Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Открытый показ занятия в старшей группе на тему «Мир старинных вещей: знакомство с жилищем, бытом русского народа».
Фольклор
Автор: Валиулина Эльмира Ринатовна   
25.01.2025 00:26

Открытый показ занятия в старшей группе на тему «Мир старинных вещей: знакомство с жилищем, бытом русского народа».Открытый показ занятия в старшей группе на тему «Мир старинных вещей: знакомство с жилищем, бытом русского народа».

Цель: знакомство детей с бытом русского народа.

Программные задачи:

  • Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта;
  • Обогатить словарь детей старинными словами, которые использовались только в быту в русской избе (ухват, чугун, горшочек)
  • Развитие связной монологической речи и коммуникативных умений при помощи народных игр.
  • Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа к народным традициям.

Скачать конспект

Предварительная работа:

  • Знакомство детей с традициями русского народного творчества: потешками, прибаутками, пословицами, чтение сказок;
  • с предметами быта, домашней утвари;
  • разучивание песен, частушек.

Оборудование и материалы:

ИКТ, предметы бытового окружения, муляж или макет русской печи, избы, тесто, свежеиспеченный хлеб для чаепития.

Ход организованной образовательной деятельности детей:

(Дети заходят в музыкальный зал под мелодию «Ах, вы сени» и встают полукругом перед гостями)

Воспитатель — хозяюшка:

Здравствуйте ребята!

Как я рада видеть вас!

Дети: здравствуйте!

Воспитатель – хозяюшка: Ребята, а давайте поздороваемся еще и с другими гостями.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель — хозяюшка: Молодцы, ребята. Я хозяюшка, приглашаю вас к себе на посиделки — с играми, да шутками и с хитрыми загадками.

Знаете ли, ребята, куда вы попали? (нет) А попали вы в далекое прошлое.

Эта дом, называется – изба. Посмотрите, как в избе моей чисто, половички постелены, на столе все прибрано, в избе тепло.

А тепло ли вам у меня? (да)

А почему у меня тепло, как вы, думаете? Ответы детей: (в избе стоит печка, когда ее истопят, в избе становится тепло)

(ребята проходят и садятся на стульчики)

Воспитатель продолжает беседу с детьми.

Воспитатель — хозяюшка: В старину главной в доме была русская печь. Затрещит мороз, завоет ветер, а у печки тепло и уютно. Обращались люди к печке, как к живой:

Ой, ты печка, сударыня,

Помоги нам боярыня.

Ты свари, испеки и спаси

В дом богатства принеси.

Воспитатель — хозяюшка: Почему люди так ласково обращались к печке, называя ее сударыней, боярыней?

Дети: Печка обогревала жилище людей, лечила, на печке можно было сушить одежду и даже в печке мыться, а еще она была деревенской кормилицей, в ней и хлеб пекли и еду готовили.

Воспитатель — хозяюшка: Ребята, а вы знаете сказки, в которых печка героям помогала? (ответы детей)

Дидактическая игра «Назови сказку, где есть печь»

«Волк и семеро козлят»

«По щучьему веленью»

«Колобок»

Воспитатель — хозяюшка: Какие вы у меня молодцы! Много сказок знаете!

Воспитатель — хозяюшка: Печь – деревенская кормилица.

Чем же могла печь накормить своих хозяев? (ответы детей)

Воспитатель — Хозяюшка: В русской печи готовили необыкновенно вкусную кашу, ароматные щи, хлеб выпекали с румяной хрустящей корочкой.

Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос слушайте мою загадку:

Он как круглая кастрюля

Он чумазый — не чистюля.

Где там в печке уголек,

Сварит кашу (чугунок)

Воспитатель — Хозяюшка: Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла. Он мог выдержать любой огонь и никогда не бился. А как же можно было достать из печи горячий чугунок?

Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Воспитатель — хозяюшка: Посмотрите, ребята, ухват – это деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.

Воспитатель — хозяюшка: Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Книзу узок, вверх широк,

это глиняный (Горшок)

Воспитатель — хозяюшка: Горшок был сделан из глины. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло.

Ребята, что то засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть.

«Игра с колокольчиком».

Цель: учить детей двигаться по кругу, импровизировать под музыку.

Ход игры: Звучит музыка. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга ребенок с колокольчиком. С началом пения идут противоходом.

Ребенок с колокольчиком поет:

С колокольчиком хожу,

На ребяток я гляжу.

Колокольчик золотой.

Кто плясать пойдет со мной?

В конце песни ребенок с колокольчиком выбирает того, с кем будет танцевать. Двое детей пляшут под любую плясовую музыку. Выбранный ребенок становится ведущим.

Воспитатель — хозяюшка: Ой, совсем забыла, у меня для вас приготовлен «Волшебный мешочек».

Дидактическая игра «Определим на ощупь».

(Дети на ощупь определяют, что находится в мешочке)

Дети: Деревянная ложка.

Воспитатель — хозяюшка: Правильно, ребята, это ложка (показ деревянной ложки). В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься.

А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

Воспитатель — хозяюшка:

Вот ложки точеные, ручки золоченые.

Хочешь – ими щи хлебай, а не хочешь – так играй!

(Дети берут ложки и играют на них под русскую народную музыку)

Воспитатель — хозяюшка: Музыканты, вы отличные!

Ребята, сегодня рано утром я замесила тесто, чтобы испечь хлеб. (показ теста.) Поможете мне испечь хлеб? (да)

(выбранный ребенок вместе с воспитателем месят готовое тесто, приговаривая:

Тесто мнем, мнем, мнем.

Тесто жмем, жмем, жмем.

Хлебушек мы испечем)

Воспитатель — хозяюшка: тесто готово, теперь его нужно поставить в печь. (воспитатель готовый хлеб ставит в печь)

Воспитатель — хозяюшка: А пока печется хлеб, мы с вами вспомним «Старинные предметы моей избы».

Какие предметы вы увидели в моей избе? (показ картинок)

Изба, Печь, Чугунок, Ухват, Горшочек, Деревянная ложка.

Воспитатель – хозяюшка: Молодцы ребята! Все вспомнили и назвали, ничего не забыли.

А вот и наш хлеб подоспел, с пылу, с жару из печи, весь румяный и горячий. Мы обязательно попробуем хлеб, когда он остынет. А пока стынет хлеб, скажите ребята, вам понравилась моя изба? (Да) А вы еще придете в гости? (Да)

Тогда, наши посиделки закончились. Вы славно потрудились, спасибо вам ребятки. До свидания, до новых встреч! В группе вас ждет вкусный ароматный хлеб, который вы испекли своими руками!

(воспитатель уводит детей в группу и угощает свежеиспеченным хлебом)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 2 (364) выйдет
19 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год