Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс «Национальные блюда Мордовии»
Фольклор
Автор: Леонтьева Елена Павловна Шаляева Нина Ивановна   
20.10.2025 18:18

Мастер-класс «Национальные блюда Мордовии»Мастер-класс «Национальные блюда Мордовии»

(Данный мастер-класс, сначала был проведён с коллегами на педагогическом часу)

Цель: ознакомление детей с национальной кухней мордовского народа.

Задачи: дать воспитанникам представление о национальных блюдах; формировать у детей широкую, целостную картину мира, расширять кругозоро национальноймордовской кухне; развивать логическое мышление, внимание, память; Возрождение и сохранение традиций мордовской культуры; воспитывать у детей уважение к традициям мордовского народа и народов других стран.

Словарная работа: «Поза» — квас, «Лапшевник» — крахмальная лапша, «Суроньпачалксеть» — пшённые блины, «Якстерька» — свёкла, «Ал» — ал.

 

Материалы и оборудование: Дерево Дуб, лавочки, коврики, сундуки – синий, красный, зелёный. Изба мордовская, печка, сахарная свёкла, квас, яйца, курятник, курочки несушки в гнёздах, лапшевник, блины, варенье, мёд, салфетки. Посуда на количество участников.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

Воспитатель: Шумбратадовечкевиксоят! Я рада вас приветствовать сегодня на своем мастер классе.

Для участия в нем мне понадобится 5 – 6 человек. Желающие выходите пожалуйста ко мне. (Участники выходят).

Воспитатель: Подходите к великому и могучему мордовскому дереву — ЭчкеТумо. Вставайте в круг. Сегодня, я хочу вам предложить, отправится в увлекательное путешествие, по районам нашей республики. Кто знает, в какой республике мы живем?

Ответы детей: Мордовия.

Воспитатель: Верно, а как называется наш город?

Ответы детей: Саранск.

Воспитатель: правильно, в нашей республике много разных районов и каждый район славится своими традициями, мастерством и умением готовить национальные мордовские блюда по особому рецепту, которое они передают из поколения в поколение. Хотите познакомится с некоторыми из них?

Ответы: да.

Воспитатель: тогда дружно отправляемся в наше путешествие.

Воспитатель подводит участников к дорожкам. Раскатывает дорожку – полотно.

По дорожке мы идем и с пути мы не свернем, в Ардатовский район придём, сундук красный мы найдём.

Встают полукругом около сундука.

Воспитатель: Посмотрим, что же находится в сундуке, отгадайте-ка вы загадку. (Загадка про свёклу)

Говорят, на вкус и цвет,

Никаких подружек нет.

Но она для всех мила,

И полезна и вкусна.

К сентябрю земля намокла,

Мы выкапываем …

(Свекла)

Ответы:

Воспитатель: сейчас проверим, Лена открывай сундук, посмотри, что там внутри.

Достают свеклу.

Воспитатель: правильно, это свекла. У нас в Мордовии в Ардатовском районе, выращивают самую сладкую и полезную свеклу. На мордовском языкесвёклу называют «якстерька». Повторим все вместе.

Инд. раб.

А вот что из нее готовят мы узнаем, посетив мордовскую избу. Давайте зайдем в нее, и присядем на скамейку.

Воспитатель с участниками проходит в избу, садятся.

Стол, скамейки, половички, прялка, кувшин, гармонь, салфетки, чугунок, свекла свежая, сушеная.

Воспитатель: молодцы, а вы знаете где растет свекла?

Дети: В огороде, на грядке.

Воспитатель: правильно, свекла — это овощ, фрукт, а может быть ягода?

Дети: Овощ.

Воспитатель: Какие блюда можно приготовить из свёклы?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А я хочу познакомить вас с сахарной свёклой и с мордовским национальным напитком свекольным квасом. На мордовском языке квас – «Поза». Ёе готовят из сахарной свеклы. По вкусу напиток напоминает квас, который мы покупаем в магазине.

Позу готовили на каждый большой праздник. А если хозяйка не ленилась, то и в будни пили позу. Поза не только утоляет жажду, но и сытна. Так и говорят о ней: много выпьешь — мало съешь! Поза и в радости — свадьбе, и в горести — тризне — всегда была в чести.

Поднимая чащу с позой, говорили: "Мордовскую позу пьёшь — здоровье наживешь!»

Для приготовления кваса нам нужна сушёная свекла – сушат её в мордовской печке. Посмотрите, как она выглядит. Можно попробовать ее. (Дать попробовать свеклу – сушенную.)

Дети пробуют на вкус.

Воспитатель: Ребята, какой вкус у свёклы?

Ответы: Сладкий.

Воспитатель: Верно, затем, нам нужна тёплая вода и сахар. Когда сахар растворится, добавляем сушёную свёклу. (Воспитатель показывает процесс приготовления).

Квас должен постоять три дня в теплом месте. (Воспитатель убирает кувшин под стол, и достает оттуда готовый квас).

Когда квасбудет готов, его можно пить. Хотите попробовать и утолить жажду позой?

Ответы:

Воспитатель: аещё из кваса делают летний суп — окрошку.

Ну, а нам пора отправляться дальше.

Встают подходят к сундуку. Воспитатель подводит участников к дорожкам. Раскатывает дорожку – полотно.

Воспитатель: По дорожке мы идем и с пути мы не свернем, в Чамзинский район придём, сундук синий мы найдём. А чтобы узнать, что в синем сундуке, нужно отгадать загадку.

Хрупкий белый домик,

Но внутри не гномик.

Там цыпленочек живет

Вылупится скоро в срок.

Как же домик называют?

Думаю, ответ все знают.

Дети: Яйцо.

Воспитатель: сейчас проверим, Катя открывай сундук, посмотри, что там внутри.

Достают яйцо

Воспитатель: правильно, это яйцо. На эрзянском языке яйцо – «Ал». Повторите вместе.

Дети: дети повторяют. Индивидуальные ответы.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда берутся яйца?

Дети: В магазине, снесла курица, из деревни.

Воспитатель: Унас в Чамзинскомрайоне находится самая большая птицефабрика, на которой птицы несут яйца, которые собирают и привозят в магазин. И сегодня у нас с вами есть возможность отправиться на птичий двор чтобы самим попробовать собрать яйца.

Дети подходят к птичьему двору. Телега с сеном, гнезда (скамейки), курицы, корзинки для яиц, скамейки. Печка, лапша (в сыром виде), пустая пачка сливочного масла, яйца.

Воспитатель: ребята, посмотрите птица яйца несут в гнездах. Для того, чтобы собрать их, нужно убедиться, что птицы нет в гнезде. И аккуратно собрать яйцо в корзину. Воспитатель показывает.

Воспитатель: посмотрите, какое яйцо снесла к нашему приходу курочка. А теперь вы попробуйте собрать яйца.

Дети собирают, звучит фонограмма кудахтанья птиц.

Воспитатель: какие молодцы, полную корзину яиц собрали! Кто помнит, как называют яйцо на эрзянском языке?

Ответы: Ал.

Воспитатель: Теперь проходите, садитесь на скамейки.

Садятся на скамейки около птичьего двора.

Воспитатель: держит в руках корзину с яйцами. Ребята, а что можно приготовить из яиц?

Ответы: яичницу, омлет.

Воспитатель: все верно, а я хочу вам рассказать онациональном мордовском блюде, которое любят и малыши, и взрослые. Называется оно – «Лапшевник».

Для его приготовления нужна крахмальная лапша, молоко, сливочное масло и много яиц. Блюдо является очень простым и вкусным! Давайте посмотрим, как его готовят.

Видео презентация.

Воспитатель: Хотите попробовать это мордовское блюдо?

Ответы:

Воспитатель подходит к печке, берёт чугун с лапшевником.

Воспитатель: Угощайтесь гости дорогие. Приятного аппетита! (Ярсадопаромельсэ!)

Гости угощаются.

Воспитатель: вкусно? Это блюдо, обладает особенным вкусом, так как готовят её в чугунке и в печке. Вспомните, как оно называется?

ОтветыЛапшевник.

Воспитатель: А нам пора отправляться дальше.

Встают, подходят к сундуку. Воспитатель подводит участников к дорожкам. Раскатывает дорожку – полотно.

По дорожке мы идем и с пути мы не свернем, в Старошайговский район придём, сундук зелёный мы найдём. Чтобы узнать, что в нём лежит, нужно отгадать загадку.

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны.

Ответы: мука.

Воспитатель: сейчас проверим, Валя открывай сундук, посмотри, что там внутри.

Достают муку

Воспитатель: правильно, это мука. А вы знаете откуда берут муку?

Ответы:

Воспитатель: выращивают зерно, его перемалывают на мельницах и получают муку. В Старошайговском районе в этом году убрали очень много зерна. Что составило более 100 тысяч тонн — это рекордный показатель для района. На мордовском языке мука будет «почт».

Воспитатель: Верно, как думаете, что можно приготовить из муки?

Ответы: булки, хлеб, пирожное, пироги.

Воспитатель: Есть ещё одно любимое блюдо мордвы – пшённые блины, которые выпекаются очень толстыми. Их едят с молоком, сметаной, коровьим маслом. На эрзянском языке их называют – «Суроньпачалксеть».

Воспитатель: приглашаю всех в гости на «Суроньпачалксеть». Присаживайтесь гости дорогие, угощайтесь, не стесняйтесь.

Садятся за столы. На столах самовар с баранками, сушками. Чашки с чаем, варенье, блины, пшено, мука, сахар, соль, дрожжи. Салфетки.

А пока вы пробуете, я вам расскажу секрет приготовления блинов. Нам понадобится пшеничная мука, пшено (воспитатель показывает), сахар, соль, дрожжи, молоко, вода. Готовится опара из пшеничной муки, сахара и дрожжей, замачивают пшено. Когда опара осядет, в нее кладут яйца, добавляют сахар и остальную муку. Замешанное тесто ставят в теплое место на 2-3 часа для брожения. Когда тесто поднимется добавляем соль и вливаем крутой кипяток. Даём постоять 10-15 минут и затем выпекают. Блины выпекают на хорошо разогретой сковороде, смазанной маслом. Подают блины с топлённым маслом, с мёдом, со сметаной.

Раньше блины выпекались в печке.

Воспитатель: И вы гости дорогие угощайтесь.

Угощает зрителей. Вадрястоярсадо!

Воспитатель: все отведали мордовских блинов? Теперь вытирайте руки, да расскажите мне в каких районах Мордовии мы с вами побывали и что попробовали?

Ответы: В Чамзинском.

ИТОГ

Воспитатель: Верно, что мытам делали?

Дети: Ели Лапшевник.

Воспитатель: Правильно, а что ещё мы ели?

Дети: Блины.

Воспитатель: Верно, а каком районе мы ели блины?

Дети: В Старошайговском.

Воспитатель: Правильно, в каком районе мы пили квас?

Дети: В Ардатовском.

Воспитатель: Как называется квас, на мордовском языке?

Дети: Поза.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ну вот и закончилось, наше с вами путешествие, ну а нам пора прощаться, в путь дорогу собираться.

Воспитатель подводит участников к дорожкам. Раскатывает дорожку – полотно. Возвращаются к дубу.

Воспитатель: Спасибо вам за путешествие, в следующий раз, мы посетим другие районы нашей Мордовии. Вастомазонок!

Литература

  1. Всё о Мордовии. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997. С. 264-268.
  2. Корнишина Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования. — Саранск, 2000;
  3. Мордовская кухня: / [сост. С.С. Маркова]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2008.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 40 (402) выйдет
29 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год