Открытый показ занятия в старшей группе на тему «Мир старинных вещей: знакомство с жилищем, бытом русского народа». |
Фольклор | |||
Автор: Валиулина Эльмира Ринатовна | |||
25.01.2025 00:26 | |||
Открытый показ занятия в старшей группе на тему «Мир старинных вещей: знакомство с жилищем, бытом русского народа». Цель: знакомство детей с бытом русского народа. Программные задачи:
Предварительная работа:
Оборудование и материалы: ИКТ, предметы бытового окружения, муляж или макет русской печи, избы, тесто, свежеиспеченный хлеб для чаепития. Ход организованной образовательной деятельности детей: (Дети заходят в музыкальный зал под мелодию «Ах, вы сени» и встают полукругом перед гостями) Воспитатель — хозяюшка: Здравствуйте ребята! Как я рада видеть вас! Дети: здравствуйте! Воспитатель – хозяюшка: Ребята, а давайте поздороваемся еще и с другими гостями. Дети: Здравствуйте! Воспитатель — хозяюшка: Молодцы, ребята. Я хозяюшка, приглашаю вас к себе на посиделки — с играми, да шутками и с хитрыми загадками. Знаете ли, ребята, куда вы попали? (нет) А попали вы в далекое прошлое. Эта дом, называется – изба. Посмотрите, как в избе моей чисто, половички постелены, на столе все прибрано, в избе тепло. А тепло ли вам у меня? (да) А почему у меня тепло, как вы, думаете? Ответы детей: (в избе стоит печка, когда ее истопят, в избе становится тепло) (ребята проходят и садятся на стульчики) Воспитатель продолжает беседу с детьми. Воспитатель — хозяюшка: В старину главной в доме была русская печь. Затрещит мороз, завоет ветер, а у печки тепло и уютно. Обращались люди к печке, как к живой: Ой, ты печка, сударыня, Помоги нам боярыня. Ты свари, испеки и спаси В дом богатства принеси. Воспитатель — хозяюшка: Почему люди так ласково обращались к печке, называя ее сударыней, боярыней? Дети: Печка обогревала жилище людей, лечила, на печке можно было сушить одежду и даже в печке мыться, а еще она была деревенской кормилицей, в ней и хлеб пекли и еду готовили. Воспитатель — хозяюшка: Ребята, а вы знаете сказки, в которых печка героям помогала? (ответы детей) Дидактическая игра «Назови сказку, где есть печь» «Волк и семеро козлят» «По щучьему веленью» «Колобок» Воспитатель — хозяюшка: Какие вы у меня молодцы! Много сказок знаете! Воспитатель — хозяюшка: Печь – деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев? (ответы детей) Воспитатель — Хозяюшка: В русской печи готовили необыкновенно вкусную кашу, ароматные щи, хлеб выпекали с румяной хрустящей корочкой. Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос слушайте мою загадку: Он как круглая кастрюля Он чумазый — не чистюля. Где там в печке уголек, Сварит кашу (чугунок) Воспитатель — Хозяюшка: Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла. Он мог выдержать любой огонь и никогда не бился. А как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку. Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт (ухват) Воспитатель — хозяюшка: Посмотрите, ребята, ухват – это деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Воспитатель — хозяюшка: Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто? «Книзу узок, вверх широк, это глиняный (Горшок) Воспитатель — хозяюшка: Горшок был сделан из глины. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. Ребята, что то засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. «Игра с колокольчиком». Цель: учить детей двигаться по кругу, импровизировать под музыку. Ход игры: Звучит музыка. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга ребенок с колокольчиком. С началом пения идут противоходом. Ребенок с колокольчиком поет: С колокольчиком хожу, На ребяток я гляжу. Колокольчик золотой. Кто плясать пойдет со мной? В конце песни ребенок с колокольчиком выбирает того, с кем будет танцевать. Двое детей пляшут под любую плясовую музыку. Выбранный ребенок становится ведущим. Воспитатель — хозяюшка: Ой, совсем забыла, у меня для вас приготовлен «Волшебный мешочек». Дидактическая игра «Определим на ощупь». (Дети на ощупь определяют, что находится в мешочке) Дети: Деревянная ложка. Воспитатель — хозяюшка: Правильно, ребята, это ложка (показ деревянной ложки). В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом. Воспитатель — хозяюшка: Вот ложки точеные, ручки золоченые. Хочешь – ими щи хлебай, а не хочешь – так играй! (Дети берут ложки и играют на них под русскую народную музыку) Воспитатель — хозяюшка: Музыканты, вы отличные! Ребята, сегодня рано утром я замесила тесто, чтобы испечь хлеб. (показ теста.) Поможете мне испечь хлеб? (да) (выбранный ребенок вместе с воспитателем месят готовое тесто, приговаривая: Тесто мнем, мнем, мнем. Тесто жмем, жмем, жмем. Хлебушек мы испечем) Воспитатель — хозяюшка: тесто готово, теперь его нужно поставить в печь. (воспитатель готовый хлеб ставит в печь) Воспитатель — хозяюшка: А пока печется хлеб, мы с вами вспомним «Старинные предметы моей избы». Какие предметы вы увидели в моей избе? (показ картинок) Изба, Печь, Чугунок, Ухват, Горшочек, Деревянная ложка. Воспитатель – хозяюшка: Молодцы ребята! Все вспомнили и назвали, ничего не забыли. А вот и наш хлеб подоспел, с пылу, с жару из печи, весь румяный и горячий. Мы обязательно попробуем хлеб, когда он остынет. А пока стынет хлеб, скажите ребята, вам понравилась моя изба? (Да) А вы еще придете в гости? (Да) Тогда, наши посиделки закончились. Вы славно потрудились, спасибо вам ребятки. До свидания, до новых встреч! В группе вас ждет вкусный ароматный хлеб, который вы испекли своими руками! (воспитатель уводит детей в группу и угощает свежеиспеченным хлебом)
|