Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сценарий развлечения для детей 5-6 лет «Вовка в Тридевятом царстве в Вологодском государстве» (с использованием народных Вологодских игр).
Фольклор
Автор: Романова Анна Васильевна Чистякова Ирина Евгеньевна Тутаева Анна Валентиновна   
02.06.2024 01:58

Сценарий развлечения для детей 5-6 лет «Вовка в Тридевятом царстве в Вологодском государстве» (с использованием народных Вологодских игр).Сценарий развлечения для детей 5-6 лет «Вовка в Тридевятом царстве в Вологодском государстве» (с использованием народных Вологодских игр).

Авторы:

  • Чистякова Ирина Евгеньевна (воспитатель)
  • Романова Анна Васильевна (воспитатель)
  • Тутаева Анна Валентиновна (воспитатель)

Управление образования мэрии города Череповца МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 128» (МАДОУ «Детский сад № 128») г.Череповец 2024г.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям русской культуры Вологодского края посредством народных подвижных игр.

 

Задачи:

  • закреплять представления детей о фольклоре и народных подвижных играх Вологодского края
  • совершенствовать двигательные навыки: быстроту, ловкость, координационные способности, смекалку
  • воспитывать патриотические чувства, чувства сопережевания и взаимовыручки.

Материалы: украшения для зала в Вологодском народном стиле (платки, заборчик). Атрибуты для персонажей: для мамы-фартук, стол, стул, учебник. Вовка одет в современную одежду, а затем в народную, для девочек-волн-голубые купальники; костюм золотой рыбки; для Василис- народные сарафаны, кокошники, платочки; для двух братцев-народные костюмы, ларец.

Предварительная работа: чтение произведения В. Коростылева «Вовка в Тридевятом царстве». Просмотр одноименного мультфильма. Знакомство с подвижными играми «Царь-Горох», «Бабушка, бабушка» (Вологодская обл, Бабушкинский район), «Иголка, нитка, узелок», «Тетёра», «Кому пирог?», «Хвалебная-величальная».

Действующие лица: ведущая, мама (взрослые), Вовка (ребенок).

Дети подготовительной группы: царь, золотая рыбка, девочки –волны (4), девочки – Василисы (3); два братца из ларца- (2).

Место проведения: спортивный зал.

Продолжительность: 30 минут.

Ход:

Ведущая: Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Я предлагаю вместе с мальчиком Вовкой отправиться в Вологодское государство, а сначала вспомним народные игры, чтобы помочь ему в путешествии…

Мама.

Вовочка! Поди сюда!

Ох, с тобой одна беда!

С сыном мы устали биться: (обращается к детям)

Не желает он учиться!

Чтоб не тратить время зря,

Начинаем с букваря.

Вовка.

Иду, сейчас!

Что стряслось опять у вас?

Мама.

Ах, сыночек, хватит спать,

Нужно книжку почитать.

Вовка.

Вот ещё была забота!

Нет! Читать мне неохота.

Мама.

Если будешь ты лениться,

Буду на тебя сердиться.

Вовка.

Ладно, ладно, почитаю,

Хоть и без букваря всё знаю.

Что читать по букварю?

Я картинки посмотрю.

Берёт книгу сказок и засыпает. (Мама уходит).

Ведущая.

В некотором царстве,

В Вологодском государстве

Жил да был когда-то царь,

Превеликий государь…

Вовка. Вот бы мне туда попасть…

Ведущая. И случилось чудо-

попал наш Вовка в сказку, прямо к самому царю…

(Появляется царь и начинает красить забор)

Вовка. Эй! Царь! Ты зачем это забор красишь?

Царям не полагается! Царская жизнь-только и делай, что ничего не делай!

Царь.

Царь обязан потрудиться,

Чтоб совсем не облениться!

Скучно без дела сидеть!

Ведущая.

Давайте, ребята, царя позабавим:

В русскую народную

игру поиграем.

Подвижная игра «Царь-Горох».

Ход игры: в игре участвуют не более 5—7 человек. Договариваются о любых действиях, изображающих труд людей, какие-либо бытовые ситуации. Изображать действия можно ногами, руками, всем телом, мимикой, но нельзя произносить ни звука.

Играющие, выбрав Царя-Гороха (по считалке) отходят в сторону и шепотом договариваются о том, что будут изображать. Затем подходят к подножию «горки», на которой стоит Царь-Горох, со словами: «Здравствуй, Царь-Горох!» Тот отвечает: «Здравствуйте, милые детки! Где вы были? Что вы делали?» Играющие отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!»

После этого дети начинают показывать то, о чем договорились. Царь-Горох должен отгадать, что они показывают. Если ему не удалось это сделать, то остальные игроки объясняют смысл своей пантомимы и загадывают новое действие. Если Царь-Горох угадывает, то сбегает с «горки» и догоняет детей. Пойманный становится Царем-Горохом.

Ведущая. Молодцы, ребята!

Царь. Спасибо вам, ребята! По делам идти пора!

(Царь прощается и уходит. Появляются бабушка-старуха с корытом, девочки-волны и золотая рыбка. Рыбка исполняет танец)

Вовка.

Вот и рыбка золотая!

Я желанье загадаю:

Мне варенье подавай!

Ты слыхала? Выполняй!

Золотая рыбка. Это кто еще такой раскомандовался мной?!

Ты невод плел? Ты его три раза забрасывал в воду?

А туда же — подавай, выполняй!

(уплывает)

Ведущая.

Ребята, надо Вовке помогать,

Будем мы в игру играть.

Народная игра «Бабушка, бабушка».

Ход игры: один игрок исполняет роль «бабушки», он садится где-нибудь на стул. Остальные дети подходят к нему со словами «Бабушка, бабушка, можно травки пощипать?». Она отвечает: «Пощиплите, пощиплите, только гроздика (гроздик – перо лука, луковая стрела) не рвите!». Получив разрешение, дети сначала делают вид, что щиплют траву, а затем вдруг кто-нибудькричит: «Бабушка, гроздик! Бабушка, гроздик!». Тут бабушка вскакивает с земли и бежит за детьми. Кого догнала, сажает на свое место.

(Появляются Василисы).

Василисы.

Василисы мы, сестрицы,

На все руки мастерицы.

Если спросит кто совет,

Мы такой дадим ответ:

Только тот живет не тужит,

Кто с наукой крепко дружит.

Вовка. Опять наука-надоело…

Василисы. Без труда не вытащить

рыбку из пруда. Это кто еще у нас?

Вовка.

Неохота мне учиться…

Мне б сейчас повеселиться.

Василисы. Поиграть мы мастерицы!

(Ведущая приглашает ребят поиграть).

Подвижная игра «Иголка, нитка, узелок».

Ход игры: играющие становятся в круг, держась за руки. Считалочкой они выбирают «иголку, нитку, узелок». Все они, друг за другом, то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка, иголка и узелок оторвались друг от друга или не правильно выбежали из круга, то эта группа считаетсяпроигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко и правильно, не отставая друг от друга. Иголка, нитка, узелок держаться за руки. Их надо, не задерживая, впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Василисы. Поиграли, пора и за дело браться.

Вовка. Мне учиться неохота. Это не моя забота.

Василисы. Вот тогда тебе подсказка:

Ты иди в другую сказку,

Крикнешь: «Двое из ларца,

Одинаковы с лица!»

Дашь ты им любой приказ –

Все исполнят в тот же час.

(Василисы уходят. Появляется ларец)

Вовка.

Вот заветный тот ларец!

Ай, да, Вовка, молодец!

Ну-ка, двое из ларца,

Одинаковы с лица!

Поскорее вылезайте

И хозяина встречайте!

(Появляются два братца)

1-й братец.

Что хозяин наш желает?

2-й братец.

И о чем сейчас мечтает?

Вовка.

Во-первых, мороженое,

Конфет и пирожное…

1-й братец. Подожди-подожди (загибает ему пальцы)

Вовка. Вы и пальцы загибать мне будете?

Здорово! Торт огромный шоколадный!

Вафель, пряников, варенья…

Братцы (вместе). Будет сделано сейчас…

Ведущая.

Надо Вовку выручать…

Выходи скорей играть!

Подвижная игра «Тетёра».

Ход игры: двое детей образуют в центре комнаты /зала/ «воротики», остальные дети образуют «цепочку» и друг за другом проходят под «воротиками» с пением.

«Тетёра шла, моховая шла по каменью, по раменью.

Сама прошла, всех детей перевела,

Самого лучшего дитёночка оставила»

Как только заканчивается песенка, «воротики» захлопываются. Дети, оказавшиеся в «воротиках», при следующем проведении игры становятся новыми «воротиками».

(В это время братья подбегают к сундуку и едят сласти).

1-й братец. Ничего вкуснее нету!

2-й братец. Это чудо-угощенье!

Вовка. Стоп! Стоп! Вы что! А как же я?..

Братцы. Мы съедим всё за тебя.

Вовка.

Это что за ерунда!

Все съедите за меня?

Убирайтесь-ка обратно в ларец!

Голодный, несчастный, замученный я!

(Появляется печка и предлагает угоститься пирожками).

Подвижная игра «Кому пирог?».

Ход игры: в центре зала на стул садится ребенок- «пирог». Остальные дети, разделившись на две группы, встают по разным сторонам от «пирога», вытянувшись «цепочкой» по длине зала. Все поют, изображая в жестах содержание песенки:

«Бабушка Ненила пирог затворила,

В печку ставила, дожидать заставила.

Когда, пирог, зарумянишься?

Кому, пирог, ты достанешься?»

Двое детей, стоящие последними в разных цепочках, кричат: «мне!» и бегут к «пирогу». Тот из них, кто быстрее дотронется до пирога и станет следующим «пирогом». Предыдущий «пирог» и проигравший ребенок становятся в начало «цепочек» рядом с «пирогом».

Ведущая.

Эй, Вовка, хватит спать, пора за ум браться!

У нас есть для тебя подарок книга.

Вовка. Да, что-то я заспался! Пора, а то скоро мама придёт. Пойду-ка я лучше почитаю. Спасибо, Вам большое!

(Вовка убегает).

Ведущая. Вот и закончилось наше путешествие в Тридевятое царство Вологодское государство. Давайте поиграем.

Подвижная игра «Хвалебная-величальная»

Ход игры: все играющие сидят по кругу, ритмично хлопают в ладоши или шлёпают ладонями по коленям и припевают:

«Ай, долонцы, ай, люли, в гости девицы (мальчики) пришли:

Аннушка- лапушка, Юленька- душенька (Серёженька пригоженький, Ванечка- лапочка)». Игра продолжается до тех пор, пока не похвалят каждого ребенка.

Ведущая. Спасибо вам, ребята, пора и вам возвращаться в группу.

Литература:

  1. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. — М.: ТЦ «Сфера», 2006.
  2. Музыкальная палитра. -2004. -№2.
  3. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: Конспекты занятий и сценарии праздников/под ред. А.В. Орловой. — Владимир: Академия, 1995.
  4. Касаткина Е.И., Комина Г.В. «Народные игры в детском саду», Издательский центр Вологодского института развития образования, Вологда, 2001.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год