь в оформлении выставки работ «Что такое толерантность?»

Тема: «Русские народные художественные промыслы»

- Познавательные занятия: «Художественные изделия из дерева и роспись. Хохлома. Городец», "Керамические художественные изделия. Дымка. Гжель», «Зима — не лето — в шубу одето».

- Беседа «Где живет перо Жар-птицы?», «Чудо-чудное, диво-дивное — Золотая Хохлома», «О русской зиме».

- Составление рассказов на тему: «Какая у нас зима».

- Рисование: "Гжель прекрасная», «Элементы Хохломской росписи («кудрина», «травака»).

- Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок».

- Игра на музыкальных инструментах (ложки, трещотки).

- Подвижная игра "Два мороза".

- Пальчиковая гимнастика «Каша».

- Чтение сказки "Снегурочка».

- Дидактическая игра "Выложи узор", «Укрась фартук».

- Просмотр сказки «Снегурушка и лиса».

Декабрь 2021г.

- Участие в новогоднем утреннике, исполнение ролей, изображение героев русских народных сказок и мифов.

Тема: «Праздники традиционные и обрядовые»

- Познавательное занятие «Пришла Коляда накануне Рождества».

- Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.

- Пение колядок «Коляда-моляда прикатила молода!».

- Составление рассказов на тему: «Как мы встречали Рождество».

- Экскурсия в «Историко-краеведческий музей по теме «Игрушка - дело серьезное.

- Рисование: «Русская зима».

- Подвижная игра "Белые медведи»".

- Пальчиковая гимнастика «Дед Мороз принес подарки».

- Сюжетно-ролевая игра "Ходим в гости, колядуем".

- Чтение русской народной сказки «Морозко».

Январь 2022г.

- Участие и помощь в организации экскурсии для детей в историко-краеведческий музей.

Тема: «Русские богатыри»

- Познавательное занятие «На героя и слава бежит».

- Беседа «Рассказ о русских богатырях», «Беседа о Масленице».

- Составление рассказов на тему: «Мой папа — самый лучший!».

- Экскурсия в «Историко-краеведческий музей по теме «Выставка постеров иллюстраций Е.Д. Поленовой".

- Рисование: «Портрет папы».

- Прослушивание русской народной песни «Валенки».

- Разучивание русского народного танца.

- Подвижная игра "Снежная баба".

- Пальчиковая гимнастика «Пирог».

- Сюжетно-ролевая игра "Богатыри".

- Чтение русских былин и преданий "Илья Муромец и Идолище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

- Просмотр сказки «Каша из топора».

Февраль 2022г.

- Выставка-конкурс художественного и декоративно-прикладного творчества «Красная Масленица»

- Участие в музыкально-спортивном досуге, посвященном Дню защитника Отечества

«Поэзия народного костюма»

- Познавательные занятия: «Из истории мужской и женской одежды», "Из истории головных уборов»

- Беседы: "Сердце матери лучше солнца греет» (беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок», «Грач на горе — весна на дворе» (о русских обычаях встречи весны»), «Из истории русской кухни», «Русский самовар и чаепитие на Руси».

- Составление рассказов на тему: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».

- Рисование: «Кокошник для мамочки». Украшение кокошника элементами народных промыслов: Гжель, Городец и Хохлома.

- Прослушивание и пение закличек о весне «Весна, весна, поди сюда!».

- Театр варежковый «Русская народная сказка «Маша и медведь».

- Подвижная игра "Ручеек".

- Пальчиковая гимнастика «Птички».

- Сюжетно-ролевая игра "Едем мы на ярмарку".

- Дидактическая игра "Чей костюм?", «Путаница».

- Просмотр сказки «Хаврошечка».

Март 2022г.

- Создание выставки ручных изделий «Моя мама — мастерица!».

- Участие в музыкальном концерте, посвященном дню «8 марта», в русском народном стиле

- Участие в празднике, посвященном встрече Масленицы.

«Утварь избы русской или Удивительные предметы »

- Познавательное занятие «Загадки русской избы»

- Беседа о русской избе и о прошлом нашей Родины.

- Литературная викторина «Путешествие по русским народным сказкам».

- Беседа «Предметы обихода русского народа», «Рассказ о Пасхе», «Беседа о народном юморе» (докучные сказки, скороговорки, дразнилки).

- Составление рассказов на тему: «Обустройство русской избы»

- Рисование: «Предметы старины».

- Лепка «Старинная посуда».

- Прослушивание русской народной песни «Красный сарафан».

- Подвижная игра "Гори ясно!".

- Динамическая пауза «За дровами мы идем».

- Чтение русской народной сказки "Липунюшка».

- Дидактическая игра "Кому что нужно для работы?».

- Повторение пословиц и поговорок о труде.

- Просмотр сказки «Федул да Меланья».

Апрель 2022г.

- Создание мини-музея предметов старины в группе

- Выставка-конкурс технического творчества объемных моделей «Герои русских сказок»

III Заключительный этап

1. итоговый мониторинг детей

2. повторное анкетирование родителей

3. Итоговое занятие «Удивительные предметы или Поиски Липунюшки»

Май 2022г.

 

Заключение

В процессе реализации проекта по приобщению к историческим и культурным ценностям русского народа дети подготовительной группы получили достаточные знания об истории крестьянского жилища – избы, ее устройстве, о быте крестьян, познакомились с разнообразными праздничными в процессе участия в русских народных праздниках, а также с народным фольклором (заучивание и толкование русских народных пословиц и поговорок, закличек, песенок) У детей появился интерес к русским народным играм, к народным промыслам России. Повысилась активность родителей, расширилась сфера их участия в жизни группы, в организации воспитательно-образовательного процесса.

Вывод: анализ результатов проекта показывает, что дети владеют устной речью, используя малые фольклорные формы в разных видах деятельности, обладают установкой положительного отношения к миру, к духовным ценностям других народов, обладают чувством собственного достоинства, как представителя своего народа, понимают свое место в семье, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, обладают развитым воображением в проявлении творческой сферы художественно-прикладного искусства.

Список литературы

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Спб.: Детство-Пресс, 1999. - 304 с.: ил.
  2. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: М.: Изд-во АРКТИ, 2004. - 110 с.
  3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2013
  4. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1970.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год