Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Открытый показ занятия в старшей группе на тему «Мир старинных вещей: знакомство с жилищем, бытом русского народа».
Фольклор
Автор: Валиулина Эльмира Ринатовна   
25.01.2025 00:26

Открытый показ занятия в старшей группе на тему «Мир старинных вещей: знакомство с жилищем, бытом русского народа».Открытый показ занятия в старшей группе на тему «Мир старинных вещей: знакомство с жилищем, бытом русского народа».

Цель: знакомство детей с бытом русского народа.

Программные задачи:

  • Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта;
  • Обогатить словарь детей старинными словами, которые использовались только в быту в русской избе (ухват, чугун, горшочек)
  • Развитие связной монологической речи и коммуникативных умений при помощи народных игр.
  • Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа к народным традициям.

Скачать конспект

Предварительная работа:

  • Знакомство детей с традициями русского народного творчества: потешками, прибаутками, пословицами, чтение сказок;
  • с предметами быта, домашней утвари;
  • разучивание песен, частушек.

Оборудование и материалы:

ИКТ, предметы бытового окружения, муляж или макет русской печи, избы, тесто, свежеиспеченный хлеб для чаепития.

Ход организованной образовательной деятельности детей:

(Дети заходят в музыкальный зал под мелодию «Ах, вы сени» и встают полукругом перед гостями)

Воспитатель — хозяюшка:

Здравствуйте ребята!

Как я рада видеть вас!

Дети: здравствуйте!

Воспитатель – хозяюшка: Ребята, а давайте поздороваемся еще и с другими гостями.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель — хозяюшка: Молодцы, ребята. Я хозяюшка, приглашаю вас к себе на посиделки — с играми, да шутками и с хитрыми загадками.

Знаете ли, ребята, куда вы попали? (нет) А попали вы в далекое прошлое.

Эта дом, называется – изба. Посмотрите, как в избе моей чисто, половички постелены, на столе все прибрано, в избе тепло.

А тепло ли вам у меня? (да)

А почему у меня тепло, как вы, думаете? Ответы детей: (в избе стоит печка, когда ее истопят, в избе становится тепло)

(ребята проходят и садятся на стульчики)

Воспитатель продолжает беседу с детьми.

Воспитатель — хозяюшка: В старину главной в доме была русская печь. Затрещит мороз, завоет ветер, а у печки тепло и уютно. Обращались люди к печке, как к живой:

Ой, ты печка, сударыня,

Помоги нам боярыня.

Ты свари, испеки и спаси

В дом богатства принеси.

Воспитатель — хозяюшка: Почему люди так ласково обращались к печке, называя ее сударыней, боярыней?

Дети: Печка обогревала жилище людей, лечила, на печке можно было сушить одежду и даже в печке мыться, а еще она была деревенской кормилицей, в ней и хлеб пекли и еду готовили.

Воспитатель — хозяюшка: Ребята, а вы знаете сказки, в которых печка героям помогала? (ответы детей)

Дидактическая игра «Назови сказку, где есть печь»

«Волк и семеро козлят»

«По щучьему веленью»

«Колобок»

Воспитатель — хозяюшка: Какие вы у меня молодцы! Много сказок знаете!

Воспитатель — хозяюшка: Печь – деревенская кормилица.

Чем же могла печь накормить своих хозяев? (ответы детей)

Воспитатель — Хозяюшка: В русской печи готовили необыкновенно вкусную кашу, ароматные щи, хлеб выпекали с румяной хрустящей корочкой.

Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос слушайте мою загадку:

Он как круглая кастрюля

Он чумазый — не чистюля.

Где там в печке уголек,

Сварит кашу (чугунок)

Воспитатель — Хозяюшка: Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла. Он мог выдержать любой огонь и никогда не бился. А как же можно было достать из печи горячий чугунок?

Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Воспитатель — хозяюшка: Посмотрите, ребята, ухват – это деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.

Воспитатель — хозяюшка: Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Книзу узок, вверх широк,

это глиняный (Горшок)

Воспитатель — хозяюшка: Горшок был сделан из глины. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло.

Ребята, что то засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть.

«Игра с колокольчиком».

Цель: учить детей двигаться по кругу, импровизировать под музыку.

Ход игры: Звучит музыка. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга ребенок с колокольчиком. С началом пения идут противоходом.

Ребенок с колокольчиком поет:

С колокольчиком хожу,

На ребяток я гляжу.

Колокольчик золотой.

Кто плясать пойдет со мной?

В конце песни ребенок с колокольчиком выбирает того, с кем будет танцевать. Двое детей пляшут под любую плясовую музыку. Выбранный ребенок становится ведущим.

Воспитатель — хозяюшка: Ой, совсем забыла, у меня для вас приготовлен «Волшебный мешочек».

Дидактическая игра «Определим на ощупь».

(Дети на ощупь определяют, что находится в мешочке)

Дети: Деревянная ложка.

Воспитатель — хозяюшка: Правильно, ребята, это ложка (показ деревянной ложки). В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься.

А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

Воспитатель — хозяюшка:

Вот ложки точеные, ручки золоченые.

Хочешь – ими щи хлебай, а не хочешь – так играй!

(Дети берут ложки и играют на них под русскую народную музыку)

Воспитатель — хозяюшка: Музыканты, вы отличные!

Ребята, сегодня рано утром я замесила тесто, чтобы испечь хлеб. (показ теста.) Поможете мне испечь хлеб? (да)

(выбранный ребенок вместе с воспитателем месят готовое тесто, приговаривая:

Тесто мнем, мнем, мнем.

Тесто жмем, жмем, жмем.

Хлебушек мы испечем)

Воспитатель — хозяюшка: тесто готово, теперь его нужно поставить в печь. (воспитатель готовый хлеб ставит в печь)

Воспитатель — хозяюшка: А пока печется хлеб, мы с вами вспомним «Старинные предметы моей избы».

Какие предметы вы увидели в моей избе? (показ картинок)

Изба, Печь, Чугунок, Ухват, Горшочек, Деревянная ложка.

Воспитатель – хозяюшка: Молодцы ребята! Все вспомнили и назвали, ничего не забыли.

А вот и наш хлеб подоспел, с пылу, с жару из печи, весь румяный и горячий. Мы обязательно попробуем хлеб, когда он остынет. А пока стынет хлеб, скажите ребята, вам понравилась моя изба? (Да) А вы еще придете в гости? (Да)

Тогда, наши посиделки закончились. Вы славно потрудились, спасибо вам ребятки. До свидания, до новых встреч! В группе вас ждет вкусный ароматный хлеб, который вы испекли своими руками!

(воспитатель уводит детей в группу и угощает свежеиспеченным хлебом)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год