Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о культурных традициях родного края
Фольклор
Автор: Ушакова Ирина Сергеевна   
09.11.2024 07:48

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о культурных традициях родного краяФормирование у детей дошкольного возраста представлений о культурных традициях родного края

Ушакова Ирина Сергеевна, Воспитатель МАДОУ №19 г.Мурманска

Актуальность

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью приобщить ребенка к культурным ценностям своего родного края в период, когда он готовится к школе, где в одном классе могут обучаться представители нескольких этносов.

Цель и задачи проектной работы

Цель работы – проанализировать особенности формирования представлений о культурных традициях родного края у детей дошкольного возраста.

 

Задачи:

  • проанализировать особенности организации работы специалистов ДОО по формированию представлений о культурных традициях родного края у детей дошкольного возраста;
  • рассмотреть особенности работы с семьями дошкольников по формированию представлений о культуре родного края;
  • охарактеризовать предметно-развивающую среду ДОО, способствующую формированию представлений о культурных традициях родного края у детей дошкольного возраста.

Условия формированию у детей дошкольного возраста представлений о культурных традициях родного края в ДОО

  1. Непосредственное участие в краеведческой деятельности и взрослых, и детей.
  2. Использование народного опыта непосредственно в жизни детей (сбор лекарственных трав, работы на садово-огородном участке);
  3. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
  4. Немаловажную роль в развитии патриотизма и любви к родине должна играть семья. Именно здесь должны закладываться базовые ценности и прививаться любовь к родному краю

Задачи взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по формированию у детей дошкольного возраста представлений о культурных традициях родного края

  • Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит Кольского Севера.
  • Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.
  • Способствовать активному участию родителей в деятельности по формированию у детей дошкольного возраста представлений о культурных традициях родного края, пополнении экспонатами мини-музей

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада представлена наличием

  • краеведческих уголков, в которых представлены разнообразные материалы;
  • патриотических уголков с символикой России и малой родины, портретами президента России и главы региона, а также картами России и малой родины (Кольского полуострова).
  • книжных уголков, содержащих литературные произведения писателей и поэтов своего края; фольклорные произведения (сказки, загадки, считалки, потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки);
  • музыкальных уголков, где представлены народные музыкальные инструменты, а также музыкальный материал (колыбельные, народные песни);
  • уголков изобразительной деятельности с образцами росписей, народных игрушек, репродукциями картин известных художников своего края, а также необходимым материалом для самостоятельной работы;
  • уголков ряжения со специально пошитыми для детей народными (саамскими) костюмами;
  • спортивных уголков с информацией о спортсменах, прославивших родной край своими достижениями в спорте, атрибутами к народным подвижным играм;
  • мини-лабораторий с необходимым оборудованием и материалами для проведения опытов, образцами полезных ископаемых родного края;
  • уголков природы с гербариями растений, иллюстрациями растений и животных, распространенных в регионе, а также тех, которые занесены в Красную книгу;
  • уголков конструирования с иллюстрациями, схемами и макетами, знакомых детям зданий своего края, зданий старины, памятников архитектуры и необходимым строительным материалом.

Основные выводы

Эффективными средствами формирования представлений о малой Родине в дошкольных организациях выступают такие, как: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, природа родного края, трудовая и творческая деятельность детей, общение, а также созданная вокруг ребенка внешняя среда (атмосфера).

Неотъемлемой частью реализации деятельности по формированию у детей дошкольного возраста представлений о культурных традициях родного края является взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников. Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к своей Родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с культурными традициями родного края является необходимым условием воспитания любви к Родине, гордости за нее, культуры поведения в обществе. Среда в ДОО организована таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, художественно-эстетической, музыкальной, двигательной, трудовой) совместно со сверстниками и индивидуально.

Список литературы

  • Асянова М.Н. Приобщение дошкольников к культуре и истории родного края как основа патриотического воспитания подрастающего поколения // Вестник науки и образования. 2017. №12 (36). URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/priobschenie-doshkolnikov-k-kulture-i-istorii-rodnogo-kraya-kak-osnova-patrioticheskogo-vospitaniya-podrastayuschego-pokoleniya (дата обращения: 26. 04. 2023).
  • Вавринюк, О.Н. Тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем / О.Н. Вавринюк // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 2 (8). – С. 13-16.
  • Воронкова, Н.В. Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада при ознакомлении дошкольников с малой родиной / Н. В. Воронкова, Т. И. *Силина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 341-343.
  • Негина Т.А. Приобщение дошкольников к родной культуре // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – №18. – С.218-223.
  • Суетина Л.Р. Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края // Молодой ученый, 2014. №17. – С. 544-546.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год