Культурное наследие в сердце ребенка через моделирование игрового пространства |
Фольклор | |
Автор: Мирошкина Екатерина Евгеньевна | |
04.05.2025 06:51 | |
Мирошкина Екатерина Евгеньевна, старший воспитатель ГБДОУ детского сада № 16 Петродворцового района Санкт-Петербурга Народная культура способна возродить преемственность поколений, передать современным детям нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. А что может быть интереснее и значимее для ребенка – дошкольника? Конечно же, игра. «Игра — в значительной степени основа всей человеческой культуры» — высказывание Анатолия Васильевича Луначарского, советского государственного деятеля, писателя, искусствоведа. Игра – это способ, позволяющий войти в состояние открытого «живого восприятия». Луначарский считал, чтоигра есть прекрасный инструмент не только коммуникации, но и обучения новому, обретения и развития полезных навыков.
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала». Высказывание Ж.Пиаже обозначает конструирование как настоящую лабораторию идей, где каждый ребенок – инженер, дизайнер и художник одновременно. Как через игру можно зажечь искру любви к родной культуре, памяти предков, нашей истории? Как сделать так, чтобы история и традиции стали для детей не просто «энциклопедией», а «живой» частью их детского мира? Одной из важных задач педагогов является знакомство детей с особым миром нашего прошлого, которое предполагает создание соответствующей образовательной среды в группах: детей окружают предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, созидания, формирующие представления и впечатления о добре, храбрости, трудолюбии. Через использование видов фольклора мы приобщаем детей к общечеловеческим нравственным ценностям. Региональный компонент предполагает ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Культура живет, пока ее помнят. И любят. Любовь рождается в сердце – через руки. Играющие детские руки. В нашем детском саду есть уютное игровое пространство – центр конструирования «Бабашки». Конструктор «Бабашки» — эффективный инструмент для интеграции традиционных ценностей в дошкольное образование. Он сочетает игровые методы с культурным просвещением, создавая условия для гармоничного развития личности в рамках российской идентичности. Почему «Бабашки»? Ресурс методики «Пространственное моделирование» очень велик, охватывает все пять образовательные области. В процессе конструирования формируются такие качества, как инициатива, самостоятельность, сотрудничество, дружба, трудолюбие, организованность. Совместная деятельность учит дружить и договариваться. Навыки сотрудничества в процессе конструирования демонстрируют традицию общего труда, которая погружает детей в прошлое Руси, показывая, что такоеколлектив и идея взаимопомощи, когда в итоге сплоченной работы получается общий результат. Когда-то давным-давно на Руси существовал обряд под названием «помочи». Это был своеобразный коллективный труд, когда соседи собирались вместе для помощи друг другу — например, для строительства дома. Этот древний обычай, видимо, стал прообразом современных форм взаимодействия и коммуникации. Моделирование из конструктора «Бабашки» стало для нассвязующим звеном между прошлым и настоящим, средством воспитания и обучения. Моделируя игровое пространство и проживая в нем собственные впечатления, «Бабашки» помогают нам сохранить культурный код прошлого для нашего настоящего. Свобода творчества дает детям воспринимать прошлое, добавляя собственную фантазию, соединяя тем самым народные традиции с настоящими детскими идеями. Работа с детскими впечатлениями и актуализация детских представлений, эмоции, полученные в игре, дают больше, чем просто факты, показывают и поддерживают «живой» интерес к истории и культуре. Праздники выполняют важную роль в культуре и традициях. Они служат не только поводом для веселья, но и выполняют множество социальных, культурных и духовных функций. Праздники как традиция помогают нам сохранять связь с историей, культурой и друг с другом. Они создают уникальную праздничную атмосферу, наполненную радостью, уважением к обычаям и традициям, а также возможностью общения и бытия в обществе: Новый год, Международный женский день. Есть праздник, который воспринимается с особой теплотой и искренностью, трепетным ожиданием и воспоминаниями. Особенная дата, которая отмечает годовщину рождения человека. Этот день празднуется как личный праздник, со своими индивидуальными традициями и обычаями. Многие в нашей стране придерживаются традиции провожать зиму и встречать весну, посещая масленичные гуляния. Атмосфера праздника оставляет яркие воспоминания и впечатления у детей. В детском саду традиционно проходят праздничные мероприятия, дети имеют особенную возможность активно двигаться, общаться, а потом преобразовывать игровое пространство и играть в нем. Говоря о приобщении к литературному творчеству, мы формируем у детей интерес к художественной литературе, представления о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях в ней. Образовательное пространство группы наполняется предметами иматериалами для поддержкидетского любопытства. Работа с текстом приводит к более глубокому пониманию его основных событий, к прослеживанию и выстраиванию «логики» действий. Стихи Агнии Барто получили неожиданное продолжение: например, для того, чтобы Бычок не упал, дети построили ему устойчивый мост с лестницей и фонарями, а для самолета, который дети смастерили из бросового материала, построили взлетную полосу с освещением. «Муха – Цокотуха». Детская поэма, написанная Чуковским в 1928 году. Интересное и увлекательное произведение за счет рифм и забавных ситуаций. Чтение произведения переходит в моделирование по тексту как воплощение прочитанного в пространство. Трансформация в игровую деятельность. В рамках тематической недели, посвященной Всемирному дню театра, дети вспоминали, что такое театр, большая и малая сцена, говорили о театральных профессиях. Результатом огромной предварительной работы стало создание собственного театра, где дети смогли представить свою театральную постановку. Для этого были подготовлены «артисты», построены сцены, придуман сценарий… Зрители готовы, аплодисменты и … занавес! Понятие «Архитектура», как вид искусства, раскрывается через формирование интереса к разнообразным зданиям и сооружениям, особенностям архитектурных и инженерных решений. Архитектура формирует наше окружение и влияет на наше восприятие мира. Например, через проектную деятельность мы знакомим детей с русской избой, обсуждаем ее особенности и функции, сравниваем с современными домами и сказочными теремами, рассматривая такие аспекты, как используемые материалы и технологии строительства, эстетика и комфорт. «Погружение» в культурное пространство Петербурга: знакомство с родным городом помогает детям понять свою культурную и историческую идентичность. Личный визуальный опыт детей с родителями, виртуальные экскурсии и презентации, чтение художественной литературы и рассматривание энциклопедий, актуализация детского опыта и реализация детского замысла – например, моделирование по наблюдению «Петропавловская крепость». «Мосты Санкт-Петербурга». Прежде чем построить мост, дети знакомятся с рядом ключевых понятий из различных областей знаний: структурная устойчивость конструкции (понятие опоры, нагрузки, равновесия, безопасности при строительстве и эксплуатации), эстетика (основы дизайна, формы, украшения), физика (сила, трение, гравитация и как они влияют на конструкцию моста), инженерия (процесс проектирования, планирования этапов строительства и результат, как командная работа влияет на общий результат). Приобщая детей к архитектуре, мы отрываем детям мир творчества, позволяя им сделать открытия, понять, как искусство и наука могут сосуществовать и влиять на наш быт. «Бабашки» — это не просто конструктор, а «мостик» между прошлым и будущим. Через приобретенный опыт, впечатления, творчество и игру дети усваивают ценности предков, учатся гордиться своей культурой и сохраняют ее в своих сердцах. Это инвестиция в то, чтобы традиции не были просто шаблонами, а оставались «живой» частью повседневности дошкольников. Культурное наследие – это «живая» нить, которая связывает поколения. Давайте поможем детям ухватиться за эту нить через игру, творчество и радость открытий! «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский) Пока дети играют в прошлое – они сохраняют его для своего будущего!
|