Роль словесных игр с использованием устного народного творчества в формировании межличностных отношений детей дошкольного возраста. |
Фольклор | |
Автор: Фролова Наталья Николаевна | |
20.12.2024 12:38 | |
Роль словесных игр с использованием устного народного творчества в формировании межличностных отношений детей дошкольного возраста. В современном мире, когда родители обременены массой социальных проблем и всё меньше и меньше уделяют своим детям внимания, всё большее значение приобретает работа воспитателя в плане ознакомления ребёнка с окружающим, развитие его речи, особенно в первые два года пребывания ребёнка в детском саду. В программе развития и воспитания детей в детском салу, принятой министерством образования, предусматривается знакомство детей с фольклором русского народа, других стран. Планируя работу по ознакомлению с художественной литературой, развлечения и праздники, совместную деятельность детей, опираюсь на соответствующие разделы программы ФОП. Однако предлагаемый перечень произведений народного творчества считаю возможным расширить за счёт внутренних ресурсов. А именно; вместо того, чтобы коллективно заучить одну потешку или считалку и т.д.; каждому ребёнку в соответствии его индивидуальными возможностями подбираю соответствующее по объёму и сложности произведение народного творчества. Затем оно разучивается также индивидуально с каждым в свободное время и даётся домой родителям для закрепления. Чтобы произведение работало по назначению, прежде всего, необходимо его закрепить и научить ребёнка им пользоваться. Для этого были разработаны ряд простых, не требующих дополнительной атрибутики и других затрат игр.
Начала со считалок. Считалки были подобраны для каждого ребёнка в отдельности. Слова разучивались во время прогулок (летнее время) с каждым отдельно (3-5 повторений). Затем были розданы родителям для закрепления вечером дома, которые не успели запомнить её в детском саду. На следующий день предложили детям игру " Моя считалка". Правила: в кружок встают до 5-6 ребят. Начинает воспитатель со "своей" считалки. На кого выпадает водить, тот считает детей "свой" считалкой и т.д. На практике оказалось, что детям игра очень понравилась, и каждый с удовольствием ждал своей очереди, чтобы вновь и вновь посчитать. Возможно, успех был подпитан личным участием воспитателя и его эмоциональным настроем. Цель игры: закрепить знание народной считалки развивать память, речь; воспитывать выдержку детей, терпеливо дожидаясь своей очереди, умение проговаривать считалку в определённом ритме, сопровождая её движением руки в том же ритме. Результат: дети (кто раньше, кто позже, в зависимости от своих способностей) научились использовать считалку в играх, выбирая водящего (иногда прибегая к помощи воспитателя как консультанта), при решении различных спорных вопросов, связанных с очерёдностью (например, кто первый будет качаться на качели, кто за ним и т.д.). Дети стали более доброжелательными друг к другу, поскольку научились решать спорные проблемы нейтральными методами. После освоения считалок перешла к колыбельным. Принцип тот же:
На этом этапе было предложено родителям вспомнить колыбельные песни, которые пела их мама. Многие уже забыли. но вопрос "поёте ли вы колыбельную песню на ночь своему ребёнку?", большинство ответило отрицательно: "А зачем?" С такими родителями была проведена беседа на тему "Значение колыбельной песни для эмоционального спокойствия ребёнка, снятия им накопившихся за день стрессов2 Было предложено заучить выбранную их ребёнком песню и петь её на ночь, а потом поделиться своими впечатлениями. Некоторые родители так и сделали, и были потрясены реакцией детей. Дети были рады общению с родителями, восприняли это как проявление ласки и внимание, любви к себе, стали быстрее засыпать, лучше слушаться родителей. Игра. "Моя колыбельная" Правила: участвуют 5 детей. Атрибут- кукла. Первое время напивает воспитатель, по мере освоения игры дети могут договариваться сами, кто начнёт первым. Например: воспитатель держит куклу, читает считалку:: "Раз, два, три, четыре, пять мы собрались поиграть к нам сорока прилетела и тебе водить велела". : Выбор пал на Машу, кукла передаётся ей. Маша поёт свою колыбельную, дети ей помогают: Ночь пришла, темноту привела, Задремал петушок, запел сверчок. Уже поздно сынок, ложись на бочок, Баю-бай засыпай. Затем Маша считает детей "своей " считалкой; Летела птичка через сад Уронила виноград Кто его поднимает Тот из кона выбывает. Выбор падает на Веру, она поёт "свою" колыбельную песню с куклой в руках; Баю, баю, баиньки Я скатаю Валенке Я скатаю валенки Невелики, немаленьки. Затем Вера считает "свою" считалку; Тучи, тучи, тучи, тучи, Скачет конь большой могучий, Через тучи скачет он Кто не верит- выйди вон! Передаёт куклу выбранному считалкой ребёнку. игра продолжается по той же схеме, возможно два повтора каждым. Далее считаю возможным игру прекратить, чтобы не произошло эмоционального перенасыщения и игра не надоела детям. Цель: закрепить знания народной считалки, колыбельной песни. Развивать память, речь. Воспитывать выдержку детей, терпеливо дожидаться своей очереди. Умение проговаривать считалку в определённом ритме, сопровождая её движением руки, в том же ритме Учить петь колыбельную песню, наполняя её нежностью, эмоциональностью. Дополнительная мотивация; перед разучиванием колыбельных песен целесообразно прочитать детям одну из русских народных сказок, в которой героиня убаюкивает своего преследователя колыбельной песенкой и в результате этого удаётся освободиться, вернуться к своим близким. Результат: дети закрепляют навык использования считалок в игровой деятельности. тренируются петь колыбельные песни. Приобретают уверенность в их использовании; уходят стеснение перед своими сверстниками. Особенно было приятно, когда Серёжа стал петь колыбельную, исполняя роль отца в сюжетно — ролевой игре "Семья". Аналогично можно проводить словесные игры "Моя потешка", "Моя пословица", "Моя примета", (об осени, зиме, лете, весне) и т.д.
|