Конспект занятия по парциальной программе «Наследие Югры: на пути к истокам» в старшей группе на тему «Охота. Медвежий праздник» |
Фольклор | |||
Автор: Пищалка Яна Владимировна | |||
21.01.2025 21:33 | |||
Конспект занятия по парциальной программе «Наследие Югры: на пути к истокам» в старшей группе на тему «Охота. Медвежий праздник» Составила: воспитатель, Пищалка Яна Владимировна Цель: расширить знания о животном мире Севера, повысить интерес к национальной культуре коренных народов, населяющих ХАМО-Югра через знакомство с главным охотничьим праздником. Задачи:
Тип занятия: усвоение новых знаний. Форма занятия: игровая. Продолжительность: 25 минут. Участники: дети старшей группы, воспитатели.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, заготовка из фетра, клей ПВА. Словарная работа: промысел – добывание, охота; пушной- обладающий ценным мехом; росомаха – хищное млекопитающее животное; стойбище –временное поселение кочевников; линька –процесс смены и восстановления покрова животных; угодий –участок, территория; кораль – загон для оленей. Ход занятия: Организационный момент. Воспитатель: Я рада вас видеть, ребята В нашем крае живут замечательные люди: ханты и манси. Всех людей мы можем назвать ханты. Ханты — это русский, ненец и узбек. Потому что это слово «ханты» - В переводе значит человек. Воспитатель: Мы с вами уже не раз говорили о хантах, их промыслах и их жизни. Сегодня мы поговорим подробно об одном из их промыслов. Основная часть. Рассказ воспитателя с сопровождением презентации Очень важное занятие в жизни ханты и манси — охота. Охотой занимаются весь холодный период года, когда река подо льдом. Охотничий промысел делится на мясной и пушной. Основным видом охоты является пушной промысел, основные виды добываемой пушнины — белка, лиса, заяц, бобр, реже — соболь. Охота ведётся также на росомаху, лося. Медведь для ханты — священное животное, поэтому на медведя не охотятся. Но когда медведь угрожает жизни Хантов, охотники вынуждены убить его. Они устраивают в честь небесного зверя обрядовый праздник. Убитого зверя помещают в переднем почетном углу на столе (или скамейке). На глаза кладут монеты, чтобы медведь «не видел» присутствующих на торжестве и не причинил им вреда. Перед ним ставят угощенье. Охотник, убивший медведя, садится по правую сторону от его головы, слева садится музыкант и начинается праздник. Люди в танце показывают, как они охотились, другие поют песни о жизни медведя в лесу. Представления чередовались плясками, разыгрывались сцены из повседневной жизни хантов. Этот праздник продолжался много дней. Медвежий праздник считается самым красочным праздником у народов ханты и манси. Он считается одним из древних по своему происхождению, по сохранению традиций и ритуалов. У хантов и манси нет особого дня для празднования «Медвежьего праздника». Данный праздник связан с успешной охотой на медведя. Стук в дверь Сюрпризный момент – появление Ханта-охотника Воспитатель: ой, а что это у тебя на плече? Ты охотился на медведя? Хант — охотник: да, я сам смог справиться с медведем, он угрожал моей семье, моим детям, поэтому пришлось мне справиться с ним. Ребята, пока я ходил на охоту вижу из моего корале (корале, кораль – это загон для оленей), сбежал олень, ох, что же делать? Воспитатель не переживай охотник, мы с ребятами тебе поможем, правда ребята? (Ответ детей). Хант-охотник: А как же вы мне поможете? Воспитатель: А мы сейчас проверим крепка ли у тебя была кораль, смог ли выбраться олень сам или его кто-то взял? Подвижная игра «Олень в корале» Задача: развивать ловкость, силу. Выбирается ведущий, остальные играющие становятся в круг и берутся за руки. Олень находится в кругу (корале, кораль – это загон для оленей). По сигналу оленю необходимо выбраться из круга. Для этого он, разгоняясь, врезается в цепь играющих, пытаясь ее порвать, при этом он может использовать только силу разбега. Никакие грубые приемы не разрешены. Если разорвать цепь не удается, олень должен повторить попытку еще раз. После нескольких повторений, если олень не смог выбраться из круга, то в помощь выбирают другого оленя. После того как олени освободятся, они встают в круг. Хант-охотник: ой, ребята! Я вспомнил, а ведь и вправду я оленя своему соседу дал на рыбалку съездитьк реке. Спасибо, вам ребята, что показали, как крепка моя кораль. Я буду рад рассказать вам как можно больше о нашей жизни в тайге, но я замерз и хочу развести костер в своем чуме. Воспитатель: А пока охотник будет разводить костер, предлагаю ребята вам присесть на стульчики и вспомнить о что мы знаем о чуме- жилье хантов. Перед вами внутреннее убранство чума, убранство – это как мы уже знаем что? (это украшение дома, мебель). Как вы думаете, чего там не хватает? (предположения детей) Воспитатель: чтобынайти чего там не хватает в чуме вам нужно всем вместе собрать пазлы и отгадка сама вас найдет. Собирают пазлы Дети: там не хватает семьи хантов. Воспитатель: отлично, вы молодцы! Давайте же посмотрим, чем занимается наш гость и пойдем к нему. Встают и подходят к охотнику. Хант – охотник: Ребята, чтобы пройти ко мне в чум вам нужно пройти обряд. Так просто пройти в мой чум не получится. Издревле, перед тем как зайти в чум к медведю, мы прячем лицо в маске, чтобы медведь не смог нас узнать и так участники обрядов подчёркивали, что медведь здесь — среди своих, то есть зверь и люди неделимы, также они избегали его гнева и наказания. Делаем маску для священного праздника Хант: теперь вы можете зайти ко мне в чум посмотреть на медведя. Дети смотрят инсоляцию чума, а в чуме медведя и возле него миску с конфетами, как подношение. Заключительная часть. Хант – охотник: Ребята «Медвежий праздник» продолжается у нас 4-5 дней и заканчивается играми для охотников. Приглашаю и вас посоревноваться со мной и выяснить, кто из вас самый меткий охотник? Игра «Меткий охотник» Играющие разбиваются на две команды. В каждой команде по одному макету диких животных. Макеты крепятся веревкам с обеих сторон. По сигналу каждый играющий выполняет бросок (выстрел) мячом по макету животного. Каждая команда набирает себе очки меткими «выстрелами». «Охотник», нанесший больше метких «выстрелов», считается метким охотником, и получает приз. Хант-охотник: Ребята, вам пора возвращаться к себе домой. Что интересного вы узнали сегодня? (Ответ детей). Что вы сделали на занятии? (Ответ детей).
|