«Приобщение дошкольников к истокам этнокультуры» |
Фольклор | |||
Автор: Бондарь Любовь Николаевна | |||
20.05.2025 20:42 | |||
Дошкольный возраст — важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей, предметов, природы и общественным миром. Особое место принадлежит национальной культуре и прежде всего культуре того края, в которой протекает жизнь ребенка. Консультация для родителей «Приобщение дошкольниковк истокам этнокультуры» Дошкольный возраст — важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей, предметов, природы и общественным миром. Особое место принадлежит национальной культуре и прежде всего культуре того края, в которой протекает жизнь ребенка.
В области коми национальной культуры одним из первых обществ, подвергнутые детальному изучению является народное жилище. Своеобразие крестьянских жилых построек Коми выражается в односкатности кровли избы, в шестиоконности переднего фасада, в отсутствии украшений. Однообразие темных бревенчатых стен нарушается ярко-белыми окнами, окрашенными белилами. В обстановке городского и сельского дома оставались общие черты: тканые половики на полу, деревянная посуда на полках, скамьи вдоль стен. Вещи, как правило все самодельные, произведенные кустарным способом. Исследуется и традиционная одежда. Мужской костюм в 18в. состоял из длинной холщевой рубахи на выпуск, подпоясанный ремнем или поясом, холщевыхштанов заправленных в шерстяные чулки. Верхней одеждой служили кафтан и зипун, а зимой- овчинная шуба. На голову надевали войлочный колпак или овчинную шапку. Женская одежда была разнообразна. Повседневная одежда состояла из холщевой рубахи с заборами, широкими рукавами, крашеного сарафана и короткой распашной кофты. Женщины так же носили овчинные шубы. На ногах как мужчины, так и женщины носили шерстяные чулки, кожаные коты, сапоги, валенки, лапти. При ознакомлении с одеждой акцентируется внимание детей также по материалам, из которых она изготовлена (лен, шерсть, мех). При ознакомлении детей с посудой, предметами труда, обращаем внимание детей на наиболее распространенные материалы, которые используются при изготовлении (дерево, береста, глина). Наиболее распространенным материалом для изготовления предметов домашней утвари являлось дерево. По технологии исполнения посуду и другую утварь можно разделить на долбленую, плетеную, сшитую и бондарную. Чаще других использовалась береза. Из нее вырезали ложки, солонки, веретена, блюда, чаши. Из бересты плели кузова, пестерни; делали тулки для кваса и пива, умывальники. Большое количество предметов хозяйственного обихода изготовлялись из прутьев: сита, люльки, корзины, хлебницы, шкатулки. Разнообразны были бондарные изделия: кадки, ведра, бочонки, кружки. Специалисты бондари были в каждом селе. Олений мех для производства утвари применялся главным образом ижемцами. С предметами быта Коми народа, национальной одеждой дети знакомятся в Коми избе, которая имеется у нас в д/с. Традиционная пища Коми включала мясные, рыбные и растительные продукты. Мясо использовалось в свежем, соленом, сушеном и мороженом виде. Главным образом для приготовления супов. Рыбу хранили в соленом и сушеном виде. Из рыбы готовили рыбный пирог, каждый был обязательным блюдом во всех торжественных случаях. Праздничным изделием были пельмени. Из овощей ели редьку, репу, капусту. Широко использовались молочные продукты. Важным подспорьем были дикорастущие ягоды; напитками служили — квас, березовый сок, чай, грибы, но нередко заменяли его листьями черники, брусники, плодами шиповника. Давние традиции имеют охота и рыболовство в Коми. Охота в настоящее время носит преимущественно любительский характер, рыболовство является популярным занятием и в настоящее время. Растущий человек не может жить без игры. любой народ в течении многовековой своей истории отображал для воспитания подрастающего поколения такие игры, в которых отражались весь его опыт и повседневная практика. Почти каждая игра начиналась с жеребьевки, чтобы справедливо установить очередность игровых действий и распределить игровые роли. Жеребьевка производится различными способами, но чаще всего при помощи считалок. Главное богатство — считалок- это их ритмика, богатство звуковых пожаров и забавных созвучий. Считалки- очень древний жанр фольклора, большей частью легли слова в них либо утратили свой первоначальный смысл, либо изначально употреблялись в искаженной форме и поэтому их невозможно перевести с одного языка на другой, поэтому их оставили без перевода. Коми подвижные игры просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов. В художественно- изобразительной деятельности дети отбирают доступные средства выразительности для реализации своего замысла. Побуждаем детей отображать эпизоды Коми сказок, быта, труда людей Севера, учить составлять узоры по мотивам Коми фольклора. Дети знакомятся с произведениями живописи художников Коми и скульпторами лестных мастеров малых ферм (из камня, кости, дерева); с предметами быта, украшенными орнаментом Коми (вышивка, ткачество); посудой (из бересты, дерево), керамики; игрушками из меха. Воспитываем любовь и интерес к музыке Коми. Дети акцентируют содержание песен и хороводов, передавая национальные образы человека Коми: охотника, рыбака, оленевода, сказочных персонажей (Пера Богатырь, Вöрса, Гундырь, Бурморт и др.). Ведется работа по обучению игре на настольных инструментах. При чтении рассказов, в беседах закрепление представления детей о жизни людей в городе и в селе, воспитываем любовь к Коми краю, чувство национальной гордости. В процессе ухода за растениями, животными во время прогулок воспитываем гуманное бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, взрослый должен прежде всего сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям особо выделять то, что характерно только для данной личности. Любой край, город, даже небольшие села неповторимы. Везде есть особенные его жителям тропинки, деревья, дома, улицы, памятники старины, неповторимые люди. Это артисты, спортсмены, художники, поэты и обязательно есть люди, прославившие свой край трудом.
|