«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Кубани» |
Фольклор | |||
Автор: Хлебко Ольга Викторовна | |||
30.08.2024 15:58 | |||
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Кубани» Хлебко Ольга Викторовна, воспитатель МАДОУ «ДС № 15 «Солнышко», Краснодарский край, Староминский район, станица Староминская. «… Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики» Е. Флерина Кубанское декоративно — прикладное искусство всегда занимало достойное место в работе с дошкольниками.
Изучение аспектов народного творчества, дает возможность дошкольникам не только воочию видеть историю и культуру своего края, но и чувствовать и проявлять уважение, любовь к творчеству талантливого русского народа. Народная игрушка, как и другие элементы народной культуры, служит важнейшим средством связи поколений. Через игрушку, передается социально – культурный опыт народа, воспитываются его нравственные и эстетические представления. Игрушки на Кубани делали из простых и доступных материалов: солома, глина, лоскутки ткани, бурьян, листья початков кукурузы, рогоз, дерево, кость. Но даже в самых простых игрушках сохранялось представление человека о мире, красоте, добре. Игрушкой для ребенка мог стать любой случайный предмет: палочка, веревка, камешки, куклы из живых цветов и др. Детям делали игрушки из простых, доступных материалов. Народная игрушка радует ребенка потому, что данные в ней образы жизненны и близки его детскому опыту они воздействует на эмоциональный мир ребенка, на развитие его эстетического вкуса и переживаний, на становление личности в целом, становится универсальным инструментом познания ребенком мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям и духовным ценностям, а значит основой патриотического воспитания. Приобщение дошкольника к богатому наследию своего народа необходимо начинать с детского сада. «Через познание декоративно-прикладного искусства, по мнению В. П. Силина, ребенок усваивает социальные ценности». Именно это искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Народное искусство помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира, а значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развитие личности ребёнка. Исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, декоративно-прикладному искусству. Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы воспитания творчески активной личности, ее духовного потенциала, поэтому важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды декоративно – прикладного искусства. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации нравственно — патриотического потенциала в силу особой податливости ребенка — дошкольника к системе воспитательных воздействий со стороны мира взрослых.
|