«Фольклор Южного Урала» |
Фольклор | |||
Автор: Кузьмина Наталья Владимировна | |||
03.04.2024 19:00 | |||
«Фольклор Южного Урала» Из опыта работы педагога МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 118 п. ПОЛЕВОЙ» (МДОУ «Д/С КВ № 118 п. Полевой») Сосновский район, Челябинская область Разработал: Воспитатель высшей квалификационной категории Кузьмина Наталья Владимировна Стаж педагогической работы в ДОУ 26 лет 2024 го “Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа” К. Д. Ушинский. Фольклор, в переводе с английского — "народная мудрость", это народное устное творчество: песни, частушки, прикладное искусство, сказки, танцы, все то, что можно передать из поколения в поколения, накопившую мудрость веков. Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность и значимость. Многие люди, напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты домашним бытом, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультиках, компьютерных играх. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс, включать знакомства с разнообразными видами народного творчества, в том числе русский фольклор и привлекать к этому родителей.
Каждому человеку дорог тот уголок, где он родился, с которым связаны его детские годы. Но Родину мало любить, надо знать её секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. От нас педагогов зависит, будут ли наши дети ценить и любить свою малую родину, испытывать чувство любви к природным и культурным ценностям родного края. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. Моя работа по самообразованию была нацелена на то, чтобы дети ещё с дошкольного возраста приучались к народной культуре, красоте русского слова. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации. А народный фольклор обладает всеми предпосылками для успешной и эффективной социализации дошкольников. Поэтому одной из самых актуальных воспитательных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формирование у детей интереса к детскому фольклору; обогащение словарного запаса детей, развитие эмоциональной отзывчивости и творческой активности. Фольклор оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка. Для меня очень важно донести до ребенка красоту русского народного слова, уважительное отношение к старинным праздникам и традициям, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Поэтому я выбрала тему по самообразованию: «Фольклор Южного Урала» Южный Урал стал своеобразной «фольклорной копилкой», где хранятся произведения устного народного творчества, созданные в разных уголках России, поэтому фольклор Южного Урала так многообразен и насыщен разными традициями. Уральское устное народное творчество имеет свои особенности, в нем раскрываются быт и национальные традиции проживающих здесь народов. Знание фольклора родного края расширяет кругозор ребенка, укрепляет его связь с родной землей, прививает чувство любви к родному краю и патриотизм. Начала свою работу по самообразованию с диагностики средствами малых форм фольклора на основе диагностики речевого развития О. Ушаковой, Е. Струниной, чтобы выявить уровень речевого развития, провести анализ полученных данных; После проведения анализа, разработала годовой план по ознакомлению детей с фольклором Южного Урала. В сентябре подобрала необходимый материал для работы с детьми и родителями на тему «Устное народное творчество Южного Урала в воспитании детей дошкольного возраста». Поставила цели: Развивать познавательные, коммуникативные способностей детей на основе устного народного творчества. Вызвать интерес к устному народному творчеству Южного Урала и помочь детям успешно войти в мир сказок, потешек, загадок, с использованием различных методов и приёмов, привлечь родителей к оформлению развивающей среды в группе и непосредственному участию в совместной исполнительской деятельности. Поставила задачи: воспитать чуткое отношение к народному творчеству; обогатить речь, воображение, чувства детей, эмоциональную отзывчивость; приобщить к фольклору Южного Урала, увлечь народными сюжетами. Чтобы расширить и обогатить собственные знания о фольклоре Южного Урала, в чем его особенности, я сделала подборку статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Дошкольник», «Ребенок в детском саду»; ресурсов интернета, чтением разнообразной литературы по Южному Уралу, изучила несколько тем для реализации плана самообразования. Собрала картотеки фольклора Южного Урала:
В интерьер группы включила элементы русского фольклора: куклы в русских и национальных костюмах, изделия уральских мастеров, различные виды театров, совместно с родителями, собрали небольшую книжную библиотеку. С детьми проводила дидактические игры: «Кто заметит больше»? «Кто расскажет подробнее»? «А как наоборот»? «Кто скажет иначе»? -упражнения- нелепицы: «Вот это да»? «Кто как кричит»? «Что на свете не бывает»? В работе с детьми большое внимание уделила потешкам. Потешки доставляют воспитанникам радость. В них слышна народная речь, стихотворный ритм, богатство оттенков слов. Когда я читала потешки, дети затихали, улыбались, то есть создавалась благоприятная обстановка для эмоционального контакта с детьми. С потешками зарождается у ребенка интерес и любовь к художественному слову. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Во время умывания, причёсывания детей знакомила с такимипотешками, как «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса». Я ставила задачу не только разучить потешку, но и эмоционально обыграть её. Дети учились двигаться и говорить как лисичка, заяц, медведь в зависимости от того, о ком потешка. Потешки совсем небольшие, но они осуществляются в разных формах. В своей работе с детьми я использовала презентации, демонстрировала картинки (предметные, сюжетные, так детям легче запоминается потешка. Рассматривая книги с потешками я часто спрашиваю у детей: «Какая книга интереснее? С картинками или без них»? Дети отвечают: с картинками, потому, что смотришь на них, можно догадаться, о чём говорится в книге. Без картинок книжка совсем неинтересна, в ней ничего не понятно. Дети разучивали потешки с большим интересом. Все потешки обыгрывались детьми во всех режимных моментах. С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с потешками для детей. Загадки – это полезное упражнение для ума. Дети любят загадки и с удовольствием их отгадывают. А еще с большим интересом стараются сами придумывать загадки, которые использовались в образовательной деятельности, на прогулках (наблюдение), в свободной игровой деятельности. Знакомя детей с устным народным творчеством, я отметила, что народные пословицы, поговорки, приметы, загадки усваиваются детьми тогда, когда содержание их отражает близкие им явления. Особое место в своей работе я отвела сказам уральского фольклориста — Павла Петровича Бажова, который написал множество сказок для детей. К сказам, адресованным непосредственно младшему поколению, традиционно относят «Серебряное копытце», «Огневушку-Поскакушку» и «Голубую змейку». Произведения Бажова для детей написаны очень кратким и доступным языком, они очень удобно применять в сказкотерапии, основной задачей которой является формирование у детей положительных ценностей и мотиваций, прочных моральных устоев, развитие у них творческого восприятия мира и хороших интеллектуальных способностей. Яркие образы сказов, простые, душевные, трудолюбивые люди из народа, фантастические персонажи сделают мир ребенка красивым, добрым, необычным и завораживающим. Также детей знакомлю со сказками и легендами писателей Южного Урала: Евгений Пермяк «Легенда об озере ТУРГОЯК» Юрий Подкорытов «Легенда об озере ЗЮРАТКУЛЬ» Андрей Яншин «СказкаО ЗМЕЕ-ПОЛОЗЕ» Сказу можно рассказывать, показывать, читать, драматизировать, пересказывать. Всё это даёт огромные возможности развития детской речи, мышления, творчества во всех направлениях. Выразительное чтение сказов педагогом, даёт возможность детям погрузится в сюжет сказки, её колорит. Дети перенимают приёмы интонирования. Все эти приёмы мною активно используются. Дети с удовольствием обыгрывают сказки с помощью кукольных, пальчиковых театров и сами становятся артистами. В группе создан театральный уголок, которым ребята с удовольствием пользуются, разыгрывая вновь и вновь знакомые и новые сюжеты. Часто применяю приём, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки её персонажей помогает детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка. С учётом демографических данных на Южном Урале проживает множество народов, но больший процент составляют представители русской, башкирской и татарской национальности. В рамках реализации программно-методического комплекса "Наш дом — Южный Урал" игры народов Южного Урала необходимо использовать в образовательном и воспитательном процессе. Многие из игр являются играми нашего детства. Они прошли испытание временем и до сих пор актуальны. В старшем дошкольном возрасте я использую все виды народных игр. Дети умеют играть в народные игры самостоятельно. Из детей, которые старались быть в тени других детей, получились хорошие водящие. В них вселилась уверенность и желание быть не только ведомыми, но и ведущими. Дети стали уважать себя и своих согруппников. Ни один ребенок в группе не остается без внимания и взрослого, и детей. К этому возрасту у них уже складываются предпочтения. Народные подвижные и хороводные игры мы используем на прогулках, на занятиях физкультурой, на праздниках и развлечениях. Дети активно привлекаются и являются активными участниками народных праздников, в сценарии которых включают игры народов Южного Урала. С целью развития речи детей я в своей работе использую чистоговорки, скороговорки. Были проведены дидактические игры: «Угадай какой звук», «Определи, какой звук в начале, в середине и в конце», «Назови слово с заданным звуком», «Назови слово на определенную тему», «Докончи предложение» и другие. Были разучены чистоговорки и скороговорки со звуками «ч», «ц», «ш», «щ», «з», «с», «ж», а также скороговорки на мягкие звуки «л», «д», «т». В ходе таких упражнений совершенствовалась речь детей, дети научились четко выговаривать слова со звуками «ч», «ц», «ш», «щ», «ж», «з», «с», «л», «д», «т», развивался фонематический слух у ребёнка, дети научились подбирать слова с этими звуками. Практически все формы фольклора помогают мне сделать познавательные процессы ребят более красочными. Именно устное народное творчество в полной мере передаёт любовь народа к природе и благодарность за её дары. Добрые, уменьшительно-ласкательные формы слова в произведении учат относится бережно к природе, например воде, потому что в прибаутке или потешке мы её называем водичка (интуитивно понимаем, что она беззащитная, требует заботы); к вещам (рукавичка, сапожки и т. п.). В процессе образовательной деятельности малые формы фольклора трудно заменить. Меткие высказывания позволяют настроить ребят на познавательную деятельность, переключить внимание, а так же тематические произведения вносят особый колорит и передают знания в интересной, понятной форме. Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. Ведь знакомство с национальной культурой будет не полным, если в нём не затронуты праздники. Организация, в том числе народных праздников предусматривает как раз обобщение полученных знаний в ходе познавательной и игровой деятельности. Участие в народных традиционных праздниках, даёт детям возможность окунуться в атмосферу всеобщей радости и веселья ( «Святки», «Масленица», «Русские богатыри», «Праздник березки» и др., а также познакомиться с новыми традициями, обычаями и праздниками. Народные песни и танцы, частушки, заклички, колядки с удовольствием исполняются детьми. Они позволяют познакомить детей не только с народными традициями и обрядами, но и усвоить ход времени, природные процессы, необратимо идущие друг за другом (Святочные игры и колядки, заклички солнышка и развлечения на Масленицу, заклички весны и жаворонков на Сороки, на Троицу песни и хороводы около берёзки и т. д). Широкие возможности для достижения поставленных целей предоставляет проектная деятельность. Мною реализован проект «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», который позволил познакомить ребят с формами фольклора, а так же всесторонне развить детскую речь. В текущем учебном году реализован проект «Мой дом-Южный Урал», в ходе которого мы постарались более детально познакомиться с разнообразием народов нашего региона их национальными костюмами, а так же народными промыслами Южного Урала. Вся работа с детьми по ознакомлению устного народного творчества была проведена в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности: -проведены квест-игры «Семь чудес света», «В гости к Хозяйке Медной горы» -для детей организовывала виртуальные экскурсии по Южному Уралу, где дети знакомились не только с фольклором Южного Урала, но и с природой, бытом и народом Южного Урала. При этом я использовала самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы. Они способствовали возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества. Моя работа состояла в том, что я рассказывала текст (с использованием презентаций, иллюстраций, демонстрировала иллюстрации и картинки; показывала способы действий; проводила коллективное чтение (пересказ маленькой сказки); игры — драматизации, игры – инсценировки; дидактические и настольно – печатные игры; упражнения и проговаривания, звукоподражание, имитация действий. Большую роль уделяла выразительности своей речи. Воспитывала в детях добро, заботу и любовь к живому (игрушке). Дети стали менее агрессивны, собраннее, самостоятельнее. В группе создалась положительная атмосфера. Я дала детям представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. Моя работа не была бы столь плодотворной без помощи родителей. С родителями я проводила беседы, мастер класс, групповые собрания, оформление папки – передвижки «Говорят наши дети», «Роль малых фольклорных форм для развития звукопроизношения», консультации на тему: «Фольклор Южного Урала как средство развития речи детей», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Почитай мне сказку, мама; или с какими книгами лучше дружить дошколятам», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Как выбрать полезную сказку для малыша». В уголок для родителей помещала статьи: «Что за прелесть эти сказки», «Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества». Вместе с родителями оформили альбомы по устному народному творчеству: «Загадки», «Пословицы и поговорки», «Скороговорки», «Наши сказки». Для повышения речевой активности у детей по устному — народному творчеству совместно с родителями созданы пальчиковые, настольные, варежковые театры. Родители стали участвовать во всех фольклорных, праздниках, развлечениях. В ходе работы с различными формами фольклора я отметила, что: ребята интересуются традициями своих семей у родителей, и приходя в группу обсуждают, делятся, задают вопросы. Наличие в группе представителей других национальностей внесло разнообразие в общую картину традиций и повысило интерес к культуре разных народов. В речи всё больше появляются поговорки и пословицы; быстрее и легче происходит процесс установления причинно- следственных связей и анализа; ребята, научились наблюдать (в том числе за природой, замечать детали, улавливать смысл; получили опыт самим разрешать конфликтные ситуации, стали более заботливыми и терпимыми друг к другу. Для меня как педагога работа по развитию детей при помощи фольклора и народной культуройпомогла совершенствовать свои творческие способности, накопить теоретический и практический опыт решения проблем, сделать родителей более активными участниками образовательного процесса. Регулярно пополняю свой мини-кабинет методическими, развивающими, дидактическими, наглядными материалами. Опыт моей работы был представлен на открытых занятиях, мастер – классах для педагогов и родителей, круглых столах, праздниках и развлечениях. Педагогам младших групп дала рекомендации по использованию потешек в режимных моментах. Продолжаю работать по самообразованию, по поиску новых, нестандартных форм работы по данной теме, по повышению квалификации через аттестацию и обучение. Принимаю участие в работе педагогических интернет сообществ: с целью обмена опытом публикую методические разработки на данную тематику на сайтах Maam. ru, Инфо урок. Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в воспитательно – образовательный процесс фольклора, приводит к качественному результату и делает этот процессинтересным и непринуждённым. Народная культура предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. Именно народная культура поможет нам вырастить поколение высоко нравственныхличностей, способных мыслить адекватно и находить не стандартные решения, опираясь на мудрость прошлых поколений.
|