Проект по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора «Пестушки-говорушки» |
Фольклор | |||
Автор: Григорян Татьяна Гукасовна | |||
30.03.2025 10:00 | |||
Актуальность: Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В соответствии с ФГОС одним из направлений речевого развития детей является приобщение дошкольников к художественной литературе. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитие речи детей раннего возраста необходимо включать чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, вводя их в повседневный разговор. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности с детьми. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, который предопределит успешность его адаптации и общего развития в ранний дошкольный период. Чтобы привлечь внимание ребенка, успокоить, развеселить его, поговорить с ним издавна пользуются прибаутками, приговорками, напевками, потешками. Устное народное творчество (фольклор) представляет собой настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа. Средствами малых форм фольклора ребёнок получает первые представления о произведениях художественной литературы. Вслушиваясь в слова потешек, пословиц, поговорок, их ритм, малыши играют в ладушки, притоптывают, приплясывают, двигаясь в такт произносимому тексту, что не только забавляет, радует малышей, но и позволяет организовывать их поведение. С помощью народных песенок, потешек у малышей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и т. д. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Это помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. Художественная литература, устное народное творчество в возрасте до 2 лет – уникальное средство, позволяющее ребенку быстро и жадно познавать окружающий мир, а главное – овладевать средствами общения – речью. Знакомство с сокровищницей русской литературы, с лучшими образцами устного народного творчества – это определяющий этап в становлении личности ребенка в период раннего детства Гипотеза: если знакомить детей раннего возраста с произведениями устного народного творчества, то это позволит: как можно раньше приобщить воспитанников к художественной литературе, сформировать у них любовь и интерес к книге. Проблема: одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к художественной литературе. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге компьютерные игры и просмотр телевизора. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для приобщения детей к художественной литературе. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Осознавая роль художественной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества (малых форм фольклора), развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка. Для решения задач речевого развития был разработан проект «Пестушки-говорушки». Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2022-май 2023уч. г) Участники проекта: дети группы раннего возраста «Непоседы», возраст детей 1-2г., воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников. Цель проекта: приобщение детей раннего дошкольного возраста к художественной литературе посредством малых фольклорных форм. Задачи проекта:
Ожидаемые результаты проекта:
Продукты проекта:
Этапы реализации проекта: Подготовительный: Цель: знакомство с семьей ребенка для установления контакта. Содержание:
Основной. Цель: реализация проекта согласно плану. Содержание:
Заключительный. Цель: подведение результатов проекта. Создание электронной презентации по итогам работы над проектом. Совместная деятельность с детьми
Совместная деятельностьс родителями
Взаимодействие с педагогами ДОУ
Список литературы: Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С.61-68. Бахвалова Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор. //Дошкольная педагогика, № 8, 2008. — С. 20-23. Баю-бай: колыбельные песенки: русские народные песенки / худ. Е. Нитыпкина. – М.: Оникс, 2007. Бережнова О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. №12. 2002. С. 9. Болтали две сороки: русские народные сказки, песенки, потешки / худ. Ю. А. Васнецов. – СПб: Печатный двор: Детгиз, 2008.
|