Родное слово – живая национальная культура |
Фольклор | |||
Автор: Григорова Лариса Александровна | |||
13.02.2025 15:43 | |||
Воспитатель Григорова Лариса Александровна МБДОУ «Детский сад № 300» г.о. Самара Русский язык – основа всей нашей духовной культуры, наш бесценный дар. Мы многим ему обязаны. Он даёт нам возможность приобщиться к богатой, многовековой культуре населяющих Россию народов, узнать всё об окружающей нас жизни. Речевое развитие дошкольника признаётся средством для овладения основами общения, как частью культурного наследия нации. Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра – естественное состояние дошкольника, наиболее эффективная форма обучения. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Выполняя функцию обучения, игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению и закреплению знаний. Использование игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала. Поэтому на занятиях по речевому развитию мы с ребятами играем в различные игры. Игра «Четвёртый лишний». В ходе этой игры дети учатся классифицировать предметы. В игре «Узнай по описанию» воспитанники учатся составлять описательные загадки о предметах (красный, сладкий, растёт на дереве, гладкий). Игра «Мой. Моя. Моё. Мои». В этой игре, закрепляем умение пользоваться притяжательными местоимениями, и разделять слова по родовым признакам. Игра «Закончи предложение» — в этой игре упражняем в умении употреблять нужное слово в определённом падеже, так, чтобы предложение имело смысл (домой доберусь на…). В игре «Кто, что делает?» — мы закрепляем умение употреблять глаголы в профессиональных действиях людей (повар — готовит, учитель – учит, воспитатель – воспитывает). В игре «Назови одним словом» дети учатся устанавливать сходства, и различи предметов по существенным признакам, в процессе игры закрепляется знание слов – обобщений. Наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи. Мы уделяем большое внимание чтению русских народных сказок, пословиц, потешек, считалок – всё это помогает воспитанникам осваивать родную речь. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первое впечатление о ней. Совместно с родителями в нашей группе появились альбомы с русскими народными потешками, поговорками. Создали подиум и костюмерную для того, чтобы дети и в свободной игровой деятельности ставили короткие мини – постановки собственного сочинения. В этой деятельности у воспитанников развивается способность к монологической и диалогической речи. В такие моменты, даже самый застенчивый ребёнок, раскрывает свои таланты, раскрепощается. В группе есть магнитофон, есть подборка русского песенного фольклора. В Музыкальном Центре у нас имеются русские народные инструменты: бубны, трещотки, бубенцы, мини – аккордеон». Костюмерная пополнилась русскими народными костюмами: сарафаны, косоворотки, картузы, кокошники. Вся перечисленная атрибутика, является вспомогательным материалом для развития речевых навыков детей. В продолжение темы приобщения детей к русскому народному фольклору, в группе созданы мини – музеи: ложки, русской матрёшки, русский самовар» Воспитанники обыгрывают сцены из народного быта. Например: игра «Поспел наш самовар». Все атрибуты находятся в открытом доступе. Таким образом, наша деятельность направлена на приобщение детей к нашей национальной культуре через игровую деятельность.
|