Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Фольклор
Автор: Першутова Юлия Юнировна   
16.11.2024 06:24

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Ю. Ю. Першутова

Каждый ребенок имеет право на духовное развитие, которое основывается на культурном наследии своего народа и уважает его традиции, обычаи и ритуалы. Мы должны активно включать молодое поколение в этот процесс, опираясь на долгую историю народной педагогики. Однако для современного ребенка важно не только знать о своей культуре, но и интересоваться культурами других народов: танцевать, играть в их игры, петь и говорить на их языке. Это помогает расширить кругозор и формировать толерантное отношение к другим культурам. Дети развивают свои познавательные способности, ум, мышление, а также чувство патриотизма и гордости не только за свой народ, но и за другие культуры. Таким образом, ребенок должен получать не только национальное, но и поликультурное образование.

 

В статье 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» говорится о том, что содержание образования должно способствовать включению личности в национальную и мировую культуру. Это означает, что каждый человек в современном обществе, включая детей, должен быть готов к общению с представителями других национальностей, и в настоящее время это особенно важно, так как жизнь в многонациональном обществе становится все более распространенной. Кроме того, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные принципы, включающие в себя знакомство детей с социокультурными нормами, традициями семьи, общества и государства, а также учет этнокультурной ситуации при развитии ребенка.

Необходимость поликультурного воспитания в дошкольном возрасте обусловлена тем, что каждая территория нашей страны имеет свою уникальную культуру, и воспитание ребенка должно быть ориентировано на уважение к этой культуре и формирование толерантности. Толерантность не передается по наследству и должна быть воспитана в каждом поколении. Образование с детства должно помочь ребенку осознать свои корни и место в мире, а также научить уважать другие культуры.

Работая с детьми в детском саду, мы знакомим их с культурой нашего региона и местности, чтобы они могли понять и ощутить ее особенности. В процессе изучения региональной культуры, дети усваивают нормы и правила поведения, которые способствуют дружелюбию, уважению и симпатии к своим сверстникам и взрослым различных национальностей, а также интересу к их жизни и культуре. Это помогает детям стать поликультурной личностью, которая уважает и ценит себя и других людей. Поликультурное воспитание в дошкольной педагогике направлено на формирование такой личности, которая имеет представления о своем родном крае, его природе, культуре, традициях и нормах поведения, и умеет применять их в своей жизни.

Это описывает цели поликультурного воспитания детей дошкольного возраста: формирование представлений о разнообразии культур в мире и России, развитие позитивного отношения к культурным различиям, развитие умений и навыков взаимодействия с представителями различных культур, воспитание детей в духе мира и толерантного межнационального общения.

Цель поликультурного образования заключается в создании системы, которая способна создать благоприятную социальную атмосферу и способствовать улучшению взаимоотношений между представителями всех социокультурных групп населения. Дошкольное образование играет важную роль в формировании конструктивного межкультурного диалога.

Важность поликультурного воспитания связана с требованиями современности. В центре современной образовательной системы находится человек, который развивается и воспитывается в поликультурной среде. Растущее национальное самосознание и стремление к этнической и этнокультурной идентификации приводят к большому интересу народов к своей и другим культурам.

Поликультурное воспитание является ключом к успешному обучению детей в школе, так как дошкольный возраст является периодом формирования базовых навыков личностной культуры. Сегодня дети начинают чувствовать свою национальную принадлежность задолго до поступления в школу.

Актуальность формирования этики межнационального общения у детей дошкольного возраста подтверждается известным исследователем поликультурного воспитания Э. К. Сусловой. Это наиболее благоприятный период для развития интереса и уважения к своей культуре, принятия разнообразия и особенностей этнических культур, а также воспитания доброжелательного отношения к людям независимо от их этнической принадлежности.

Поликультурное воспитание помогает формировать у подрастающего поколения уважительное отношение к человеческой личности. Это относительно новое явление, которое в настоящее время активно изучается учеными, в том числе Геннадием Дмитриевичем Дмитриевым. Множество исследований посвящено проблеме знакомства детей дошкольного возраста с различными национальными культурами, а также педагоги-исследователи, например Е. С. Бабунова и Т. Ф. Бабынина, работают над этими вопросами.

В нашем детском саду мы работаем над поликультурным воспитанием в трех направлениях:

  1. Передача информации о традициях, обычаях и культуре различных народов, а также о ценностях, которые они придерживаются.
  2. Воздействие на эмоции детей в процессе усвоения информации, чтобы вызвать у них интерес и понимание к различным культурам.
  3. Формирование поведенческих норм, основанных на знаниях о взаимоотношениях между народами и правилах этикета, которые дети должны применять в своей жизни.

В поликультурном воспитании мы следуем такой последовательности:

  1. Воспитание любви и уважения к своему народу и гордости за его культурные достижения.
  2. Знакомство с людьми из ближайшего национального окружения и формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым из соседних национальностей через приобщение к их обычаям и традициям.
  3. Передача знаний о культурной самобытности отдаленных народов и формирование положительного эмоционального отношения к разнообразию национальностей нашей планеты.

Музыкальный руководитель уделяет большое внимание народному творчеству и фольклору, которые помогают развивать эмоциональную сферу ребенка и расширять его чувственный опыт. Они учат детей ценить красоту национальной музыки и понимать ее значение. Образовательная деятельность по изобразительному искусству также вносит вклад в поликультурное воспитание, знакомя детей с национальным декоративно-прикладным искусством и живописью. Воспитатель также знакомит детей с национальными народными играми через физическую культуру.

Мы считаем, что совместная работа педагогического коллектива и родителей по поликультурному воспитанию является неотъемлемой частью образования, связанной с духовно-нравственным развитием. Без духовности научные знания и технологии теряют свою ценность, поэтому важно вовлекать дошкольников в социальную деятельность и воспитывать их как будущих граждан, способных жить в многонациональной среде. Это актуальная проблема современного дошкольного образования, которая требует особого внимания. Семья является основой воспитания детей, поэтому невозможно сформировать поликультурную личность без участия родителей. Мы активно взаимодействуем с семьями воспитанников, используя информационные зоны, беседы, анкетирование и официальный сайт детского сада.

Педагоги организуют и проводят различные мероприятия, соревнования, праздники и развлечения, в которых участвуют и семьи детей. Вместе с родителями воспитанников они организуют фотовыставки и создают народные костюмы для кукол, отражающие особенности региональной культуры. Наша цель – максимально вовлечь родителей в образовательный процесс, подготовив детей к этническим праздникам, конкурсам чтецов, выставкам и создавая совместно с ними книжки, альбомы и поделки.

Мы также считаем, что игра является важной деятельностью для дошкольников, в которой они учатся понимать мир, свое место в нем и формировать свою модель поведения.

Дети с большим удовольствием играют в народные игры, которые могут быть подвижными, словесными или хороводными. Через дидактические игры мы стараемся внедрить основы поликультурного образования, например, учим детей распознавать элементы национального костюма или отличать народные росписи. В нашем детском саду созданы уголки декоративно-прикладного искусства, где дети знакомятся с народными игрушками и различными видами росписей. С помощью дидактических игр, таких как «Составь узор» или «Найди фрагмент», мы развиваем у детей умение различать и оценивать красоту народных росписей.

Для решения задач поликультурного воспитания в группах созданы уголки, где дети могут познакомиться с родным краем, национальными костюмами, искусством и промыслами, а также узнать о Родине – России, Москве – столице России, о родном городе – Саранске и др.

Основными направлениями поликультурного образования в нашем дошкольном учреждении является:

  • образовательная деятельность в различных формах,
  • образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах,
  • самостоятельная деятельность,
  • взаимодействие с семьями детей.

Поликультурное образование интегрируется в различных областях развития, таких как:

  • социально -коммуникативноеразвитие,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие,
  • художественно — эстетическое развитие,
  • физическое развитие.

Воспитатели разработали цикл занятий, направленных на формирование патриотизма и уважения к различным культурам. Они проводят открытые занятия и делятся с коллегами промежуточными результатами поликультурного воспитания. Такая система позволяет нам в дошкольном учреждении познакомить детей с региональными особенностями и культурными различиями, а также воспитывать у них уважение к людям других культур и традиций, проживающим в нашей местности. Вместе с тем, мы также учим детей общечеловеческим ценностям, таким как доброта, дружба, честность, любовь, справедливость и взаимопомощь. Вне зависимости от того, где мы находимся, нас всегда окружают люди разных национальностей. Конституция нашей страны подчеркивает многонациональность нашего народа и важность единства на своей земле. Россия – родина разных народов, языков, религий и культур, и наша сила и могущество заключаются в крепкой дружбе между народами. Мы всегда будем помнить пример истинной дружбы и единства, когда в годы Великой Отечественной войны все народы Советского Союза стояли вместе защищать свою Родину и ее свободу.

Современное поколение продолжает работу по воспитанию толерантности среди молодежи, как и предыдущие поколения. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» имеют особое значение, и важность в нашем времени. Уважение к детям других национальностей, равноправное общение, оказание помощи и внимание к их потребностям и проблемам являются важными ценностями для гармоничного существования человека в обществе и природе.

Умение жить в мире с другими нациями и народами формируется с детства. В прошлом, в СССР, главной идеей государства было единство наций. Дети с удовольствием участвовали в утренниках, где переодевались в национальные костюмы других республик, пели песни и танцевали национальные танцы. В настоящее время, возможно, молодое поколение не знает об этом, но, как говорит история, все идеи проходят свой путь, затем забываются, а потом снова становятся актуальными.

Человек всегда был заинтересован историей. Неважно, чья это история: история отдельного человека, государства или даже всего мира. Ведь взглянуть на прошлое, изучить опыт предков всегда важно. Это позволяет нам ощутить себя наследниками великих традиций и обычаев. Для этого необходимо сохранять свои традиции, помнить свои национальные особенности, уникальность народа и его духовность, историю и культуру. Это помогает нам полюбить свою родину, свой родной город и все то, что оставили в наследство наши предки.

У нас есть общая история и общее будущее. Мы должны продолжать учиться уважать друг друга и сохранять межнациональное согласие в нашей стране. Несмотря на то, что мы говорим на разных языках, мы все вместе составляем единый многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой на нашей земле.

Используемая литература

  1. Супрунова Л. Л. Поликультурное образование в современной России: поиски стратегии // Магнетр. – 2000
  2. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире. – М.: Прометей, 2002.
  3. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999.
  4. Борисенков В. П., Гуколенко А. Я., Данилюк А. Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. – М.: 2004
  5. Гуколенко О. В. Поликультурное образование: теория и практика. – Ростов-на-Дону. Изд-во РГПУ, 2003 – 290 с.
  6. Колоколова И. В. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащихся. – М.: 2001.
  7. Ботякова О. А., Зязева Л. К., Прокофьева С. А. Российский этнографический музей – детям. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 192 с.
  8. Вишневская В. Н., Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси». – М.: АРКТИ, 2004
  9. Тайчинов М. Т. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе. – Научно-методический журнал «Педагогика». – 1999.
  10. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.

– СПб: Детство-пресс, 2004.

11. Тихонова О. Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. – М.: АРКТИ, 2006.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год