Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития
Обучение грамоте
Автор: Шевченко Оксана Анатольевна   
10.11.2019 10:24

Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развитияИспользование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития

Слайд №1

Я хочу поделиться своим опытом работы по использованию методики обучения чтению А. Н. Зайцева в работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

Те, кто работает такими детьми знают, что к задержке психического развития приводят много причин и проявляется она у каждого ребёнка по разному, но есть и схожие черты- практически все дети испытывают значительные трудности в учебе из – за повышенной утомляемости, неустойчивого внимания, плохой памяти, недостаточного уровня развития мышления и речи. У детей с задержкой психического развития замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности.

 

Скачать презентацию

Используя фонемный метод обучения, который предусмотрен программой «Подготовки к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией Шевченко, я обратила внимание на стойкие неуспехи некоторых детей. Они с трудом усваивали навыки звукобуквенного анализа и синтеза, для них оказались просто недоступными такие понятия как «гласный звук», «твердый — мягкий звук», слово, предложение и т.д. которые относятся к абстрактно-символическим понятиям.

Слайд №2

Это подтолкнуло меня к поиску альтернативных путей решения возникших трудностей. Про методику Зайцева (более известную как «кубики Зайцева») мне было известно давно. Первая версия кубиков Зайцева была выпущена еще в 1988 году. Отличительная особенностью методики Зайцева заключается в том, что она не предполагает обучения в традиционном понимании. Дети свободно передвигаются, поют и играют, требования к звукослоговому анализу минимальны и основная опора делается на анализаторы. При обучении задействуются сразу несколько чувств: слух, зрение и осязание. Дети не учат буквы – поют склады. Не производят звукобуквенный анализ – строят башни и поезда. Не выписывают палочки и крючочки – а «пишут» целые слова, пусть и не на бумаге. Обучение происходит как бы, между прочим.

Слайд №3

Основная стратегия обучения чтению по методике Зайцева — ПУТЬ К ЧТЕНИЮ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ПИСЬМО. А письмо — это превращение звуков в знаки.

Главный принцип обучения чтению по этой методике – складовый. Складовый принцип чтения положил в основу своей азбуки Лев Николаевич Толстой.

Дидактическое оформление методики Зайцева включает в себя 4 компонента:

  • кубики
  • таблицы
  • складовые картинки
  • пособие "Пишу красиво"

Слайд №4

Кубики Зайцева в количестве 54 штук сделаны, как и таблицы по складовому принципу, различаются по: наполнителю (звуку), размеру, весу, цвету.

Слайд №5

Вместе с кубиками в комплект входят таблицы с изображением кубиков в определенном порядке. Чтение (пение) может происходить в вертикальной и в горизонтальной плоскости, на мотивы разных детских мелодий.

Слайд №6

Таблицы и кубики Зайцева располагаются в кабинете или группе, причем все кубики выкладываются на стол сразу, а таблицы висят на стене, примерно, на уровне головы педагога. Таблицы располагаются так высоко для профилактики нарушений зрения и осанки детей.

Слайд №7

Помимо таблиц и кубиков Зайцева в комплект входят складовые картинки. Которые представляют собой карточки с изображением предмета и с написанным печатными буквами его названием.

Слайд №8

С обратной стороны карточек нет рисунка, а только его название. Слова на складовых картинках написаны таким образом, что ударный склад выделен черным цветом. В настоящее время выпущено несколько тематических серий.

Слайд №9

При помощи пособия Зайцева "Пишу красиво" дети овладевают навыком начертания печатных букв. Пособие состоит из карт, где каждая буква разложена на элементы, а стрелки указывают направление исполнения элементов.

Работать по методике Зайцева с детьми я начала в прошлом году.

Слайд №10-13

На первоначальном этапе я знакомила детей с кубиками, привлекала их внимание к таблицам, развивала умения манипулировать кубиками, следить за моими действиями и выполнять инструкции. С первых же минут работы у детей проснулся интерес к обучению. В этот момент начинается координированная работа системы анализаторов, что позволяет развивать ощущение звуковой стороны речи.

Слайд №14-16

Следующий этап обучения стал основным, мы учились самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, чувствовать длину слова, ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов, знакомились с понятиями “ударение” и “заглавная буква”.

Слайд №17-18-

По складовым картинкам дети работали как под руководством педагога так и самостоятельно.

Благодаря тому, что у кубиков Зайцева множество признаков, а в работе с таблицами используются приемы пропевания и ритмических движений, познавательная активность детей оставалась высокой.

На завершающем этапе мы, выкладываем из кубиков короткие беспредложные фразы, читаем их, активно пользуемся заглавной буквой, продолжаем контролировать расстояние между словами, ставим точки в конце предложения. На этом же этапе дети начали обучаться начертанию букв по пособию Зайцева «Пишу красиво». Я использую его в большей мере при индивидуальной работе с детьми, чьи графомоторные навыки недостаточно сформированы. Этот этап работы может длиться до тех пор, пока дети овладеют навыком свободного чтения незнакомых слов.

Я не стремлюсь научить читать всех детей, методика Зайцева — это своего рода этап коррекционной работы, который, отличается от традиционной подхода.

В дальнейшем уделяется больше внимания ориентированию на листе бумаги в клетку; письму печатными буквами в тетради в клетку; закреплению знаний о некоторых знаках препинания и составлению схем слов и предложений. То есть с детьми мы сначала нарабатываем практические навыки, под которые в последствии подводятся абстрактные понятия (слог, слово, звук, предложение).

Работая по методике Зайцева, я решаю те же коррекционно – развивающие задачи, что и при традиционном обучении:

  • Развитие речевого дыхания и органов артикуляции- при пропевании и проговаривании складов.
  • Развитие фонематического слуха и таких операций как фонематический анализ и синтез (на уровне склада, то есть сочетания согласный + гласный) при манипуляции с кубиками.
  • Автоматизация и дифференциация звуков.
  • Развитие зрительно-моторной координации – при «написании» слов по картинке.
  • Развитие словаря.
  • Закрепление навыков словообразования и словоизменения.
  • Частичная коррекция поведенческих и психологических нарушений.

Я считаю, что мои старания не пропадут даром, опыт работы с буквами и звуками пригодиться моим детям и в школе, облегчат их путь к дальнейшему обучению. Ведь это и есть моя основная задача. При работе с материалом Зайцева активизируется максимальное количество мозговых центров.. Происходит формирование как раз тех связей, которые необходимы для чтения и письма.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год