Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Картотека «Кубанские народные игры и хороводы по временам года»
Фольклор
Автор: Мизикина Ольга Борисовна   
18.11.2023 20:24

Картотека «Кубанские народные игры и хороводы по временам года»Картотека «Кубанские народные игры и хороводы по временам года»

Составитель: музыкальный руководитель Мизикина Ольга Борисовна

Весна.

Игра: «Достань платочек».

Взрослый:

А у нас есть казачата,

Все весёлые ребята!

Могут песню запевать,

Больше любят поиграть.

 

Взрослый держит обруч над головой детей, на котором слегка привязаны

платочки. Дети подпрыгивают и срывают платочки. рь, кто твой друг?

Пахарь: Грач и жаворонок. (грач и жаворонок обходят и встают в круг с

«Весной»).

Дети: Пахарь, пахарь, кто твой друг?

Пахарь: Дождик весенний (дождик вбегает в центр и имитирует падающие

капли).

Дети: Пахарь, пахарь, кто твой друг?

Пахарь: Красно солнышко (солнышко просыпается).

Дети: Пахарь, пахарь, кто твой друг?

Пахарь: Тёплый ветер.

Дети берутся за руки, образуют два круга. Внешний круг бежит вправо,

внутренний влево. Во время движения дети нараспев говорят:

Пришла весна,

Пришла красна.

Посмотри, дружок,

Как ожил лужок,

Ясно солнышко, сияй,

Весну красную встречай.

«Заря – Заряница»

Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря — Заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые.

Раз, два – не воронь

А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого – нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

«Верхом на коне»

Детям рассказывают, что раньше малым детям давали кочергу (это был их конь). Верхом на кочерге дети бегали и кричали:

Прощай зима холодная,

Приходи лето красное!

Соху мне, борону мне – И пахать пойду!

В данной игре в качестве кочерги используются палки длинной 1 м. по количеству играющих. Приходу весны радовались все от мала до велика и народ складывал приветственные песни и водили хороводы.

Игра: «Прилёт птиц» (хоровод).

Дети: Пахарь, пахарь, кто твой друг?

Пахарь: Весна – красна (девочка – весна обходит друг).

Дети: Пахарь, пахарь, кто твой друг?

Пахарь: Грач и жаворонок. (грач и жаворонок обходят и встают в круг с «Весной»).

Дети: Пахарь, пахарь, кто твой друг?

Пахарь: Дождик весенний (дождик вбегает в центр и имитирует падающие капли).

Дети: Пахарь, пахарь, кто твой друг?

Пахарь: Красно солнышко (солнышко просыпается).

Дети: Пахарь, пахарь, кто твой друг?

Пахарь: Тёплый ветер.

Дети берутся за руки, образуют два круга. Внешний круг бежит вправо, внутренний влево. Во время движения дети нараспев говорят:

Пришла весна, Пришла красна.

Посмотри, дружок, Как ожил лужок,

Ясно солнышко, сияй, Весну красную встречай.

Красная горка. «В круги».

Выбирается водящий. Играюшие образуют круг. В центре с закрытыми глазами стоит водящий. Играющие ходят вокруг него и поют:

Отгадай, чей голосок,

Становися во кружок.

И скорей кого-нибудь

Своей палочкой каснись.

Отвечай поскорей.

Отгадать поторопись.

Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовёт по имени, идёт в круг.

«Верба-вербочка».

Дети выбирают девочку и мальчика. Те встают в два круга, образованные играющими. Дети водят хоровод, напевая:

Верба, верба, вербочка, вербочка кудрявая,

Не расти, верба, во ржи, расти, верба, на меже.

Как во городе царевна посреди круга стоит,

Её ветер не берёт, канарейка гнездо вьёт.

На слово «вьёт девочка и мальчик разрывают свои круги и делают «воротики». Дети проходят в них, продолжая припевать:

Люди спросят: «Кто такой?», Катя скажет: «Милый мой»

В конце девочка и мальчик танцуют.

«Тополек»

Цель: действовать в соответствии с правилами.

Ход игры.

В игре участвуют: ведущий — «тополь», 3 игрока — «ветры», остальные — «пушинки», В центре площадки в кругу диаметром 2 м. стоит ведущий — «тополь», «пушинки», за кругом.

Ведущий (тополь):

«На Кубань пришла весна, распушила тополя. Тополиный пух кружится, но на землю не ложится. Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!»

После этих слов налетают «ветры» и ловят «пушинки», те устремляются в круг к «тополю». Пойманные «пушинки» становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.

Лето. «Кауны»

Цель: развивать быстроту, ловкость, умение двигаться под музыку.

Ход игры.

На одном конце площадки проводится черта — это «бахча». За чертой на расстоянии 2-3 шагов от нее «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается «дом детей». Выбирается сторож. Когда «сторож» засыпает, играет музыка, дети направляются к бахче со словами:

«Крадем, крадем кауны, деда не боимся

Дед нас палкой — мы его каталкой».

Сторож просыпается, дети бегут «домой»,

а он их догоняет. Пойманного сторож

отводит в сторону шалаша.

«Подсолнухи»

Цель: развивать наблюдательность.

Ход игры.

Игроки — «подсолнухи» стоят врассыпную. Один — земледелец, он запоминает, кто где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи под кубанскую народную музыку меняются местами. По возвращению земледельца, музыка останавливается, ведущий произносит считалку, тот в свою очередь, по окончании слов должен отгадать, кто где стоял:

«Солнце светит, дождь идет,

Семечко растет, растет.

К солнцу тянется росток,

Тонкий, тонкий стебелек.

Земледелец не зевай, перемены отгадай!»

«У Куцей Бабы» (Каневская станица)

Играли малыши и ребята, хотя могли быть и самые неожиданные изменения: играли мама, или старшая сестра. Одному игроку завязывали глаза и ставили возле стенки в комнате. Это была «КУЦА БАБА». Между игроками и Бабой происходил такой диалог:

- Бабо. Бабо! Дэ ты стоишь?

- На камни.

- Шо ты продаешь?

- Квас.

- Ловы девок (хлопцев) та ны нас, та по лавочках ны лазь!

И дружно разбегались по комнате, а Баба должна была кого-нибудь поймать. Если Баба подходила к окну или печке, все кричали: «Бабо, жар!», предостерегая ее от неприятностей. Если Баба ловила игрока – он становился Бабой, и игра продолжалась.

«Мельница»

Цель: развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры.

Играющие встают в круг, и каждый, не сходя с места, кружится, проговаривая слова:

«Мели, мели, мельница! Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай, и в мешочки набивай!

Крутись, крутись, жернов, съеден хлеб наш черный,

Съеден белый хлебик, мели новый, мельник!»

На последнем слове дети должны

остановиться, удерживая равновесие и не шевелиться. Кто не справится с заданием, выходит из игры. Игра повторяется.

Осень. «Утка»

Цель: развивать ловкость.

Ход игры.

Играющие становятся в круг.

Считалкой выбирается «селезень» и «утка».

Утка становится в круг, а селезень ловит ее. Играющие при этом, взявшись за руки поют: «Утка киря, по полю лета, поспивай, селезень, за ней. Скорий, скорий, бо мало дити пищать, Исти хотять!»

При этом утку свободно пропускают из круга в круг, а селезня стараются задержать.

«Хлибчик»

Цель: развивать быстроту, ловкость.

Ход игры.

Дети делятся на пары. Ведущий — «хлибчик» (без пары) становится на некотором расстоянии от детей. Он громко произносит: «Пеку, пеку хлибчик»!

Дети: «А выпечешь?» Ведущий: «Выпеку!»

Дети: «А убежишь?» Ведущий: «Посмотрю!»

С этими словами дети и «хлибчик» бегают врассыпную по площадке. На команду педагога: «Пара!» — быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому пары не хватило, становится хлибчиком. Игра повторяется.

«Кривой петух»

Дети стоят по кругу. Один в центре с завязанными глазами — «петух».

Дети спрашивают, «петух» отвечает:

«Кривой петух, на чем стоишь?» (На иголочках).

«А как тебе, не колко?» (На подковочках).

Дети идут по кругу и поют:

«Ступай в кут, там блины пекут,

Там блины пекут, тебе блин дадут».

Ребенок — «петух» стучит ногой об пол (3 раза).

Дети: «Кто там?» (Это я, Тарас).

Дети: «Лови нас, не открывая глаз».

Пойманного «петух» должен угадать.

Угаданный становится «петухом».

«Калачи»

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры.

Дети становятся в три круга. Двигаются подскоками по кругу и при этом произносят слова:

«Бай-качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи».

По окончании слов игроки бегают врассыпную

по площадке. На слова ведущего: «Найди свой калач!» дети строятся в свой круг.

При повторении игры дети могут меняться местами в кругах.

Зима. «Малечена — Калечена»

Цель: развивать равновесие, мелкую моторику рук.

Ход игры: Выбирается ведущий. Все игроки берут в руки небольшую палочку длиной 20-30 см и встают как можно дальше друг от друга, произнося слова:

«Малена — Калена, сколько часов осталось

До вечера, до зимнего?»

После слов «до зимнего» дети ставят палочку на ладонь. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три... десять!».

Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку.

«Курень»

Цель: развивать быстроту, ориентировку в пространстве.

Ход игры: В разных концах зала ставятся стулья,

на которых лежат шали (платки).

Дети образуют вокруг стульчиков круги

по пять-десять человек.

Под веселую музыку (бубен) дети перемещаются врассыпную по всему залу.

С окончанием музыки бегут к своим стульям,

берут шаль (платок) и вытянутыми над головой руками натягивают ее (его),

делая крышу над головой.

«Золотые ворота»

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры.

Играющие, образуя круг, берутся за руки

и поднимают их вверх — делая «золотые ворота».

Один из участников игры — водящий, проходит через «золотые ворота» по кругу «змейкой», при этом все говорят слова:

«В золотые ворота проходите господа:

В первый раз — прощается, второй — запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

Играющие, под чьими руками оказался ведущий, бегут в разные стороны по кругу. Прибежавший первым — встает в пару с водящим, а проигравший идет по кругу «змейкой».

«КУМУШКА»

Играющие 10-15 чел образуют круг, места обозначены предметами. Игра под звучание р. н. мелодии «Барыня» ж.

Ведущий ходит и поёт по кругу:

  • Я по кругу хожу

Я куму себе ищу

(Останавливается против 1 человека, поёт)

-Кумушка, дай ключи

(Ему отвечает выбранный игрок)

-Поди там постучи

Дети под музыку, двигаются по кругу. По окончании звучания мелодии все становятся к предмету, (занимают места)

вед старается занять кружок. Ведущий меняется, игра продолжается.

«Заюшка»

Цель: совершенствовать силовые качества, ловкость.

Ход игры.

Дети образуют круг, внутри круга находится водящий — «заюшка». Играющие, взявшись за руки двигаются по кругу, произнося слова:

«Ишов заюшка по воду, тай вдарився чолом об воду.

Котры булы в батюшки, котры булы в матушки.

По базари ходилы и ножки томилы.

То в ти, то в ти ворота, а ворота позамыкани,

Жовтим писком позасыпани».

«Заюшка» медленно передвигаясь по кругу, старается неожиданно вырваться из круга. Если это удается, играющие его ловят. Игрок, поймавший водящего, сам становится «заюшкой»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год