Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Влияние русских — народных сказок на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Фольклор
Автор: Валиева Татьяна Александровна Борисенко Надежда Васильевна   
02.01.2025 21:48

Влияние русских — народных сказок на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.Влияние русских — народных сказок на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1 «СИБИРЯЧОК»

Практический семинар

Актуальность

Сказка – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. (К. Д. Ушинский)

Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании и развитии детей раннего дошкольного возраста. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются мультфильмами и другими многочисленными теле- и видеоматериалами. Это аргументируется тем, что маленькие дети не должны отвлекать родителей (и других взрослых) от их неотложных и сложных дел и занятий. В действительности же младший дошкольный возраст — это возраст обучения, словообращения, общения, возраст слушания сказки. Большую роль сказке отводил великий русский педагог К.Д. Ушинский.

Скачать презентацию

Он утверждал, что влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой, развивает музыкальный слух, речь, мышление, фантазию. На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь.

Цель: воспитание у детей любви к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Задачи: Образовательные:

  • Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное
  • Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты
  • Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности

Развивающие:

  • Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.)
  • Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
  • При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств

Воспитательные:

  • Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким
  • Воспитывать у детей уважение к самому себе
  • Пробуждать интерес к сказкам
  • Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.

Устное народное творчество включает большое количество жанров: сказки, пословицы, потешки, колыбельные песни… конкретно остановимся на таких жанрах, как сказки, потешки и раскроем их значение для развития младших дошкольников.

Исследования психологов показали, что народные сказки, песенки, потешки, оказывают на ребенка раннего возраста активизирующее воздействие, являются средством социализации, то есть с помощью этих жанров происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений.

Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, конкретны,

содержательны и поэтому могут служить могучим средством ознакомления с окружающим не только детей раннего возраста но и дошкольного, средством социализации.

Использование народных потешек в процессе детской жизнедеятельности, включение их в разнообразные режимные моменты благотворно влияют на общение взрослого с ребенком, поскольку они создают эмоциональный положительный фон.

Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал в плане формирования грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, так как они используют звукосочетания, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с разной интонацией.

Методы работы: словесные, наглядные, игровые.

Формы работы:

  • Чтение художественной литературы;
  • Игры – подвижные, малоподвижные, дидактические, словесные;
  • Беседы;
  • Театрализованная деятельность;
  • Работа с родителями (консультации, выставка рисунков родителей, пополнение книжного и театрального уголков).

Чтение, рассказывание потешек.

Народные песенки и потешки учат ребенка тому, чего от него ожидают:

«Зайка начал умываться...», «Водичка, водичка...», «Идет коза рогатая», Спи, усни, детка...», «Баю, баю, баюшки...», «Ай, качи, качи, качи», «Как у нашей бабушки семеро внучат» и др.

Чтение, рассказывание сказок.

«Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Беседы с детьми на духовно-нравственные темы: «Волшебные слова», «Если с другом вышел в путь», «Наступает Рождество», «Очень папочку люблю», «Любимой мамочке», «Наши верные друзья», «Мы не ссоримся», «Как вести себя в детском саду», «моя любимая семья» и др. Беседы с детьми на темы: «Наши любимые сказки», «В гостях у сказки», «В гости к сказке», «Моя любимая сказка».

Чтение сказок, потешек. Рассматривание иллюстраций, репродукций художников к произведениям.

Дидактические игры

Примеры игр: «Кто первым поздоровается», «Герой потешки», «Вежливый ручеек», «Пазлы» (по произведениям), «Добрые слова», «Принимаем гостей», «Буду послушным» и др.

Пальчиковые игры по мотивам народных сказок: «Сказки», «Репка», «Теремок», «Про курочку Рябу», «Пальчики просыпаются», «Мышки спрятались», «Белочка», «Игрушки», «По грибы», «Семья», «Дождик», «Пальчики-грибочки», «Пальчики», «Сорока-белобока».

Работа с родителями: беседы, консультации, рекомендации.

Темы:

«Секреты воспитания вежливого ребенка»,

«Мамы и папы»,

«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании»,

«Взаимосвязь духовно-нравственного воспитания и экологического»,

«Памятка для родителей» и др.

Литература:

  • Киракосян, К. Э. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей /
  • К. Э. Киракосян, Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / [Л. В. Филиппова и др. ]; Науч. ред. М. М. Безруких. — М.: *Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 287 с.
  • Шевченко, Л. В. Сказка в жизни ребёнка / Л. В. Шевченко. — Текст: электронный// nsportal. ru — URL: https: //nsportal. ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/02/17/doklad-k-pedsovetu-skazka-v-zhizni-rebyonka (дата обращения: 25. 11. 2022).
  • Ефремова, Н. В. Роль русских народных сказок в нравственно-патриотическом воспитании детей раннего возраста / Н. В. Ефремова, Е. В. Кубракова. — Текст: *непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13. 2 (460. 2). — С. 46-48. — URL: https: //moluch. ru/archive/460/98040/ (дата обращения: 11. 10. 2024).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год