Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Презентация "Развитие грамматического строя"
Обучение грамоте
Автор: Марина Сергеевна Сергиенко   
25.03.2014 19:28

Презентация Развитие грамматического строяГрамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

 

ГБДОУ №69 Красносельский район г. Санкт-Петербург
Подготовила:
учитель-логопед
Сергиенко М.С.

Скачать презентацию

Развитие лексико-грамматических категорий является неотъемлемой частью развития связной речи
В норме к 6 – 7 годам у детей сформированы
Умение пользоваться фразовой речью;
Умение работать с предложением;
Правильно строить простые предложения;
Видеть связь слов в предложениях;
Распространять предложения второстепенными и однородными членами;
Работать с деформированным предложением;
Самостоятельно находить и устранять ошибки;
Составлять предложения по опорным словам и картинкам.

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразовании

Синтаксическая система - умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.

Нарушения лексики
Незнание названий многих предметов и их частей.
Преобладание слов с конкретным значением, трудности в усвоении слов с абстрактным значением.
Отсутствие обобщающих слов.
Отсутствие глаголов, обозначающих способы передвижения животных.
Замена приставочных глаголов бесприставочными.
Употребление незначительного количества слов, обозначающих признаки предмета.
Не подбирают синонимы, антонимы, редко используют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека.
Ограниченное количество наречий
Неточное употребление слов.
Преобладание пассивного словаря над активным.
Недостаточность сформированности семантических полей.

Нарушения словоизменения и словообразования
Искажения в употреблении падежей.
Нарушения в построении предложно-падежных конструкций.
Нарушения в построении словосочетаний: наречие «много» + существительное.
Неправильное согласование существительных и числительных.
Неправильное согласование существительных и прилагательных.
Недостаточность функции словообразования.

Нарушения синтаксической структуры речевого высказывания
Преобладание простых нераспространённых предложений.
Распространённые предложения отличаются однообразием, чаще включает прямое дополнение (Мальчик ест конфету.), иногда –обстоятельство места (Дети идут в школу.).
В самостоятельной речи имеют место фрагментарные предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо того и другого.
Нарушения структуры предложения.
Роль окружающих в развитии речи
Овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приёмом выступают вопросы воспитателя:
"Почему? ",
"Зачем? ",
"Что было бы, если… ".
Одним из путей совершенствования синтаксического строя речи является решение детьми разных проблемных ситуаций - загадывание и отгадывание загадок, объяснение пословиц и поговорок.
Важное место занимает ознакомление детей со способами образования названий:
детенышей животный,
предметов посуды,
профессия,
рода деятельности людей.
Много новых слов ребенок образует от усвоенных ранее, опираясь на известные ему значения корня и других морфем (приставки, суффикса, окончания). Законы сочетания морфем он соблюдает сначала инстинктивно, а потом и осознанно.


Игры с мячом
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Из чего? »
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам;

«Длинный или короткий?»
Цель: обогащение словаря словами-антонимами, употребление в речи.
У зайца длинные уши, а у медведя короткие
У лисы длинный хвост, а у зайца короткий
У медведя короткий хвост, а у белки длинный

«Слова наоборот»
Цель: обогащение словаря словами-антонимами, употребление в речи.

Дидактические игры
Цель: учить образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.
.

«Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

«Фантастический зверь»
Цель: упражнять в образовании притяжательных
прилагательных;
в составлении простых
распространенных
предложений.

«Дерево родственных слов»
Цель: учить образовывать однокоренные слова.

«Чего не хватает? »
Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.

«Накорми животное»
Цель: Закрепление форм дательного падежа
«Один - много»
«Два и пять»
Цель: познакомить ребенка с числительными два и пять, научить согласовывать существительные с числительными, употреблять их в речи.

«Почини сломанные игрушки»
Цель: Закрепление форм
именительного и
родительного падежа.


«Великан, человек и лилипут»
Цель: учить изменять существительные используя суффиксы: -ищ-, -ик-, -чик-, -к-, -иц-, -ок- .

«Музыканты»
Цель: образованием существительных мужского и женского рода, обозначающих людей, играющих на разных музыкальных инструментах.
«Спорт»
Цель: образованием существительных мужского и женского рода, обозначающих людей, занимающихся различными видами спорта.

«Рассели по домикам»
Цель: определить существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа.

«Маленькие слова»
Цель: научиться понимать и употреблять  предлоги
«Сложные слова»
Цель: развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, облегчают усвоение семантического значения и понимание морфемного состава сложных слов.

Спасибо за внимание!

В данной презентации представлены игры для развития грамматического строя речи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год