Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Обучение грамоте
Автор: Прусакова Наталья Петровна Немыкина Юлия Олеговна Мельникова Светлана Петровна   
04.08.2025 15:29

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

  • Прусакова Наталья Петровна, учитель-логопед,
  • Немыкина Юлия Олеговна, педагог-психолог,
  • Мельникова Светлана Петровна, тьютор,

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п.Томаровка Яковлевского муниципального округа»

Детям дошкольного возраста с ФФНР трудно понять, что такое звук, слог, слово, предложение. При объяснении детям-логопатам этих абстрактных понятий требуется подкрепление иллюстративным материалом. Применение занимательной наглядности в работе учителя-логопеда по обучению грамоте дошкольников с ФФНР это залог успешности усвоения получаемых знаний.

 

Главенствующей задачей в процессе обучения грамоте становится формирование у дошкольников общего ориентирования в звуковой структуре языка, обучение детей звуковому анализу слова, т.е. определению следования звуков в слове, пониманию смылоразличительной функции звука, его основных характеристик. Детям с ФФНР трудно овладеть звуковым анализом, только произнося слова. Поэтому целесообразно использование разнообразных средств, позволяющих воспринимать информацию зрительно, визуально.

Знакомство со звуками речи начинаем с наблюдений за положением органов артикуляции в момент произнесения звука, с соотнесения кинестетических ощущений детей с речевыми профилями укладов звуков. И только после этого можно вводить символы, характеризующие данный звук. Девочка в красном платье – картинка- символ гласного звука, девочка в синем платье – картинка-символ твердого согласного звука, девочка в зеленом платье – картинка-символ мягкого согласного звука, картинка «ушко» – глухой согласный звук, картинка «колокольчик» – звонкий согласный звук. Такие общепринятые обозначения звуков цветными кружочками можно подкрепить и дополнительной опорой на артикуляцию звука. В красном кружочке, символе гласного звука, можно разместить «улыбку» для звука А, «трубочку» – для звука У, «кружок» – для звука О и т.д.

Использование такого наглядного материала хорошо применимо на всех этапах работы по изучению звуков речи: в изолированном произношении звуков, в составлении звуковых схем и слогов, в определении позиции того или иного звука в слове, в подборе картинок к зашифрованным словам. В данном виде работы мы идем от простого к сложному. Сначала ребенку предлагается выбрать картинку, подходящую к схеме. В дальнейшем суть задания усложняется путем добавления картинок и схем. В процессе обучения воспитанников звуковому анализу и синтезу слов оптимально использование игр, в ходе которых выделяется начальный звук из слов-названий картинок, из выделенных звуков в указанной очередности составляется слово. Такой вид работы для детей носит экспериментальный характер, зарождает интерес к родному языку.

Создание игровых ситуаций как нельзя лучше помогает успешному выполнению заданий. Например, детям предлагается картинка «Пароход». На бортах судна есть схемы слов, в которых звуки обозначены цветными фишками. В корзинке находятся картинки с изображением фруктов. Ребенок определяет, какие фрукты «доставил» пароход (по соответствию названий имеющимся звуковым схемам). Можно предложить воспитанникам назвать (используя игровой наглядный материал), что они увидели на лесной полянке (по зрительной опоре на картинный материал «Лес»), какие вещи мама «купила в магазине», какие «животные проживают» в вольерах зоопарка.

Хорошо использовать пособие «Поезд» с целью определения позиции указанного звука в слове. Слова находятся «в вагонах»: в первом вагоне звук – в начале слова, во втором вагоне- звук на второй позиции и т.д. В интерактивном комплексе «Лого-7» в разделе «Логострана»«Горы звукопроизношения» размещены игровые материалы: «Звуки», «Анализ», «Слова», «Синтез», способствующие усвоению навыков звукового анализа состава слов. Применение мультимедийных пособий занимательно, интересно детям, что в свою очередь способствует быстрейшему осознанию и усвоению учебного материала.

Для выделения заданного звука детям можно предложить и задания с использованием приема накладывания карточек- картинок. Ребенок находит картинку с заданным звуком, определяет его позицию в слове, дублирует выполненное задание на звуко-аналитической линейке с помощью фишек-символов.

В заданиях на дифференциацию звуков, дети выделяют предметы и группируют звуки по определенным признакам: по твердости-мягкости, глухости- звонкости, заменяемости звуков или смешиванию. Для этой работы хорошо применимы парные карточки «Мерсибо» «Слушай, называй».

Важная роль отводится наглядному материалу и в процессе работы с детьми над делением слова по слогам. Здесь желательно использовать слуховые, зрительные, кинестетические анализаторы. Так в упражнении «Грузовик» слово «отхлопываем» по слогам, опираясь на наличие гласного звука в слоге, в «грузовик» «загружаем» столько «мешков», сколько слогов в слове. Так к условиям настольно-печатной игры «Мы шагаем в магазин» добавляем, к примеру, еще и такое. Детям предлагается название каждого «товара» разделить на слоги. Сколько слогов, столько «монет» стоит «товар». Широко используем и игровые упражнения интерактивного комплекса «Лого-7» разделов «Океан лексики», «Джунгли фонематики» (игры «Валентность», «Слоги», «Расставь слоги», «Конструктор», «Составь слово из слогов»).

Переходя к знакомству с буквами, как нельзя лучше связать фонетический образ звука со зрительным. Детям нравится лепить буквы из пластилина, рисовать кинестетическим песком, макаронами, семенами растений, цветными камушками, ракушками, конструировать буквы на изографе, работать по заданиям прописей.

Проводя активную работу по обогащению лексического запаса посредством ознакомления детей с понятиями «слова-предметы», «слова-признаки», «слова-действия», не забываем о предлогах. Используем настольно-печатные игры «Первые предложения», игры на флешносителе «Мерсибо»: «Бежит-лежит», «Дискотека», «Кто за кем», «Кто что делает на рынке», «Рюкзак туриста», «Невнимательный художник». Попутно с усвоением лексико-синтаксических отношений слов в предложении ведем работу по составлению схем с использованием счетных палочек, линеек, цветных ленточек и т.д. Весь учебный материал включаем в игровые ситуации. Ведь в дошкольном возрасте игра дает ребенку возможность самовыразиться, проверить себя. Игровая ситуация требует коммуникативности, способствует сенсорному и умственному развитию, предполагает практическое использование ранее изученного материала. А для детей с ФФНР является одним из основных требований в работе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 30 (392) выйдет
17 августа 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год