Конспект интегрированного занятия «Путешествие в русскую избу» в старшей — подготовительной группе. |
Фольклор | |||
Автор: Мартынова Анна Александровна | |||
21.04.2024 19:29 | |||
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в русскую избу» в старшей — подготовительной группе. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение дсад с. Бельск Автор: Мартынова Анна Александровна, воспитатель старшей — подготовительной группы Дата проведения: 13 февраля 2024г. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физкультурное».
Скачать презентацию - предварительная работа Цель: Расширение представлений детей о традиционном убранстве русской избы, русской печью и её значением. Задачи: Обучающие:
Воспитательные:
Развивающие:
Словарная работа: Русь, фундамент, венец, завалинка, ставни, наличники, конёк, очи, печь, подпечье, горнило, лежанка, колыбелька, кочерга, ухват. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах по теме " Русская изба", «Во что одевались на Руси?» Разучивание пословиц, поговорок, хороводов. Чтение русских народных сказок, отгадывание загадок. Просмотр видео роликов по данной теме. Знакомство с русскими народными играми. Конструирование. Экскурсия в Дом народного творчества, музей МКОУ СОШ с. Бельск Работа с родителями: Пополнение «Русской избы» старинной утварью, изготовление макета «Деревенский дворик» Методы: игровые, словесные, практические, наглядные, поощрение. Материалы и оборудование: презентация «Изба на Руси», «Русская изба» и предметы быта, сарафаны и рубашки для детей, сарафан для хозяйки, запись музыкального произведения, картинки посуды расписанной под хохломскую роспись, шаблоны деревянных ложек, гуашь, кисти, тряпочки, баночки с водой. Методические приемы: Беседа-диалог; игровая ситуация; рассматривание предметов старинного быта, иллюстраций, презентации; отгадывание загадок; анализ. Продолжительность занятия: 30 мин. Ход занятия 1. Вводная часть (2 мин.) (Звучит музыка, в группу заходят дети, садятся на стульчики в полукруг) Хозяюшка: (приветствует детей) Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу ко мне. Проходите, присаживайтесь! Давайте с вами знакомиться: меня зовут Хозяюшка. А вы, из каких краёв будете, как страна, называется в которой вы живёте? Дети: Россия. Хозяюшка: А как называется ваша малая родина? Дети: село Бельск, Черемховского района. Хозяюшка: Ну, вот и познакомились. 2. Основная часть (20 мин.) Хозяюшка: (воспитатель) (1 слайд) В старые давние времена наша страна не Россией звалась, а Русью. Русь деревянная – края дорогие Здесь издавна русские люди живут Они прославляют жилища родные, Раздольные русские песни поют. Хозяюшка (воспитатель) Ребята, вы знаете, почему Русь деревянной называли? Дети: Всё строили из дерева. Хозяюшка (воспитатель): Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из деревянных брёвен. Такие дома называли избами. Вот откуда название русская деревня. (2 слайд) Сегодня мы с вами перенесёмся в далёкое прошлое, когда жили наши с вами предки, прабабушки и прадедушки. Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. В них было тепло и уютно. Вот интересно, как строили такие дома. (3 слайд) Сначала надо взять прочное дерево – дуб. И сделать из него фундамент. Дубовые столбы вкапывали в землю — так выглядел фундамент избы. (4 слайд) И первые четыре бревна назывались венец, и ставились они не прямо на землю, а вот на эти дубовые так называемый фундамент столбики, так, чтобы было расстояние между землёй и этими четырьмя брёвнами. (5 слайд) Ну, а потом нужно срубить лиственницу, сосну или ель. Из этих деревьев самый долговечный дом получится. Ну, летом понятно хорошо, тепло жить в таком доме, а как же зимой, когда морозы? (6 слайд) Нужно дом утеплить на зиму, со стороны улицы низ избы заваливали глиной, соломой, досками, опилками, что б зимой, тепло было. Вот откуда словечко завалинка. (7 слайд) Мало того у избы оказывается есть лицо. Как вы думаете, что это? (окна) Как у нас у него есть реснички и бровки, украшение наших очей, так и у дома есть ставенки, наличники. (8 слайд) А крышу делали из соломы или деревянной черепицы. (9 слайд) А на самом верху крыши размещали фигурку коня, потому эту часть дома ещё называют конёк. Подумайте, а для чего он был нужен? (ответы детей) Конёк — это сильный оберег, под таким оберегом ни чего не страшно. (10 слайд) Вот такие надежные, долговечные и красивые строились дома. Ребята, а какие вы знаете поговорки про дом, избу? Не взявшись за топор, избы не срубишь. Изба красна углами, а обед пирогами. Дом вести – не лапти плести. Своя-то избушка, как милая подушка. Без хозяина двор плачет, а без хозяйки -изба. Не хвались печью в нетопленной избе. Пословица ведется -как изба веником метется. Воспитатель: Ну, что то мы с вами заседелись. Давайте поиграем в русскую народную игру…… Физкультминутка Хороводная игра «Узнай по голосу». Цель: Развитие слухового восприятия, желания принимать активное участие в играх. Ход игры: Дети стоят в кругу. Один ребенок в центре круга. Дети ходят по кругу со словами: «Ваня — Ваня, ты в лесу Мы зовем тебя — «Ау» Ваня глазки закрывай Кто назвал тебя, узнай». Дети останавливаются. Ребенок в кругу закрывает глаза. Один из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает. Раздается стук из русской избы Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто это может быть? Давайте посмотрим. (Дети и воспитатель проходят в русскую избу) Из за печи выходит домовенок Кузя. Домовенок Кузя: Здравствуйте, ребята! Я Кузя! Отгадайте мою загадку: Стоит Матрёна, здорова, ядрёна, Пасть открывала, что дают, глотает (печь). Печь – это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Стоит она на специальном фундаменте из дуба, которая называется подпечье. Там хранят всякие нужные предметы, например: кочергу и хлебные лопаты. Место, где разжигают огонь и потом готовят еду, называется горнило, а через трубу, которая выходит на крышу, идёт дым от огня. На плите готовили всю еду. А ещё, печка в доме была вместо кровати. Только спать на ней могли не все. В первую очередь хворый, который заболел. Во вторую – это старенькие бабушка и дедушка. И в третью – это маленькие, которые из колыбельки выросли. Воспитатель: Конечно же, русская печь была душой дома. Её любили и берегли, и потому она так часто встречается в русских сказках. Ребята скажите в каких сказках присутствовала печь? (про Емелю, который разъезжал на печи, и сказка Гуси – лебеди, где печка помогает Алёнке. А баба – Яга, она вообще бы не смогла без печи. И Колобок, он тоже из русской печки. Дети обращают внимания, что Кузя загрустил. Воспитатель: Что случилось, Кузя? Почему ты такой грустный? Кузя: Посмотрите у меня есть вся посуда, но чего то не хватает? Как думаете, чего? (ложек) Воспитатель: Не грусти Кузя, наши детки помогут тебе в твоей беде. Они у нас такие рукодельники, мастера, что сделают тебе новые ложки. А чтобы тебе совсем стало весело, ребята и тебя нарисуют. Хорошо, ребята? (обращаясь к детям) А перед тем, как мы начнём рисовать дом для Кузи, давайте вспомним, как же украшали ложки наши предки. (Дети отвечают) Правильно хохломской росписью! 3. Практическая часть. - Каким узором украшены хохломские ложки? Где он расположен? (Ветка с ягодами, листьями, завитками и травинками; узор расположен по центру ложки.) - Почему хохломские мастера украшают ложки закругленной веточкой? (Потому что она соответствует округлой форме ложки.) - Чем украшен край ложки? (Каймой.) - Как украшена ручка? (Цвет верхнего и нижнего края отличается от середины.) -У вас на столах лежат разные по цвету ложки: черные, красные, желтые. В зависимости от цвета ложек вы должны выбрать краски для рисования каймы и узора. Пальчиковая гимнастика Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять! -Сегодня вы будете рисовать узор с ягодами и листиками. Педагог помещает перед детьми таблицу с изображением ягод, алгоритм изображения хохломских узоров на ложке округлой формы; показывает последовательность изображения узора: 1)Вверху и внизу ложки рисуем кайму. 2)В середине ложки рисуем слегка изогнутую веточку. 3)На веточке изображаем ягодки и листья (по три). 4)В оставшихся незаполненными местах на ветке изображаем завитки и травку. В конце занятии проводиться экспресс выставка детских работ. Кузя благодарит детей за подарок, поёт песенку. Домой за печкой жил С ребятишками дружил. Я хозяйке помогал: Всех гостей я развлекал. Я за печкою сижу Иногда слегка ворчу, А вообще я удалой, Самый лучший домовой. Домовой забирает ложки и прощается с ребятами. 4. Заключительная часть (3 мин.) Воспитатель: Вот и подошло к концу наше знакомство с русской избой, и матушкой печкой. Хорошо ли вы слушали и запомнили старинные слова? Начнём с меня — венец, завалинка, ставенки, наличники, конёк … Понравилось ли вам сегодняшнее наше занятие? Предлагаю вам выбрать соответствующий «смайлик» с эмоцией и объяснить, почему именно он?
|