Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование народного орнамента в воспитатеьно образовательной работе с детьми дошкольного возраста.
Фольклор
Автор: Кудря Елена Петровна   
15.05.2025 18:34

Использование народного орнамента в воспитатеьно образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Использование народного орнамента в воспитатеьно образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

Воспитание подрастающего поколения в России включает как основную задачу патриотическое воспитание. У детей формируют чувство гордости за Россию, нерушимую братскую дружбу между народами и национальностями, населяющими нашу Родину.

Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает самобытность, гениальность народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера-смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм.

В воспитательно образовательной работе я использую технику народного орнамента. Я знакомлю детей с лучшими образцами народного орнамента, провожу экскурсии в музей казачьего быта, беседую с детьми об искусстве того или иного народа населяющего нашу страну, связывая все это с необходимостью решения основных задач эстетического, трудового и патриотического воспитания. Привлекаю родителей посещать вместе с детьми выставки народного творчества, ярмарки. Полученные знания и умения дошкольники учатся активно применять на занятиях по аппликации, рисованию, в самостоятельной художественной деятельности.

 

При подготовке наглядных пособий для ознакомления детей с орнаментальным творчеством того или иного народа я ставлю и решаю задачу, как можно полнее и разнообразнее отобразить специфические черты народного искусства, показать многообразие вариантов композиционного решения узоров. На занятиях можно использовать фотографии, презентации, зарисовки, выполненные в нескольких вариантах цветовых и композиционных решений. Знакомить детей с народным орнаментом можно по литературным источникам, просмотром мультфильмов.

Размещение наглядности на занятии согласуется с формой его проведения. Мне нравится проводить занятия в форме сюжетных игр: «Выставка народного творчества», «Сувенирный магазин», «Музей народного творчества». Планировать проведение игры желательно после посещения музея, просмотра презентации.

В ознакомлении с народным искусством большое значение имеют детские книги, рассказывающие о жизни народов нашей страны. Это ярко выражено в народных сказках, песнях, стихах, прибаутках. Правильный отбор книг, чтение и рассматривание их иллюстрацийявляется важным средством воспитания интереса к искусству, обычаям того или иного народа.

Дошкольникам можно также показать слайды, в которых представлены различные изделия, предметы национального костюма с характерными очертаниями и узорами.

Рассматривание и анализ образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала способствует запоминанию детьми очертаний народного орнамента, его композиционного строя и колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов. Как отмечает Б.М. Неменский, "необходимо привязать

ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры" своего народа.

Это обусловливает необходимость более глубокого изучения

воспитателем творческого опыта народных мастеров.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антонов, В.П. Альбом «Народные художественные промыслы России». — М.: -2005. -200с
  2. Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву М.: Наука, -2011. — 35с
  3. Орлова Л.В. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства — Хохломская роспись». М, Мозаика-синтез. -45с.
  4. Емельянова, Т.И. Золотая Хохлома. Альбом. – М. Интербук-бизнес, 2009. -300с.
  5. Неменский, Б.М и др. Изобразительное искусство и художественный труд 14.
  6. Орлова, Л.В. Рабочая тетрадь «Хохломская роспись». — М.: Мозаика –Синтез, -2010. -50с.
  7. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях — Ростов – на – Дону «Феникс» — 2002г. -115с.
  8. Косогоров Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. В. Косогорова, Л. В. Неретива., — М.: Издательский центр «Академия», — 2012. — 224 с.: ил, с. цв. вкл. — Сер. (Бакалавриат). -200с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 17 (379) выйдет
13 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год