Приобщение к традиционному культурному наследию своего народа посредством изготовления поделок |
Фольклор | |||
Автор: Чертыкова Ольга Ивановна | |||
17.04.2024 19:02 | |||
Приобщение к традиционному культурному наследию своего народа посредством изготовления поделок Летит время, проходят века, жизнь движется вперёд. На многое смотрим по-новому, что-то переосмысливаем, переоцениваем или забываем. Забываем основные ценности, культуру своего народа и перенимаем, транслируемую (рекламируемую) по всем средствам массовой коммуникации, культуру запада. Но в последнее время появилось понимание о необходимости возрождения патриотизма в нашей стране. А вследствие последних событий в страневоспитание этого чувства становится задачей государственной важности. Когда-то сильную великую страну можно возродить только любовью к ней. Достичь этого возможно лишь начав с малого — с любви к малой Родине. Но мало говорить о любви к родному краю, необходимо знать его историю, культуру, народные традиции, природу. Приступать к патриотическому воспитанию надо уже с юных лет. Первые впечатления о культуре своего народа дети получают через народные песни, потешки, сказки, загадки, различные народные игры. Знакомство с декоративно-прикладным искусством расширяет представление о родном крае; дети открывают для себя красоту предметов декоративно — прикладного искусства, и начинает зарождаться гордость, любовь к своему родному краю, к своей Родине.
Таким образом, целью моей работы стало создание условий для знакомства детей с хакасской национальной культурой через организацию художественно — продуктивной и творческой деятельности. Задачи:
При ознакомлении с хакасским народно-прикладным творчеством ребята выяснили, что мастера использовали в своей работе в основном доступный простой природный материал: дерево, бересту, глину, шерсть, камень, кость. Продуктивную деятельность с детьми мы также старались разнообразить различными формами, методами, материалом: имитация резьбы по дереву, камню на пластилиновой основе при помощи стеки, имитация чеканки, выполнение тиснения по фольге, изготовление юрты на основе пластиковой бутылки, выкладывание орнамента из крупы и семян и т. д. Особенно интересными стали поделки, выполненные на основе спила дерева. Работа со спилом успокаивает нервную систему, этот эффект происходит от запаха эфирных масел самого материала. Кроме этого, работая с природным материалом, ребенок знакомится с его свойствами, у него развиваются мелкая мускулатура рук, тактильные ощущения и тактильная память. Твердая шероховатая структура природного материала стимулирует нервные окончания, которые находятся на подушечках пальцев. На основе спила мы с ребятами сделали панно с животными, которые обитают на территории нашей республики. Вспомогательным материалом при создании наших этноподелок были бумага, пластилин, краски, фетр, бусинки, ткань, атласные ленточки и др. Одним из главных условий при изготовлении поделок является их простота. Детей привлекает видимый быстрый результат своей работы. В преддверии Дня матери в подарок своим мамам дети приступили к изготовлению кулоны-обереги из спилов небольшого диаметра. В процессе работы ребята узнали много интересного о понятии «оберег», что это предмет, который защищает, оберегает, что они бывают разных видов, что обереги самим себе не делают. Дети с особым чувством подходят к изготовлению поделки, осознавая, что их подарок будет оберегать самого близкого им человека – маму. Так, начиная с малого, с приобщения детей к традиционному культурному наследию, мы даём возможность научиться уважать свой народ, ценить его прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о его будущем и, наконец, любить свою Родину.
|