Мастер-класс для педагогов «Изготовление народной куклы» |
Фольклор | |||
Автор: Шенкель Наталья Абрамовна | |||
01.04.2024 21:00 | |||
Мастер-класс для педагогов «Изготовление народной куклы» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза И.Д. Ваничкина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурного подразделения «Детский сад «Звонкие голоса» Шенкель Наталья Абрамовна, воспитатель СП «Детский сад «Звонкие голоса» ГБОУ ООШ № 9, г. Новокуйбышевска Введение: Изменения, происходя в общественной и экономических сферах, всегда затрагивают культурную жизнь общества. И вносят что-то новое в процессе воспитания и образования. Народные фольклор и искусство всегда отражает историческое и культурное наследие любого народа и активно влияют на формирование личности, воспитывает любовь к родине, являются основой для художественного творчества. [4, 7-8]
Работая с детьми дошкольного возраста по проблеме духовно-нравственного воспитания при ознакомлении их с русской народной сказкой, а затем – с былиной, мы невольно обратили свое внимание на традиционную русскую тряпичную куклу. Эта тема показалась нам не просто интересной, а познавательной в первую очередь для самих педагогов. Так как сегодня главной задачей детского сада является воспитание детей в национальных традициях и «закладывание в них основ духовно-нравственной личности, с активной жизненной позицией». [5, 4-5] Отсюда, как нам кажется, следует важная проблема: пробудить в педагогах ДОУ желание приобщиться к народной культуре, быть эстетически развитой личностью и научить этому своих воспитанников. Актуальность мастер — класса: желание узнать, какой же была народная игрушка, что она значила. Наше стремление знать, помнить прошлое своего народа. А также сохранение, восстановление подлинного русского искусства, является одной из наиболее важных задач и проблем современной педагогики. Была поставлена цель мастер-класса: Пробудить интерес педагогов ДОУ к традиционной народной кукле; Задачи исследования: Изучить виды русской народной куклы; Изучение технологии изготовления народной куклы. В научной педагогической литературе обращено внимание на возможность использования тряпичных кукол в воспитательно-образовательной работе и дает возможность максимально раскрыть личностный потенциал каждого ребенка. По утверждению А.И. Лазарева, А.И. Арнольдова, В.М. Семенова и др. приобщение к национальной культуре становится наиболее проблемным педагогическим вопросом современности. Так как любой народ не только хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции, но и стремиться перенести их в будущее, чтобы не потерять национальной самобытности. [1] Приобщение к традициям народа очень значило в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума (В. П. Зеньковский, В.Г. Безносов, Д.С. Лихачев) он будет осваивать, сохранять, развивать и передавать наследие этноса через включение в социальную активность и в культуру. [3] Мастер – класс для педагогов «Изготовление народной куклы» Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей при изготовлении русской народной куклы. Задачи: Познакомить педагогов с историей возникновения традиционных народных кукол; Побуждать педагогов к творчеству, импровизации, совершенствовать навыки работы с тканью; Вызвать интерес и желание педагогов применять полученные практические умения в своей деятельности; Дать педагогам представления об основных технических приемах изготовления русской народной куклы из лоскутков; Создать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности. Планируемый результат: Изготовление русской народной куклы из лоскутков; Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности; Проявление интереса педагогов к изготовлению традиционных народных кукол; Оборудование: Аудиозапись русских народных песен, видеоматериал: презентация «Изготовление народной куклы», компьютер и видеотехника с экраном; белая ткань, цветная ткань, шерстяные нитки. План мастер-класса
Практическая значимость: Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, Содержание организационной деятельности: 1. Мотивационно-побудительный этап. Здравствуйте, уважаемые коллеги! «Уж вы, девицы — то распрекрасные, Краше вас свет не видывал! Поглядеть на вас — глаз не отвести. Мы собрали вас, чтоб напомнить всем О культуре Руси, о традициях, О родимой — то о сторонушке. Чтобы вы знаньями управляли бы, Да детишкам всем неразумненьким Их в головушку все бы вкладывали. Уж послушайте вы меня, девицы-красные, вразумите мои речи: Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа. 1. Викторина для педагогов. А вот как знаете вы историю нашей страны, ее народные праздники, обычаи — мы сейчас узнаем: Назовите самый короткий народный праздник на Руси (ночь на Ивана Купалу); На какой праздник пекли печенье «Козульки»? (на Новый Год); Символом какого праздника является береза? (Троица); Какой языческий праздник связала молва с кошачьим аппетитом? (Масленица — «Не все коту масленица, будет и великий пост); Когда, по народным преданьям, цветет папоротник? (в ночь на Ивана Купалу); Без чего невозможен обед на Руси? (без хлеба); Как назывался на Руси теплый напиток из трав с медом (сбитень); Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, женские изделия и «узорочье». Что это такое? (украшенья); Как назывался русский сосуд самобытной формы для питья, силуэтом напоминающий плывучую птицу? (ковш); Назовите столицу былинной Руси (Стольный Киев-град); Сколько времени длился богатырский сон (3 дня и 3 ночи); Каким музыкальным инструментом владел русский богатырь Садко? (Гусли); Подведение итогов викторины. 1. Введение в тему. Вот и есть начало нашей встречи, наших посиделок. А доброе начало — как говорится, половина дела. В былые времена наши бабушки и прабабушки собирались на посиделки, где общались, обсуждали сельские новости, пели песни, рукодельничали, делились секретами творчества. И одним из видов творчества было изготовление тряпичных кукол. Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым детям кукол делали мамы, старшие сестры, бабушки, а детей обучали специально традиционным приемам изготовления куклы. И уже к пяти годам простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка. А начинали девочек учить изготовлять куклу уже с трехлетнего возраста. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой, а наоборот, всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше девочка играет, тем счастливее и благополучнее будет ее жизнь. 1. А сейчас давайте посмотрим какие куклы были на Руси и с какой целью их мастерили. Презентация «Изготовление народной куклы» Слайд 1-3 История и портрет куклы Северная Берегиня. Эту куклу с давних времен люди мастерили как оберег своего дома, поэтому всегда ставили в северный угол избы, напротив входной двери, чтобы она встречала входящих и не пускала в дом злые силы. Отсюда кукла и получила свое название. Берегиня – от слова оберегать, помещается в северном углу избы, поэтому Северная. Люди верили, что эта кукла охраняет дом и его жильцов, приносит здоровье, благополучие и удачу. Число 7 считается счастливым, поэтому куклу делают из семи лоскутков разного цвета. При изготовлении оберегов нельзя использовать колющие и режущие инструменты. Поэтому ткань и нитки рвут руками. На голову Берегине обычно повязывают платок красного цвета, который также считается обережным. Слайд 4 Кукла Кувадка или Куватка – одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка (примерно за две недели) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от будущей мамы и младенца. Позже кукол стали укладывать в люльки и подвешивали над колыбелями целыми хороводами или гроздьями. Кувадки служили первыми игрушками младенцев. Каждая кукла — небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности и служит отличным средством для изучения народного костюма. И самое главное куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. «Оживляя» куклу, ребенок ощущает взрослую ответственность за действия куклы, ее «жизнь», слова, поведение. Учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Играя с куклой, ребенок осваивает различные социальные роли, познает мир, так незаметно происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о духовном и материальном мире. Практическая часть «Изготовление народной куклы». Последовательность работы изготовления куклы. Слайд 5 Подбираем материалы, Слайд 6 Отмеряем лоскутки Слайд 7 Подбираем лоскутки по цвету Слайд 8. Сгибаем стопку деталей пополам, формируем голову куклы с помощью ниток. Слайд 9.Для конструирования кукол, были взяты лоскутки разного цвета, которые красиво сочетаются друг с другом. Вставить руки под голову, перевязать туловище от шеи крест-накрест. «Одеваем» куклу: заплести косы; из цветных лоскутков свернуть юбочку; сделать рубашку (или сарафан) из квадратного куска ткани, сложенного по диагонали; надеть на голову платок. В нашем детском саду была организована выставка кукол, совместно с воспитанниками и родителями. 2. Рефлексивно-корригирующий этап Кукла у Наташи, Не отыщешь крашеСвернута из тряпки Руки — словно лапки, Глазки — пара точек, А лицо — комочек. Но Наташа любит, Нежит и голубит, И целует в щечки. Маленькую дочку» Уважаемые коллеги, вот и подошла к концу наша встреча. Понравились ли вам наши «посиделки»? Посмотритекаких красавиц вы смастерили. Пусть оберегают они вас от всяких бед. А на прощанье хочу напомнить — используйте как можно больше красного цвета. Красный цвет — самый почитаемый на Руси. Вывод. Очень важно у современного педагога формировать уважение к традициям русского народа, позитивное отношение к ним, желание сохранять их и донести до детей то, что они являются представителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях, патриотами. В результате своей работы мы познакомили педагогов с навыками работы с текстильным материалом, создавая свою тряпичную куклу. Побудили их самостоятельно создавать художественные изделия в традиционных народных традициях и приобщать к этому детей. Решив поставленные задачи, мы достигли цели нашего мастер – класса. Мы уверены, что искусство традиционной народной куклы нуждается в бережном отношении, сохранении и дальнейшем развитии, как одного из символов России. Литература
|