Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование воспитательного потенциала былин и сказок в музыкально-театрализованной деятельности дошкольников»
Фольклор
Автор: Марчук Людмила Ивановна   
07.12.2024 10:56

«Использование воспитательного потенциала былин и сказок в музыкально-театрализованной деятельности дошкольников»«Использование воспитательного потенциала былин и сказок в музыкально-театрализованной деятельности дошкольников»

Подготовила Л.И. Марчук, музыкальный руководитель МДОУ

«Детский сад «Родничок» с. Колыхалино»

Валуйского района Белгородской области

«К патриотизму нельзя только призывать

его нужно заботливо воспитывать с детства»

Д.С. Лихачев

В современной системе дошкольного образования все чаще ставится вопрос о том, что в становлении личности ребенка, в воспитании у него нравственных качеств, необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы. Дошкольная педагогика нынешнего времени располагает разнообразными сферами воспитательного воздействия на ребенка. Одной из таких сфер является театрализованная деятельность дошкольников.

Театрализованная деятельность в детском саду формирует значимый потенциал патриотического воспитания детей.

 

Театрализованная деятельность на материале былин и сказок дает возможность понять окружающий мир не только умом, но и сердцем, выразить собственное отношение к категориям «добро» и «зло», «верность» и «предательство», формирует в детях представление о любви: к родным людям, к друзьям, к людям вообще.

Воспитанный на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он ни родился.

В свете задач духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников особый интерес представляют героико-патриотические (богатырские) былины, пронизанные идеями нравственности и патриотизма, т.к. в них отражена борьба за свободу, честь и независимость народа.

Несмотря на то, что былины не были жанром детского фольклора, их рассказывали детям, чтобы воспитывать подрастающее поколение на примерах подвигов богатырей, внушать веру в победу добра над злом, надежду в условиях борьбы с врагами.

Чтобы былины выполняли свои воспитательные функции, я придерживаюсь стройной системы ознакомления детей с данным жанром фольклора, подбираю различные способы погружения в мир былин

При ознакомлении дошкольников с былинами я использую комплекс взаимосвязанных методов и форм обучения:

  • наглядные (рассматривание иллюстраций, репродукций, предметов быта, национальной одежды и обуви; просмотр видео- и мультипликационных фильмов)
  • словесные (чтение и обсуждение фрагментов былин, подбор пословиц и поговорок, передающих их содержание и идеи, беседы о прочитанном)
  • практические (выполнение моделей предметов быта и вооружения богатыря с использованием различных техник, участие детей в театрализованных играх и представлениях)

Формы организации детской деятельности:

  • чтение (вниманию дошкольников предлагаются былины в пересказе, дается пояснение незнакомых детям слов, выражений, основной упор делается на эмоциональное восприятие)
  • просмотр фрагментов мультипликационных фильмов (Илья Муромец и др.)
  • рассматривание картин и иллюстраций
  • чтение и обсуждение пословиц и поговорок, позволяющих лучше понять смысл событий былины
  • слушание музыкальных произведений, литературно-музыкальных композиций
  • участие в театрализованных играх и представлениях
  • экскурсии (в том числе виртуальные) в краеведческий музей.

Ознакомление старших дошкольников с былинами осуществляю поэтапно. Ребёнку не в полной мере понятен глубинный смысл былин, но их содержание и способ его подачи вызывают стремление подражать главным героям, быть похожим на них. Былинные герои вызывают восхищение, демонстрируют образцы нравственного поведения, патриотизма, помогают воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине.

На подготовительном этапе работы с былинами я продумываю, как создать атмосферу заинтересованности, познакомить детей с этим жанром народного творчества, её героями, сюжетами, с упоминаемыми в ней предметами и аспектами быта наших предков.

Для многих ребят слово богатырь старинное и малоупотребляемое. А между тем, образ богатыря вобрал в себя лучшие качества русского народа. Это прежде всего бескорыстие, трудолюбие, отзывчивость, сострадание, щедрость, любовь к родному краю, а самое главное-это сила в сочетании с добротой.

При организации НОД и развлечений я особое внимание уделяю музыкальному оформлению, так как оноусиливает детские впечатления, оставляет более глубокий след в памяти ребёнка, помогает по-новому взглянуть на привычные для ребёнка вещи, развивает детское творчество.

С детьми старшего дошкольного возраста мы проводим цикл занятий «Русь Богатырская», приурочив их ко Дню Защитника Отечества, Дню народного единства. празднику Победы

При проведении НОД, праздников и развлечений я используюфрагменты таких музыкальных произведений:

Рекомендуемые для слушания произведения

Былина про Добрыню, «Богатырская симфония» А. Бородина, музыка из цикла М.Мусоргского «Богатырские ворота», музыка М. Глинки из оперы «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Садко»

Эта музыка легко воспринимаются дошкольниками, помогает дошкольникам понять, что русский богатырь — защитник слабых, образец мужества и патриотизма.

В процессе ООД я использую репродукции картин В.Васнецова «Богатыри», М.Врубеля «Богатырь», К.Васильева «Русский витязь», «На Калиновом мосту», «Бой Добрыни со змеем», триптих П.Корина «Александр Невский».

Чтобы ребенок активно пережил свои впечатления, я стараюсьсочетать восприятие музыки сизодеятельностью, практическими действиями. Это усиливает детские впечатления, оставляя глубокий след в памяти ребёнка, помогает по-новому взглянуть на привычные для ребёнка вещи, развивает детское творчество.

Мои коллеги согласятся со словами С. Михалкова. что «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующими поколениями, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Михалков

В нашем дошкольном образовательном учреждениитеатрализованной деятельности уделяется особое внимание

Важно понимать, что театральное искусство имеет сильное эмоциональное воздействие на человека. Работа над любым спектаклем позволяет мне формировать нравственное поведение дошкольника, развивает художественно -эстетический вкус и творческие способности детей.

Для детей театр-это игра, для родителей — праздник, для педагогов — работа.

Опыт моей работы показывает, чтов совместной с дошкольниками театрализованной деятельности лучше всегоподходят русские народные сказки. Достижение поставленной цели нравственно-патриотического воспитания детей через русскую народную сказку не только решают обучающие, развивающие и воспитательные задачи, но и содействует развитию творческих способностей в продуктивнойдеятельности.

Сказка способствует нравственному воспитанию ребенка, становлению социальных и коммуникативных навыков, формированию эмоциональной сферы и эстетического восприятия, развитию логического и образного мышления, познанию окружающего мира.

Язык и ритм русской сказки, несомненно, создают в памяти, сознании, душе ребенка определенный строй, связанный с национальным мироощущением.

Сказка позволяет создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, развивает эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту; позволяет формировать духовно – нравственных категории и представления.

Общаясь с ребенком, я стараюсь донести, что в русской народной сказке заключается мудрое и ясное понимание жизни. Она радует оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием слабому, лукавством и юмором.

В процессе показа сказки ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам, видеть красоту, сочувствовать. Ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, приобщается к культуре своего народа.

В своей деятельности я обращаюсь к различным средствам сценического мастерства, что позволяет развивать и укреплять гуманное отношение к окружающим, уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, любовь к Родине.

Для лучшего восприятия былин и сказок неоценима роль музыкального фона и сопровождения. Самым эффективным в приобщении детей к народной культуре является фольклор.

В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Используя народный фольклор: песенки, частушки, наигрыши, хороводы, мы тем самым приобщаем дошкольников к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Все это способствует музыкальному развитию детей, приобщению к русскому народному образу и в будни, и в праздники, помогает донести народную мудрость, доброту, юмор в доступной для детей форме.

Очень важный момент, на который стоит обратить внимание, это выбор репертуара для театральной постановки. За последние годы в нашем ДОУ были показаны спектакли (в том числе и кукольные): «Теремок», «Репка», «Рукавичка», «Колобок», «Чья дудочка?», современные варианты постановок «Как Волк Теленку мамой был», «Волшебные цветы», «Самая красивая», «Кошкин дом», «Детский сад для зверят». театрализованное попурри «В гостях у русских народных сказок».

Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

Большое значение имеет состояние развивающей предметно-пространственной среды ДОО, её соответствие задачам воспитания дошкольников.

Это игровые уголки для творчества с использованием старинных предметов быта, одежды, книги и альбомы для рассматривания, народные игры и игрушки, мини-музеи и тематические выставки.

Одним из самых важных и ближайших партнёров для педагогов ДОУ в театрализованной деятельности являются родители наших воспитанников Проведение консультаций, мастер – классов, совместная работа по изготовлению игрушек, музыкальных инструментов, атрибутов для театра – это значимый вклад и педагогов, и родителей в становление личности ребёнка. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями заставляет понять: главным действующим лицом является ребёнок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребёнком и родителями, помогает гармонизовать их отношения.

Опираясь на задачи по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольниковявыделилатри направления:

  1. Воспитание гуманных чувств детей.
  2. Воспитание коллективизма.
  3. Воспитание любви к Родине.

Таким образом, можно сделать вывод, что музыкально — театрализованная деятельность является эффективным средством в становлении личности ребенка, в воспитании у него нравственных качеств. Приобщение детей к русской культуре через знакомство с русскими сказочными героями и былинными богатырями, является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности.

“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека... ” К.Д. Ушинский

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград: Учитель, 2007, 203 стр.
  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников// М.: ЦГЛ, 2005, 205 стр.
  3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры// Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997, 300 стр.
  4. С чего начинается Родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л. А. Кондрыкинская. М: Сфера, 2003, 192 стр.
  5. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» / М.: Аркти, 2005.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год