Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мини-музей «Народные промыслы» как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно – историческому наследию своей страны.
Фольклор
Автор: Метельская Наталья Ивановна Сычева Зарина Радиковна   
19.03.2024 07:13

Мини-музей «Народные промыслы» как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно – историческому наследию своей страны.Мини-музей «Народные промыслы» как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно – историческому наследию своей страны.

  • Метельская Наталья Ивановна
  • Сычева Зарина Радиковна

МБДОУ «ДСОВ №31» г. Братск.

Развитие интереса детей к музеям является одним из важных элементов по приобщению их к культурно – историческому наследию своей страны, помогает в формировании у них патриотических чувств. Знакомство с музеями приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, культуры, истории, формирует художественный вкус.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создает условия погружения личности в специально — организованную предметно-пространственную среду.

 

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, желательно обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, — важно добиться у детей пробуждения творческой активности.

Народное декоративное искусство – неотъемлемая часть русской культуры. Оно близко, понятно и дорого людям и, как всякое большое искусство, воспитывает чуткое отношение к прекрасному. А также способствует формированию гармонично развитой личности.

Свою работу мы проводим по трем направлениям:

  • Работа с детьми
  • Работа с родителями
  • Работа с педагогами.

В нашей группе создан мини-музей «Народные промыслы», цель которого познакомить детей с разнообразием декоративно – прикладного творчества нашей Родины и наглядно использовать его в познавательной и творческой деятельности дошкольников, где дети узнают историю возникновения промысла и мастерах; о богатстве и разнообразии различных росписей, особенностях орнамента, цвета, формы. С удовольствием рассматривают посуду, игрушки, альбомы, книги.

Многие экспонаты нашего мини-музея созданы в результате общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей. Промыслы музея используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, внимания и эмоциональной сферы ребенка.

В мини – музее представлены различные виды декоративно — прикладного творчества: Матрешки, Дымковская игрушка, Хохломская роспись, Гжельская роспись, Городецкая роспись. Наглядно – демонстративный материал: атлас «Промыслы и ремёсла России», Альбомы: «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись», Гжельская посуда», «Золотая хохлома» и др.

Дидактические игры: «Третий лишний», «Подбери узор к игрушке», «Узнай по силуэту», «Найди вторую половину», «Собери сервиз из Гжели» и др.

Понимая, что в рамках одной тематической недели, мы не можем дать то содержание, которое необходимо детям. Поэтому включаем мероприятия, проводимые в рамках музейной педагогики в течение всего года. Так тематическая неделя «Здравствуй, гостья Зима» — расписывали зимний головной убор — Гжельской росписью;

«Мой любимый город Братск» — выполнили магнит Матрешка в росписи Городец;

В рамках недели открытых дверей для родителей, которое у нас проходит ежегодно приглашаем родителей поучаствовали в образовательном процессе. Родители стали участниками «Весёлой ярмарки», проходила она в музыкальном зале. Ребята с родителями пришли на ярмарку, их встретила Русская Барышня, она была расстроена тем что промыслы кто –то перемешал, Барышня попросила помощи у гостей, распределить промыслы по своим столикам (Хохломская роспись, Городецкая роспись, Дымковская игрушка);

«Сибирь, край в котором я живу» — украсили блюдо Хохломской росписью;

В рамках празднования 8 марта мы провели Мастер –класс с мамами «Дымковский петушок» — заранее слепили с ребятами петушка из глины он высох, а с мамами расписали дымковской росписью.

В процессе работы мы совместно создали мультфильм «Народные промыслы», который представили в рамках школы современного педагога.

Литература

  1. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю «Эстетическая развивающая среда в ДОУ» Учебно – методическое пособие. / Московское педагогическое общество России, 2005г.
  2. А.Н. Морозова, О.В. Мельникова «Музейная педагогика: из опыта работы» /М.: ТЦ «Сфера», 2006г.
  3. Е. Свешникова «Музей в детском саду: организация и планирование работы» /Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» (№6, 2007)
  4. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. — № 2
  5. Белянкова, Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников /Н. М. Белянкова//Начальная школа. — 2011. -№9. -С. 62-64.
  6. Гогиберидзе, Г. М. Формирование музейной педагогики — 2007.
  7. Рыжова, Н. А. Музейная педагогика в детском саду /Н. А. Рыжова//Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября». — 2011., С. 45-№5. — (вкладыш);
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год