Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Волшебный мир сказок с использованием фольклора по русской народной сказке – Теремок»
Фольклор
Автор: Тимофеева Алла Евгеньевна   
30.12.2022 07:12

«Волшебный мир сказок с использованием фольклора по русской народной сказке – Теремок»«Волшебный мир сказок с использованием фольклора по русской народной сказке – Теремок»

Участники проекта: воспитатель, дети 3-5 лет.

Тип проекта: среднесрочный, познавательно – творческий.

1. Актуальность:

Через сказку ребенок входит в мир чудес и волшебства, где ребенок учился доброму отношению к людям. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители плохо знают русские народные сказки, авторские сказки, писателей – сказочников.

 Скачать конспект

Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными равнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Для повышения интереса к русской народной сказке, любви к чтению, для развития речи был разработан проект «Волшебный мир сказок с использованием фольклора по русской народной сказке – Теремок».

Проблема:

Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему.

К детям в гости приходит сказочный персонаж. Он рассказывает детям, что он очень любит свою сказку. Ребята предложили показать ему наши сказки. Но вот, кто их придумывает и сколько на свете сказок, дети не знали. Мы решили отправиться в сказочное путешествие и все узнать.

2. Основная цель, задачи, ожидаемые результаты проекта:

Цель проекта:

Формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам через творческую и познавательную деятельность, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки.

Задачи проекта:

  • Способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.
  • Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.
  • Расширять представления о жизни и творчестве детских писателей – сказочников.
  • Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказки.
  • Совершенствовать связную, диалогическую речь, интонационную выразительность, расширять словарный запас. Формировать умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
  • Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности.
  • Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
  • Учить изображать сказочных персонажей, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками.
  • Развивать у детей уверенность в своих силах, учить самостоятельно искать пути решения творческих задач, умение действовать по собственной инициативе.
  • Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.
  • Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.
  • Приобщать современных родителей к чтению сказок детям, ввести традицию семейного чтения.
  • Способствовать обогащению детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной творческой деятельности.
  • При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств.

Ожидаемые результаты:

  • Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям, пересказывают содержание небольших сказок, в частности сказку «Теремок».
  • Деи знают, что сказки бывают авторские и народные, знают некоторых писателей-сказочников: К.И. Чуковского, Ш.Перро, Х.К. Андерсена, С.Михалкова, В.Г. Сутеева.
  • Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) в самостоятельной деятельности.
  • Возрос уровень речевой активности детей, расширился словарный запас.
  • Дети проявляют взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
  • Разовьются познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников.
  • Дети изображают сказочных героев с помощью различных изобразительных материалов и в разных техниках, оформляется выставка детских творческих работ.
  • Родители принимают участие в выставке совместных рисунков с детьми «Моя любимая сказка – Теремок».
  • Предметно-развивающая среда пополнилась разными видами театра, сделанных руками воспитателя и родителей.
  • Родители сделали подборку раскрасок на тему «Сказки».

3. Условия реализации проекта:

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Художественные и музыкальные произведения
  • Уголок театрализованной деятельности
  • Книжный уголок
  • Фотоаппарат, компьютер
  • Наглядный материал (картинки сказочных персонажей, настольно-печатные игры, сказочные персонажи – игрушки)
  • Раскраски по теме «Сказки»

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:

  • Наглядный: рассматривание иллюстраций, показ кукольного, настольного театра, пальчикового театра.
  • Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.
  • Практические: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры, заучивание потешек.

Программно-методическое обеспечение:

  1. Веракса Н.Е. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» — М.: Мозаика синтез, 2010
  2. Конспекты интегрированных занятий А.В. Аджи, Воронеж, 2009г.
  3. Триз
  4. Власенко О.П. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Вторая младшая группа» — Волгоград. Учитель, 2013.
  5. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  6. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
  7. Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994
  8. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – М.: АРКТИ, 20.
  9. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  10. Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». – М.: ТЦ Сфера 2006.
  11. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» — ООО «ТЦ Сфера», 2014
  12. Этапы проекта:
  13. этап – подготовительный
  • Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
  • Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме, подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстративного, раздаточного материала.
  • Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.
  • Анкетирование родителей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
  • Подбор атрибутов для игр-драматизаций: костюмы, маски.
  • Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?», «Кто где живет?», «Кто скорее добежит до домика?»
  • Оформление книжного уголка в группе.
  • Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед
  • Информация для родителей «Участвуем в проекте «По следам сказок».
  • Разработка содержания проекта: «По следам сказок».

Основной этап:

  • Проведение бесед и НОД по теме проекта.
  • Отгадывание загадок о сказках и героях сказок.
  • Организация книжной выставки «Мои любимые сказки».
  • Чтение и рассказывание русских народных и авторских сказок, беседа по прочитанным сказкам, рассматривание иллюстраций в книгах.
  • Игра-драматизация по сказке «Теремок».
  • Раскрашивание иллюстраций к сказке «Теремок».
  • Просмотр мультфильмов по прочитанным ранее сказкам.
  • Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций.
  • Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, чтение сказок с детьми дома).

Заключительный этап:

  • Выставка творческих работ детей «Что за прелесть эта сказка».
  • Драматизация сказки «Теремок».
  • Выставка поделок «Театр своими руками», сделанных родителями.
  • Обновление предметно-развивающей среды.
  • Проведение литературной викторины «Сундучок сказок».
  • Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка».
  • Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений.
  • Подведение итогов проектной деятельности.

5. Обогащение развивающей среды.

В книжный уголок – внесение русских народных сказок, авторских сказок, иллюстрированных разными художниками, иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения.

В речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме, изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый).

В игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок.

В уголок изодеятельности – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творчества, репродукции картин по русским народным сказкам.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год