Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в русскую избу» в старшей — подготовительной группе.
Фольклор
Автор: Мартынова Анна Александровна   
21.04.2024 19:29

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в русскую избу» в старшей — подготовительной группе.Конспект интегрированного занятия «Путешествие в русскую избу» в старшей — подготовительной группе.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение дсад с. Бельск

Автор: Мартынова Анна Александровна, воспитатель старшей — подготовительной группы

Дата проведения: 13 февраля 2024г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физкультурное».

 

Скачать презентацию - предварительная работа

Цель: Расширение представлений детей о традиционном убранстве русской избы, русской печью и её значением.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей, как и из чего дом рубили
  • познакомить с устройством русской избы и главной достопримечательностью – печью, что печка и накормит, и обогреет
  • закреплять умение рисовать хохломские узоры — закругленную ветку с ягодами, завитки, листочки, воспитывать интерес к народному искусству.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей любовь к родному краю.
  • воспитывать интерес к малым фольклорным формам: поговоркам, пословицам, закличкам, загадкам, русским народным играм

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук
  • расширять словарный запас по теме

Словарная работа: Русь, фундамент, венец, завалинка, ставни, наличники, конёк, очи, печь, подпечье, горнило, лежанка, колыбелька, кочерга, ухват.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах по теме " Русская изба", «Во что одевались на Руси?» Разучивание пословиц, поговорок, хороводов. Чтение русских народных сказок, отгадывание загадок. Просмотр видео роликов по данной теме. Знакомство с русскими народными играми. Конструирование. Экскурсия в Дом народного творчества, музей МКОУ СОШ с. Бельск

Работа с родителями: Пополнение «Русской избы» старинной утварью, изготовление макета «Деревенский дворик»

Методы: игровые, словесные, практические, наглядные, поощрение.

Материалы и оборудование: презентация «Изба на Руси», «Русская изба» и предметы быта, сарафаны и рубашки для детей, сарафан для хозяйки, запись музыкального произведения, картинки посуды расписанной под хохломскую роспись, шаблоны деревянных ложек, гуашь, кисти, тряпочки, баночки с водой.

Методические приемы: Беседа-диалог; игровая ситуация; рассматривание предметов старинного быта, иллюстраций, презентации; отгадывание загадок; анализ.

Продолжительность занятия: 30 мин.

Ход занятия

1. Вводная часть (2 мин.)

(Звучит музыка, в группу заходят дети, садятся на стульчики в полукруг)

Хозяюшка: (приветствует детей) Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу ко мне. Проходите, присаживайтесь!

Давайте с вами знакомиться: меня зовут Хозяюшка.

А вы, из каких краёв будете, как страна, называется в которой вы живёте?

Дети: Россия.

Хозяюшка: А как называется ваша малая родина?

Дети: село Бельск, Черемховского района.

Хозяюшка: Ну, вот и познакомились.

2. Основная часть (20 мин.)

Хозяюшка: (воспитатель) (1 слайд)

В старые давние времена наша страна не Россией звалась, а Русью.

Русь деревянная – края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Хозяюшка (воспитатель) Ребята, вы знаете, почему Русь деревянной называли?

Дети: Всё строили из дерева.

Хозяюшка (воспитатель): Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из деревянных брёвен. Такие дома называли избами. Вот откуда название русская деревня.

(2 слайд) Сегодня мы с вами перенесёмся в далёкое прошлое, когда жили наши с вами предки, прабабушки и прадедушки. Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. В них было тепло и уютно. Вот интересно, как строили такие дома.

(3 слайд) Сначала надо взять прочное дерево – дуб. И сделать из него фундамент. Дубовые столбы вкапывали в землю — так выглядел фундамент избы.

(4 слайд) И первые четыре бревна назывались венец, и ставились они не прямо на землю, а вот на эти дубовые так называемый фундамент столбики, так, чтобы было расстояние между землёй и этими четырьмя брёвнами.

(5 слайд) Ну, а потом нужно срубить лиственницу, сосну или ель. Из этих деревьев самый долговечный дом получится.

Ну, летом понятно хорошо, тепло жить в таком доме, а как же зимой, когда морозы?

(6 слайд) Нужно дом утеплить на зиму, со стороны улицы низ избы заваливали глиной, соломой, досками, опилками, что б зимой, тепло было. Вот откуда словечко завалинка.

(7 слайд) Мало того у избы оказывается есть лицо.

Как вы думаете, что это? (окна)

Как у нас у него есть реснички и бровки, украшение наших очей, так и у дома есть ставенки, наличники.

(8 слайд) А крышу делали из соломы или деревянной черепицы.

(9 слайд) А на самом верху крыши размещали фигурку коня, потому эту часть дома ещё называют конёк.

Подумайте, а для чего он был нужен? (ответы детей)

Конёк — это сильный оберег, под таким оберегом ни чего не страшно.

(10 слайд) Вот такие надежные, долговечные и красивые строились дома.

Ребята, а какие вы знаете поговорки про дом, избу?

Не взявшись за топор, избы не срубишь.

Изба красна углами, а обед пирогами.

Дом вести – не лапти плести.

Своя-то избушка, как милая подушка.

Без хозяина двор плачет, а без хозяйки -изба.

Не хвались печью в нетопленной избе.

Пословица ведется -как изба веником метется.

Воспитатель: Ну, что то мы с вами заседелись. Давайте поиграем в русскую народную игру……

Физкультминутка

Хороводная игра «Узнай по голосу».

Цель: Развитие слухового восприятия, желания принимать активное участие в играх.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. Один ребенок в центре круга. Дети ходят по кругу со словами:

«Ваня — Ваня, ты в лесу

Мы зовем тебя — «Ау»

Ваня глазки закрывай

Кто назвал тебя, узнай».

Дети останавливаются. Ребенок в кругу закрывает глаза. Один из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает.

Раздается стук из русской избы

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто это может быть? Давайте посмотрим.

(Дети и воспитатель проходят в русскую избу)

Из за печи выходит домовенок Кузя.

Домовенок Кузя: Здравствуйте, ребята! Я Кузя!

Отгадайте мою загадку:

Стоит Матрёна, здорова, ядрёна,

Пасть открывала, что дают, глотает (печь).

Печь – это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись.

Стоит она на специальном фундаменте из дуба, которая называется подпечье. Там хранят всякие нужные предметы, например: кочергу и хлебные лопаты. Место, где разжигают огонь и потом готовят еду, называется горнило, а через трубу, которая выходит на крышу, идёт дым от огня. На плите готовили всю еду.

А ещё, печка в доме была вместо кровати. Только спать на ней могли не все.

В первую очередь хворый, который заболел. Во вторую – это старенькие бабушка и дедушка. И в третью – это маленькие, которые из колыбельки выросли.

Воспитатель: Конечно же, русская печь была душой дома. Её любили и берегли, и потому она так часто встречается в русских сказках.

Ребята скажите в каких сказках присутствовала печь?

(про Емелю, который разъезжал на печи, и сказка Гуси – лебеди, где печка помогает Алёнке. А баба – Яга, она вообще бы не смогла без печи.

И Колобок, он тоже из русской печки.

Дети обращают внимания, что Кузя загрустил.

Воспитатель: Что случилось, Кузя? Почему ты такой грустный?

Кузя: Посмотрите у меня есть вся посуда, но чего то не хватает? Как думаете, чего? (ложек)

Воспитатель: Не грусти Кузя, наши детки помогут тебе в твоей беде. Они у нас такие рукодельники, мастера, что сделают тебе новые ложки. А чтобы тебе совсем стало весело, ребята и тебя нарисуют. Хорошо, ребята? (обращаясь к детям) А перед тем, как мы начнём рисовать дом для Кузи, давайте вспомним, как же украшали ложки наши предки. (Дети отвечают) Правильно хохломской росписью!

3. Практическая часть.

- Каким узором украшены хохломские ложки? Где он расположен? (Ветка с ягодами, листьями, завитками и травинками; узор расположен по центру ложки.)

- Почему хохломские мастера украшают ложки закругленной веточкой? (Потому что она соответствует округлой форме ложки.)

- Чем украшен край ложки? (Каймой.)

- Как украшена ручка? (Цвет верхнего и нижнего края отличается от середины.)

-У вас на столах лежат разные по цвету ложки: черные, красные, желтые. В зависимости от цвета ложек вы должны выбрать краски для рисования каймы и узора.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять!

-Сегодня вы будете рисовать узор с ягодами и листиками.

Педагог помещает перед детьми таблицу с изображением ягод, алгоритм изображения хохломских узоров на ложке округлой формы; показывает последовательность изображения узора:

1)Вверху и внизу ложки рисуем кайму.

2)В середине ложки рисуем слегка изогнутую веточку.

3)На веточке изображаем ягодки и листья (по три).

4)В оставшихся незаполненными местах на ветке изображаем завитки и травку.

В конце занятии проводиться экспресс выставка детских работ.

Кузя благодарит детей за подарок, поёт песенку.

Домой за печкой жил

С ребятишками дружил.

Я хозяйке помогал:

Всех гостей я развлекал.

Я за печкою сижу

Иногда слегка ворчу,

А вообще я удалой,

Самый лучший домовой.

Домовой забирает ложки и прощается с ребятами.

4. Заключительная часть (3 мин.)

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше знакомство с русской избой, и матушкой печкой. Хорошо ли вы слушали и запомнили старинные слова? Начнём с меня — венец, завалинка, ставенки, наличники, конёк …

Понравилось ли вам сегодняшнее наше занятие?

Предлагаю вам выбрать соответствующий «смайлик» с эмоцией и объяснить, почему именно он?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год