Основная часть
2.1.Закрепление представлений о неречевых звуках. Развитие слухового внимания. Употребление родительного падежа существительных.
- Сегодня я предлагаю вам отправиться на приём к доктору. Представьте себе, что мы идём по городу и слышим вокруг себя различные звуки.
- Звуки – слышим.
Педагог вывешивает на доску соответствующую пиктограмму.
- Назовите, звук чего или кого вы услышали?
- Как мы называем звуки, которые не являются речью человека?
2.2. Сообщение темы. Формирование умения давать характеристику звука по акустическим и артикуляционным признакам.
- Мы зашли в больницу. На приёме у доктора мальчик Андрюша. У Андрюши заболело горло.
- Как вы думаете, о чём доктор попросил мальчика?
- Правильно, доктор попросил мальчика открыть рот и сказать звук А.
- Звуки – произносят.
Педагог вывешивает соответствующую пиктограмму на доску.
- Сегодня мы познакомимся со звуком А и раскроем его секреты.
- Посмотрите в зеркало и произнесите звук А.
Примечание: при отсутствии индивидуальных зеркал дети смотрят на своего соседа справа или слева.
- Обратите внимание, что делает рот, когда мы произносим звук А?
- Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук А ещё раз.
- Что вы почувствовали на ладони?
- Воздух проходил свободно или встречал преграду?
- Если при произнесении звука воздух не встречает преграды и проходит свободно, то он называется «гласным».
Перед детьми выставляется опорная схема №1.
- Звук А какой?
- Почему мы его так называем?
2.3. Развитие навыков интонационного модулирования голоса. Развитие навыков фонематического восприятия.
- Гласные звукиголосистые. Вместе с ними хорошо петьпесни. И мы споём звук А! Помогут нам в этом Андрюшины игрушки, которые он берёт с собой, когда идёт в больницу.(слайд №5)
- Если вы увидите мишку, пойте звук А низким, грустным голосом и растирайте щёки кулачками. Если увидите мышку – высоким, весёлым голосом и растирайте щёки ладонями.
Примечание: в этом упражнении можно использовать игрушки или карточки из демонстрационного материала.
1 этап: задание выполняется с опорой на картинки.
2 этап: заданий выполняется с опорой на слух.
- Теперь обратите внимание на щёки своего соседа. Какими они стали?
- И звук А мы будем обозначать кругом красного цвета. Таким же красным, как ваши щёки и наш Звуковичок.
Педагог демонстрирует смайлик красного цвета на палочке и раздаёт Звуковичков детям.
2.4. Формирование навыков фонематического анализа: выделение заданного звука из ряда изолированных звуков, слогов, слов.
- Возьмите Звуковичка в правую руку. Прижмите локоть к столу. Поднимите Звуковичка вверх, как только услышите гласный звук А.
* А, А, И, У, А, О, А …
* Ик, ап, ам, ой, ай, оп, …
- Доктор дал Андрюше такой совет: «Чтобы меньше болеть, нужно есть как можно больше фруктов с витамином А».(Слайд №6)
- Помогитедоктору составить список фруктов. Выберите только такие фрукты, в названии которых есть звук А.
.
2.5. Физ.минутка. Снятие напряжения с мышц, вызванного длительным нахождением в статичной позе.
- Доктор говорит, что ежедневная зарядка – лучший способ укрепления здоровья.
- На зарядку становись!
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка!
2.6. Формирование навыков фонематического анализа: осуществление позиционного анализа.
- Если Андрюша будет соблюдать все рекомендации доктора, он очень быстро поправится. Тогда он сможет пойти в гости к друзьям. Давайте познакомимся с друзьями мальчика и узнаем, где они живут.
- Положите перед собой домик для звуков. Покажите, где у дома начало, где середина, где конец.
- В этом доме живут мальчики: Антон, Артём и Арсений.
- Давайте узнаем, в каком подъезде живёт Антон. Назовите первый звук в слове Антон.
- Как вы думаете, если звук первый, где он живёт: в начале в середине или в конце?
- Обозначьте место звука А в домике кружком красного цвета. Здесь и живёт Антон.
- Это Артём. Назовите первый звук в слове Артём.
- Где живёт звук А в слове Артём? Обозначьте место звука А в домике.
- Это Арсений. Где живёт звук А в слове Арсений? Почему?
- Обозначьте место звука А в домике.
2.7. Знакомство с буквой А. Формирование понятия «буква».Развитие конструктивного праксиса и навыков зрительно-моторной координации.
- Когда Андрюша уходил от врача, он дал ему список полезных фруктов. Посмотрел мальчик на этот список и ничего не понял. Как вы думаете почему?
- Верно, он не умеет читать. А чтобы научиться читать, ему нужно познакомиться с буквами. Буква – это дом, в котором живёт звук.
- Как вы думаете, какой звук мы сегодня поселим в букву?
- Это буква А.
Педагог демонстрирует заглавную букву.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
- На что на похожа буква А?
- Давайте напишем букву в воздухе. Поднимите правую руку вверх и поставьте в воздухе точку. От этой точки ведите линию вниз влево. Верните указательный палец на точку. Теперь ведите линию вниз вправо. Поставьте палец на середину левого столбика. Теперь ведите линию слева направо к середине правого столбика.
- Какая буква у нас получилась?
- Это заглавная буква А. У неё есть младшая сестрёнка.
Педагог демонстрирует строчную букву а.
- Это строчная буква А.
- Мы видим буквы.
Педагог вывешивает на доску соответствующий символ-пикограмму.
- Сравните, чем похожи и чем отличаются эти буквы?
- Будем конструировать букву А из палочек.
Перед детьми лежат палочки.
- Приступаем к работе.
|