Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическое пособие: Игра для ознакомления детей с коми орнаментом
Фольклор
Автор: Жасинене Наталья Александровна   
16.03.2024 11:27

Методическое пособие: Игра для ознакомления детей с коми орнаментомМетодическое пособие: Игра для ознакомления детей с коми орнаментом

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 комбинированного вида» Жасинене Наталья Александровна

Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству.

Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны –деятельность наставника, с другой – деятельность молодого педагога. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. Даная форма работы с молодыми специалистами оказывает положительное влияние на всех участников отношений, а также самой образовательной организации. Организация, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.

 

скачать конспект

Я считаю, что наставничество – это именно та форма работы, которая помогает молодым педагогам научиться сотрудничать, добывать полезную информацию – общаясь с людьми, имеющими богатый опыт в своей профессии.

В нашем дошкольном учреждении уже на протяжении длительного времени успешно используется система наставничества. Я как наставник, в своей работе выполняла роль подсказчика, советчика. Стремилась помочь своим подопечным приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией – воспитателя. Своими действиями, идеями и творчеством мотивировала наставляемых на совместную деятельность. А также развивала свои деловые качества, повышала свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.

Таким образом, использование в дошкольном учреждении системы наставничества позволяет воспитателям почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Работа с молодыми специалистами помогает повысить свою профессиональную компетенцию: педагог старается следить за новинками методической литературы, участвует в педагогических конкурсах, конференциях, использует в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, наставник приобретает новые взгляды на развитие и воспитание детей.

В содержании ФОП ДО отмечена важная необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — основа формирования будущего гражданина своей страны.

Дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через предметную деятельность, общение, труд и игру. Игра — это естественный спутник жизни ребенка, его источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой.

На педагогическом совете единогласно было принято решение о создании мини музея коми избы «Гажа Керка», который был оформлен силами воспитателей и родителей воспитанников. В музеи проводятся занятия, индивидуальная работа, посиделки, развлечения, просмотр презентаций о нашей Республике Коми. И музей постоянно пополнялся дидактическими материалами, играми, литературой. Однако, учебно-методических пособий и игр в данном направлении недостаточно. Это вызывает необходимость поиска и разработки инновационных подходов.

Примером является разработка методического пособия коми кубики, то есть кубики с элементами коми орнамента. Сами ребята подсказали идею создания одного кубика. Играя в настольную игру- ходилки, пришла мысль создания мягкого кубика с коми орнаментом.

Отличительной особенностью народного творчества коми является орнамент, которым украшают одежду, различные бытовые предметы. Поэтому немаловажную роль в приобщении дошкольников к народному творчеству коми является знакомство с орнаментом и его назначением. Каждый элемент орнамента рассказывает о природе родного края, о жизни и традициях народов Коми. Для того, чтобы лучше изучить коми орнаменты (пасы), мы с детьми посетили историко-краеведческий музей А.Я. Кремса выставка «Быт коми народа», а также Центр Коми культуры им. Б.Ф. Шахова.

Наставляемый молодой педагог поддержала идею коми кубиков и предложила разные способы оформления их. Подключились и родители, предложив свою помощь. Мы с детьми и с родителями разработали проект кубиков, подобрали материалы и реализовали его.

Таким образом, я стала наставником у молодого педагога, родителей. А дети стали идейными вдохновителями.

Вашему вниманию предлагается дидактическое пособие «Этнокубики». Так как я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, представляю игру, которая поможет организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста или самостоятельную деятельность через приобщение детей к национально-культурному компоненту. Такие игры развивают у дошкольника память, воображение, внимание, эстетику, творчество, восприятие цвета, развивается симметрия, координация движений рук, формируется самостоятельность, умение работать точно и быстро, вызывают интерес к истории, быту и традициям коми народа.

Этапы игр:

  1. Знакомство с животными, растениями тундры и тайги (олень, чайка, сова, морошка, клюква, брусника, черника, голубика.), с бытом коми народа (грабли, ошейник, охотник, чум, оленевод и др.)
  2. Знакомство с элементами коми орнамента (название на коми языке) 3. Практическая часть -дидактические игры с кубиками по правилам.
  3. Игры по инициативе детей.

Итог:

  • дети знают элементы Коми орнамента, различают среди других орнаментов и называют (10-12 элементов).
  • дети могут составлять предложения и небольшие рассказы, используя кубики.
  • Играя «Этнокубиками» дети закрепляют имеющиеся знания, а также приобретают новые знания о Коми орнаменте, о родном городе, республике, народных традициях. Предлагаем поиграть в игры с правилами. Практика

Задания для игры:

1). «Составь предложение, используя орнамент». Цель: учить составлять предложения из 3-4 слов, используя орнамент. (В чуме живет оленевод; В тундре растет клюква; В лесу много следов.)

2). «Отгадай загадку, покажи отгадку». Цель: учить внимательно слушать загадки, отгадывать их и находить кубик с изображением коми орнамента, который соответствует отгадке.

1. На далеком севере живет,

Где бегают красавчики олени.

Он никогда почти не устает,

Он никогда не знает лени. (Оленевод)

2. В красных ягодках болото,

Будто их рассыпал кто-то. (Клюква)

3. Стройный быстрый, рога ветвисты,

Пасётся весь день — кто это. (Олень)

4. Город этот не простой,

Он дремучий и густой. (Лес)

3). Игра на внимание, на память «Чего не стало?». Цель: учить запоминать изображения на гране кубика и находить изменения.

4). «Угадай на ощупь и назови словом»

5). «Назови коми орнамент». (демонстрация)

Кружок «Бисеринка» ведет наставляемый педагог, в программу которого включено знакомство с коми орнаментом.

Данная игра уникальна: (рефлексия)

 

возраст

-Данная игра «Этнокубики» может применяться начиная с младшей группы до подготовительной (с условием усложнения для каждого возраста воспитанников), а также педагогами и родителями.

Образовательные области

-Данная игра помогает решать задачи образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Коррекционная работа

-Развитие зрительно- моторной координации, развитие глазомера, функции прослеживания глаз, ориентировки на микроплоскости, развитие цветовосприятия, формовосприятия, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Коллеги, хотели бы вы использовать данное пособие в своей педагогической деятельности? «Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека) ЛИТЕРАТУРА:

Пособие «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей, традициями коми-народа» автор Пасынкова И.А.

Программа «От рождения до школы». Под ред. Н.Е. Вераксы

Родники пармы. — Сыктывкар: Коми 60 книжное издательство, 19900, — 192 с.

Федосов Л. С. Градостроительство, архитектура и зодчие Ухты – 160 с. Сыктывкар, 2003

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год