Мастер-класс для педагогов «Искусство игры на деревянных ложках как средство приобщения детей к традиционной народной культуре» |
Фольклор | |||
Автор: Дымова Ольга Сергеевна Опарина Алина Рамильевна | |||
16.08.2024 18:30 | |||
Мастер-класс для педагогов «Искусство игры на деревянных ложках как средство приобщения детей к традиционной народной культуре» Дымова Ольга Сергеевна и Опарина Алина Рамильевна Цель: повышение уровня профессионального мастерства участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта обучения детей искусству игры на деревянных ложках. Задачи мастер-класса:
Теоретическая часть «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» К.Д. Ушинский Константин Дмитриевич Ушинский выступал за то, что воспитание должно соответствовать русской традиционной системе, категорически отвергая преобразование национальной школы под влиянием Запада. Для него казалось недопустимым использование и копирование западных подходов в воспитании наших детей. Особенно явно эта тенденция просматривалась в дошкольном музыкальном воспитании. Поэтому следуя традициям наших предков, народным инструментам, в особенности ложкам, должна отводиться важная роль. Данная проблема очень чётко и ярко отражена в работах Дмитрия Анатольевича Рытова. В своей исследовательской работе он говорит о том, что, опираясь на традиции нашей инструментальной музыки, раскрываются большие возможности в воспитании детей, в их творческой деятельности. Ведь наша жизнь наполнена многообразием музыкальных жанров. Перед нашими детьми открыт большой выбор музыкальных жанров, направлений. Тем временем музыка обесценивается, не вызывает никаких эмоций у подрастающего поколения, не говоря уже о взрослых состоявшихся людях. Мы разучились понимать, слушать музыку. Если при начальном музыкальном воспитании детей опираться на традиционную народную музыку, то данную ситуацию можно изменить. Рытов считает, что «русская ложка» способна помочь в решении этих проблем. Он внёс огромный вклад в педагогику, разработав музыкально-игровую энциклопедию, где доказал, что ложка является незаменимым средством элементарного музицирования. Сергей Алексеевич Тучков так же занимался проблемой изучения русских ложек. Он относит ложки к «инструментальным музыкальным орудиям», которые издают звук при соприкосновении друг с другом, сравнивая ложки с барабаном, бубном. А Николай Иванович Привалов впервые использовал ложки в ансамбле. Именно тогда впервые ложки прозвучали в исполнении студента Александра Александровича Брянцева. После чего ложки стали использовать в оркестре и даже в сольных партиях. Невозможно определить, когда появились русские ложки и стали использоваться как музыкальный инструмент, но ложки были и остаются незаменимым, исконно русским инструментом с ярким и уникальным тембром. Звучание ложек вызывает неизменный восторг у слушателей. Ложки являются одним из самых древних, но известных музыкальных инструментов, это самовыражение русского народа и отражение русской души. Возрождение интереса к игре на деревянных ложках прослеживается из года в год. Повсюду возникают всё новые и новые ансамбли ложкарей. Ложки используются в народных и фольклорных ансамблях, оркестрах, хорах. Всё чаще инструментальные коллективы стали использовать деревянные ложки в сольных партиях. Ложки разными бывают, И на них порой играют. Отбивают ритм такой. Сразу в пляс пойдет любой. Ложки — пусть не фортепиано. Но у них свое пиано. Есть и форте, даже трели, Как у струн виолончели. Если виртуоз играет, Ложки будто бы летают. Их в руках по три, по пять, Трудно даже сосчитать. Деревянные ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и народных традиций. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти его с собой на память. Деревянные ложки — древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Цель и задачи проводимой работы с детьми. Обучение игре на деревянных ложках позволяет на практике реализовать важные задачи музыкального воспитания детей: развитие музыкальных и творческих способностей, музыкальной эрудиции, культуры дошкольников, ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), фольклора. Практическая значимость. Дети учатся понимать народную музыку, извлекать из ложек не «стук и бряк», а музыкальные звуки, предлагая детям сыграть разными способами, чтобы услышать, что каждый приём имеет свой тембр. Обращаю внимание, что если к этому добавить выразительное движение, взгляд, мимику, то у звука появится характер и настроение. Занятия наполнены творчеством, задором, приближают детей к народным истокам, способствуют сохранению традиций русской музыкальной культуры. Практическая часть Сегодня мы предлагаю вам познакомиться с приёмами игры на двух ложках. Части ложки: ручка, «черпачок», «щечка». Приёмы игры на двухложках в двух руках просты в своём исполнении, поэтому на них мы не будем останавливаться. А начнём с игры, когда две ложки находятся в одной руке. Обе ложки держат в правой руке тыльной стороной друг к другу следующим образом: одна между 1-ым и 2-ым пальцами, другая между 2-ым и 3-им (показ мастером приемов игры). Приёмы игры:
А сейчас мы предлагаю нам сыграть в ансамбле. (мастер уточняет, какие приёмы игры будут использовать участники мастер-класса) Начинаем играть после вступления. Приготовились. Начали. Исполняем р.н. п. «Барыня» ансамблем ложкарей, по показу музыкальных руководителей Далее мы бы хотели познакомить вас с играми, которые можно применять в режимных моментах, а также на занятиях в форме физминутки. Проводятся игры с деревянными ложками «Черепашонок» Ирины Конвенан и «Две лягушки» Инги Пириевой Итог: вот видите, как мы вместе дружно научились играть на ложках. Деревянныеложки — самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши детииграют на ложках, гадают на ромашке, просят божью коровку «улететь на небо», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа! Народная мудрость гласит: «Черпай жизнь полной ложкой!» Чем полнее ложка, тем полнее и насыщеннее жизнь. Чего мы вам и желаем! И, как говорили наши предки: «Живите на красную ложку!» Пусть ваша душа поёт и пусть с ней в унисон поют родственные души.
|