Использование народного орнамента в воспитатеьно образовательной работе с детьми дошкольного возраста. |
Фольклор | |
Автор: Кудря Елена Петровна | |
15.05.2025 18:34 | |
Воспитание подрастающего поколения в России включает как основную задачу патриотическое воспитание. У детей формируют чувство гордости за Россию, нерушимую братскую дружбу между народами и национальностями, населяющими нашу Родину. Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает самобытность, гениальность народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера-смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм. В воспитательно образовательной работе я использую технику народного орнамента. Я знакомлю детей с лучшими образцами народного орнамента, провожу экскурсии в музей казачьего быта, беседую с детьми об искусстве того или иного народа населяющего нашу страну, связывая все это с необходимостью решения основных задач эстетического, трудового и патриотического воспитания. Привлекаю родителей посещать вместе с детьми выставки народного творчества, ярмарки. Полученные знания и умения дошкольники учатся активно применять на занятиях по аппликации, рисованию, в самостоятельной художественной деятельности.
При подготовке наглядных пособий для ознакомления детей с орнаментальным творчеством того или иного народа я ставлю и решаю задачу, как можно полнее и разнообразнее отобразить специфические черты народного искусства, показать многообразие вариантов композиционного решения узоров. На занятиях можно использовать фотографии, презентации, зарисовки, выполненные в нескольких вариантах цветовых и композиционных решений. Знакомить детей с народным орнаментом можно по литературным источникам, просмотром мультфильмов. Размещение наглядности на занятии согласуется с формой его проведения. Мне нравится проводить занятия в форме сюжетных игр: «Выставка народного творчества», «Сувенирный магазин», «Музей народного творчества». Планировать проведение игры желательно после посещения музея, просмотра презентации. В ознакомлении с народным искусством большое значение имеют детские книги, рассказывающие о жизни народов нашей страны. Это ярко выражено в народных сказках, песнях, стихах, прибаутках. Правильный отбор книг, чтение и рассматривание их иллюстрацийявляется важным средством воспитания интереса к искусству, обычаям того или иного народа. Дошкольникам можно также показать слайды, в которых представлены различные изделия, предметы национального костюма с характерными очертаниями и узорами. Рассматривание и анализ образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала способствует запоминанию детьми очертаний народного орнамента, его композиционного строя и колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов. Как отмечает Б.М. Неменский, "необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры" своего народа. Это обусловливает необходимость более глубокого изучения воспитателем творческого опыта народных мастеров. ЛИТЕРАТУРА
|