Обучение детей дошкольного возраста грамоте по средством дидактических игр с применением конструктора ТИКО «Грамматика». |
Обучение грамоте | |
Автор: Бредюк Юлия Владимировна | |
18.02.2025 17:15 | |
Бредюк Юлия Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 7» Аннотация. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного возраста. В настоящее время работа с дошкольниками нужно учитывать большие требования от современных школ к детям, поступающим в первый класс. Умение читать негласно считается обязательным для первоклашки, ведь в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3 месяцев). Поэтому читающие дети чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе. Интерес детей к чтению и социальный заказ родителей ведет педагогов к изучению и расширению знаний о методиках обучения чтению в детском саду. По ним педагог составляет рабочую программу, выстраивает ход учебно-воспитательного процесса по образовательному направлению.
На сегодняшний день, для занятий с детьми по обучению грамоте идеально подходит такая инновационная разработка, как конструктор ТИКО «Грамматика», он отвечает всем требованиям ФГОС ДО. Позволяет сочетать обучение с игрой. Игровые упражнения с использованием конструктора ТИКО «Грамматика» позволяют детям ненавязчиво, в увлекательной форме охарактеризовать звук, найти букву, составить слог, слово с использованием звуковой схемы. Конструктор ТИКО развивает у детей мелкую моторику, мышление, фонематическое восприятие, способность к звуковому анализу и синтезу, пространственную ориентацию. К тому же он позволяет заменить уйму раздаточного материала для проведения звукобуквенного анализа. В процессе занятий физическое соединение (сцепление) руками двух квадратов с буквами в одно целое, в одну «дорожку», помогает детям перейти к слитному чтению не только слогов, но и слов, тем самым, несомненно, повышает у дошкольников мотивацию к обучению. Из плюсов применения конструктора ТИКО на занятиях по обучению грамоте можно выделить то, что дети научатся работать в парах, группах, что сформирует навык сотрудничества. Они освоят принцип работы по алгоритму и образцу, что значительно облегчит процесс обучения и пригодится в школе, дети лучше усвоят учебный материал, приобретут практические навыки самостоятельной деятельности. Для детей важно, чтобы результаты их деятельности можно было наглядно продемонстрировать. Это повышает самооценку и положительно влияет на учебную мотивацию. А также занятия с конструктором оказывают большое влияние на развитие головного мозга, мышления, поскольку задействованы тонкие движения пальцев рук. Минус в том, что для занятий с ТИКО, требуется много времени, поэтому на занятии можно провести одно упражнение или игру, поэтому лучше проводить игры в вечернее время или дополнительно вести кружок. Учитывая, что современные дети перенасыщены информацией, необходимо строить процесс обучения так, чтобы он был занимательным, развивающим, деятельным. Таким образом, деятельность с ТИКО конструктором обеспечивает включение педагога и детей в увлекательную, творческую деятельность- позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь, заинтересовывает ребёнка, концентрирует внимание и ненавязчиво осуществляются поставленные педагогом развивающие обучающие задачи. ФГОС требует от воспитателя переосмысление и переоценку своей деятельности. Необходимо создать условия для проявления способностей каждого ребенка, помочь раскрытию личного потенциала дошкольника. Ведь дошкольник — это увлечённый исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Литература
Коллектив авторов: Н.М. Карпова, И.В. Логинова, Т.Н. Николаева, М.Н. Кириллова, С.А. Андреева, В.С. Тармышова, С.В. Горцева, С.Г. Петрова; 2012г – 68с. ООО НПО «РАНТИС» Россия, Санкт- Петербург, ул. Зверинская, 42 4. http: //www. tico-rantis. ru/games_and_activities/doshkolnik/ — интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.) 5. Электронный ресурс: www. tico-rantis. ru 6. http: //www. tico-rantis. ru/games_and_activities/ 7. Логинова Ирина Викторовна, автор инновационной образовательной технологии ТИКО-моделирование. Приложение к статье Игровые упжненя на храктиристику звука Игра магазин. Цель: учиться определять первый звук в словах, находить соответствующую букву. Оборудование: 5-10 предметов (Товар), буквы (валюта), на которые начинаются названия этих предметы (из конструктора ТИКО). Игра «Собери слова из букв» (Составь своё имя) Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки. Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика». Задача: Перед каждым ребёнком лежат буквы в разнобой, например, О Т С Л. Ребёнку необходимо собрать буквы так, чтобы получилось слово, например, СТОЛ. Можно использовать опорную картинку, чтобы ребенок быстрей собрал слово.
|