| Мастер-класс «Национальные блюда Мордовии» |
| Фольклор | |||
| Автор: Леонтьева Елена Павловна Шаляева Нина Ивановна | |||
| 20.10.2025 18:18 | |||
|
(Данный мастер-класс, сначала был проведён с коллегами на педагогическом часу) Цель: ознакомление детей с национальной кухней мордовского народа. Задачи: дать воспитанникам представление о национальных блюдах; формировать у детей широкую, целостную картину мира, расширять кругозоро национальноймордовской кухне; развивать логическое мышление, внимание, память; Возрождение и сохранение традиций мордовской культуры; воспитывать у детей уважение к традициям мордовского народа и народов других стран. Словарная работа: «Поза» — квас, «Лапшевник» — крахмальная лапша, «Суроньпачалксеть» — пшённые блины, «Якстерька» — свёкла, «Ал» — ал.
Материалы и оборудование: Дерево Дуб, лавочки, коврики, сундуки – синий, красный, зелёный. Изба мордовская, печка, сахарная свёкла, квас, яйца, курятник, курочки несушки в гнёздах, лапшевник, блины, варенье, мёд, салфетки. Посуда на количество участников. ХОД МАСТЕР-КЛАССА: Воспитатель: Шумбратадовечкевиксоят! Я рада вас приветствовать сегодня на своем мастер классе. Для участия в нем мне понадобится 5 – 6 человек. Желающие выходите пожалуйста ко мне. (Участники выходят). Воспитатель: Подходите к великому и могучему мордовскому дереву — ЭчкеТумо. Вставайте в круг. Сегодня, я хочу вам предложить, отправится в увлекательное путешествие, по районам нашей республики. Кто знает, в какой республике мы живем? Ответы детей: Мордовия. Воспитатель: Верно, а как называется наш город? Ответы детей: Саранск. Воспитатель: правильно, в нашей республике много разных районов и каждый район славится своими традициями, мастерством и умением готовить национальные мордовские блюда по особому рецепту, которое они передают из поколения в поколение. Хотите познакомится с некоторыми из них? Ответы: да. Воспитатель: тогда дружно отправляемся в наше путешествие. Воспитатель подводит участников к дорожкам. Раскатывает дорожку – полотно. По дорожке мы идем и с пути мы не свернем, в Ардатовский район придём, сундук красный мы найдём. Встают полукругом около сундука. Воспитатель: Посмотрим, что же находится в сундуке, отгадайте-ка вы загадку. (Загадка про свёклу) Говорят, на вкус и цвет, Никаких подружек нет. Но она для всех мила, И полезна и вкусна. К сентябрю земля намокла, Мы выкапываем … (Свекла) Ответы: Воспитатель: сейчас проверим, Лена открывай сундук, посмотри, что там внутри. Достают свеклу. Воспитатель: правильно, это свекла. У нас в Мордовии в Ардатовском районе, выращивают самую сладкую и полезную свеклу. На мордовском языкесвёклу называют «якстерька». Повторим все вместе. Инд. раб. А вот что из нее готовят мы узнаем, посетив мордовскую избу. Давайте зайдем в нее, и присядем на скамейку. Воспитатель с участниками проходит в избу, садятся. Стол, скамейки, половички, прялка, кувшин, гармонь, салфетки, чугунок, свекла свежая, сушеная. Воспитатель: молодцы, а вы знаете где растет свекла? Дети: В огороде, на грядке. Воспитатель: правильно, свекла — это овощ, фрукт, а может быть ягода? Дети: Овощ. Воспитатель: Какие блюда можно приготовить из свёклы? Дети: ответы детей. Воспитатель: А я хочу познакомить вас с сахарной свёклой и с мордовским национальным напитком свекольным квасом. На мордовском языке квас – «Поза». Ёе готовят из сахарной свеклы. По вкусу напиток напоминает квас, который мы покупаем в магазине. Позу готовили на каждый большой праздник. А если хозяйка не ленилась, то и в будни пили позу. Поза не только утоляет жажду, но и сытна. Так и говорят о ней: много выпьешь — мало съешь! Поза и в радости — свадьбе, и в горести — тризне — всегда была в чести. Поднимая чащу с позой, говорили: "Мордовскую позу пьёшь — здоровье наживешь!» Для приготовления кваса нам нужна сушёная свекла – сушат её в мордовской печке. Посмотрите, как она выглядит. Можно попробовать ее. (Дать попробовать свеклу – сушенную.) Дети пробуют на вкус. Воспитатель: Ребята, какой вкус у свёклы? Ответы: Сладкий. Воспитатель: Верно, затем, нам нужна тёплая вода и сахар. Когда сахар растворится, добавляем сушёную свёклу. (Воспитатель показывает процесс приготовления). Квас должен постоять три дня в теплом месте. (Воспитатель убирает кувшин под стол, и достает оттуда готовый квас). Когда квасбудет готов, его можно пить. Хотите попробовать и утолить жажду позой? Ответы: Воспитатель: аещё из кваса делают летний суп — окрошку. Ну, а нам пора отправляться дальше. Встают подходят к сундуку. Воспитатель подводит участников к дорожкам. Раскатывает дорожку – полотно. Воспитатель: По дорожке мы идем и с пути мы не свернем, в Чамзинский район придём, сундук синий мы найдём. А чтобы узнать, что в синем сундуке, нужно отгадать загадку. Хрупкий белый домик, Но внутри не гномик. Там цыпленочек живет Вылупится скоро в срок. Как же домик называют? Думаю, ответ все знают. Дети: Яйцо. Воспитатель: сейчас проверим, Катя открывай сундук, посмотри, что там внутри. Достают яйцо Воспитатель: правильно, это яйцо. На эрзянском языке яйцо – «Ал». Повторите вместе. Дети: дети повторяют. Индивидуальные ответы. Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда берутся яйца? Дети: В магазине, снесла курица, из деревни. Воспитатель: Унас в Чамзинскомрайоне находится самая большая птицефабрика, на которой птицы несут яйца, которые собирают и привозят в магазин. И сегодня у нас с вами есть возможность отправиться на птичий двор чтобы самим попробовать собрать яйца. Дети подходят к птичьему двору. Телега с сеном, гнезда (скамейки), курицы, корзинки для яиц, скамейки. Печка, лапша (в сыром виде), пустая пачка сливочного масла, яйца. Воспитатель: ребята, посмотрите птица яйца несут в гнездах. Для того, чтобы собрать их, нужно убедиться, что птицы нет в гнезде. И аккуратно собрать яйцо в корзину. Воспитатель показывает. Воспитатель: посмотрите, какое яйцо снесла к нашему приходу курочка. А теперь вы попробуйте собрать яйца. Дети собирают, звучит фонограмма кудахтанья птиц. Воспитатель: какие молодцы, полную корзину яиц собрали! Кто помнит, как называют яйцо на эрзянском языке? Ответы: Ал. Воспитатель: Теперь проходите, садитесь на скамейки. Садятся на скамейки около птичьего двора. Воспитатель: держит в руках корзину с яйцами. Ребята, а что можно приготовить из яиц? Ответы: яичницу, омлет. Воспитатель: все верно, а я хочу вам рассказать онациональном мордовском блюде, которое любят и малыши, и взрослые. Называется оно – «Лапшевник». Для его приготовления нужна крахмальная лапша, молоко, сливочное масло и много яиц. Блюдо является очень простым и вкусным! Давайте посмотрим, как его готовят. Видео презентация. Воспитатель: Хотите попробовать это мордовское блюдо? Ответы: Воспитатель подходит к печке, берёт чугун с лапшевником. Воспитатель: Угощайтесь гости дорогие. Приятного аппетита! (Ярсадопаромельсэ!) Гости угощаются. Воспитатель: вкусно? Это блюдо, обладает особенным вкусом, так как готовят её в чугунке и в печке. Вспомните, как оно называется? ОтветыЛапшевник. Воспитатель: А нам пора отправляться дальше. Встают, подходят к сундуку. Воспитатель подводит участников к дорожкам. Раскатывает дорожку – полотно. По дорожке мы идем и с пути мы не свернем, в Старошайговский район придём, сундук зелёный мы найдём. Чтобы узнать, что в нём лежит, нужно отгадать загадку. Из меня пекут ватрушки, И оладьи, и блины. Если делаете тесто, Положить меня должны. Ответы: мука. Воспитатель: сейчас проверим, Валя открывай сундук, посмотри, что там внутри. Достают муку Воспитатель: правильно, это мука. А вы знаете откуда берут муку? Ответы: Воспитатель: выращивают зерно, его перемалывают на мельницах и получают муку. В Старошайговском районе в этом году убрали очень много зерна. Что составило более 100 тысяч тонн — это рекордный показатель для района. На мордовском языке мука будет «почт». Воспитатель: Верно, как думаете, что можно приготовить из муки? Ответы: булки, хлеб, пирожное, пироги. Воспитатель: Есть ещё одно любимое блюдо мордвы – пшённые блины, которые выпекаются очень толстыми. Их едят с молоком, сметаной, коровьим маслом. На эрзянском языке их называют – «Суроньпачалксеть». Воспитатель: приглашаю всех в гости на «Суроньпачалксеть». Присаживайтесь гости дорогие, угощайтесь, не стесняйтесь. Садятся за столы. На столах самовар с баранками, сушками. Чашки с чаем, варенье, блины, пшено, мука, сахар, соль, дрожжи. Салфетки. А пока вы пробуете, я вам расскажу секрет приготовления блинов. Нам понадобится пшеничная мука, пшено (воспитатель показывает), сахар, соль, дрожжи, молоко, вода. Готовится опара из пшеничной муки, сахара и дрожжей, замачивают пшено. Когда опара осядет, в нее кладут яйца, добавляют сахар и остальную муку. Замешанное тесто ставят в теплое место на 2-3 часа для брожения. Когда тесто поднимется добавляем соль и вливаем крутой кипяток. Даём постоять 10-15 минут и затем выпекают. Блины выпекают на хорошо разогретой сковороде, смазанной маслом. Подают блины с топлённым маслом, с мёдом, со сметаной. Раньше блины выпекались в печке. Воспитатель: И вы гости дорогие угощайтесь. Угощает зрителей. Вадрястоярсадо! Воспитатель: все отведали мордовских блинов? Теперь вытирайте руки, да расскажите мне в каких районах Мордовии мы с вами побывали и что попробовали? Ответы: В Чамзинском. ИТОГ Воспитатель: Верно, что мытам делали? Дети: Ели Лапшевник. Воспитатель: Правильно, а что ещё мы ели? Дети: Блины. Воспитатель: Верно, а каком районе мы ели блины? Дети: В Старошайговском. Воспитатель: Правильно, в каком районе мы пили квас? Дети: В Ардатовском. Воспитатель: Как называется квас, на мордовском языке? Дети: Поза. Дети: ответы детей. Воспитатель: Ну вот и закончилось, наше с вами путешествие, ну а нам пора прощаться, в путь дорогу собираться. Воспитатель подводит участников к дорожкам. Раскатывает дорожку – полотно. Возвращаются к дубу. Воспитатель: Спасибо вам за путешествие, в следующий раз, мы посетим другие районы нашей Мордовии. Вастомазонок! Литература
|



Мастер-класс «Национальные блюда Мордовии»








