Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Применение робототехники в развитии саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста
Занятия по ИКТ с детьми
Автор: Чумаченко Евгения Юрьевна Карачевцева Ирина Николаевна Канищева Наталья Владимировна   
06.09.2025 06:54

Применение робототехники в развитии саморегуляции у детей старшего дошкольного возрастаПрименение робототехники в развитии саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста

Одной из наиболее распространенных проблем, с которой сталкиваются учащиеся начальной школы, является недостаточная сформированность регуляторных функций, включающих в себя:

  • Способность следовать установленным правилам и требованиям;
  • Умение контролировать эмоциональные реакции;
  • Способность к самоанализу и коррекции ошибок;
  • Навыки планирования и последовательного выполнения действий;
  • Способность переключения между различными этапами деятельности;
  • Прогнозирование результатов собственных действий и их соотнесение с ожидаемыми результатами;
  • Умение длительно выполнять монотонную или неинтересную работу.

 

Эти дефициты проявляются в виде низкой учебной успеваемости, проблем с поведением, затруднений в освоении новых знаний и навыков, семантической дислексии, регуляторной дисграфии, дискалькулии и нарушения почерка.

Формирование регуляторных функций — это длительный процесс, завершающийся в юношеском возрасте. Ключевым этапом в этом процессе является возраст около 7 лет, когда происходит становление произвольной регуляции действий и перестройка психологических и физиологических механизмов внимания. А. Н. Веракса выделяет три основных компонента регуляторной деятельности: контроль, когнитивную гибкость и рабочую память. Контроль включает способность подавлять действия, не соответствующие текущей задаче, когнитивная гибкость — способность гибко переключаться между задачами, а рабочая память — способность удерживать в сознании информацию, необходимую для решения задачи.

Психофизиологические исследования показывают, что в возрасте 6-7 лет происходит смена доминирующей системы активации мозга: от простой эмоциональной системы к более сложной, связанной с речевой регуляцией действий. Лобные отделы мозга, особенно левого полушария, играют ключевую роль в этой трансформации, выполняя функции «дирижера мозговых ансамблей». Речь, по словам Р. Е. Левиной, превращает действия ребенка в объект его сознания, что делает возможным их планирование и контроль. Речь также способствует постановке целей и прогнозированию результатов.

Задержка или нарушение речевого развития является одной из наиболее распространенных проблем психического развития современных детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это приводит к тому, что у детей затруднено формирование навыков планирования, контроля и регуляции собственной деятельности. Внешне эти трудности могут проявляться по-разному: одни дети гиперактивны и импульсивны, другие — медлительны и рассеянны. Однако общим для них является низкий уровень мотивации к вербальным видам деятельности и неспособность организовать себя и сосредоточиться на задаче.

Эти проблемы особенно ярко проявляются в образовательной среде, где дети испытывают трудности с выполнением указаний педагога, отвлекаются и теряют концентрацию. Неуспех в учебе снижает мотивацию, что приводит к формированию стойкого неуспеха.

В условиях современного образовательного процесса, где активно внедряются инновационные технологии, компьютерные технологии занимают особое место. Они предоставляют широкие возможности для развития различных когнитивных функций, включая регуляторные навыки. В нашем МБДОУ активно используется программируемый мини-робот Bee-Bot «Умная пчела», предназначенный для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Этот робот помогает детям развивать логическое мышление, пространственное восприятие, алгоритмическое мышление и навыки планирования.

Для работы с Bee-Bot и другим образовательным роботом Ботли был разработан календарно-тематический план, рассчитанный на два года. В старшей группе дети знакомятся с Bee-Bot, а в подготовительной группе — с Ботли. В комплекте к Bee-Bot предлагаются коврики по лексическим темам, но мы упростили работу, создав платформу с клеточным полем и мягким стеклом. На этом поле размещаются карточки по различным темам, схемы, буквы и стрелки, что позволяет создавать разнообразные игровые ситуации.

Работа с Bee-Bot направлена на развитие лексико-грамматических категорий, звукового анализа и синтеза, чтения, работы с предложно-падежными конструкциями, а также на автоматизацию и дифференциацию звуков. Таким образом, использование современных технологий в образовательной практике способствует эффективному развитию регуляторных функций у детей, что является важным аспектом их общего психического развития.

Литература:

  1. Чернобровкин В.А., Кувшинова И.А., Бачурин И.В. Использование образовательной робототехники в сфере дошкольного образования//Современные наукоемкие технологии /Чернобровкин В.А. и др.. — 2019. — №11. — С.205-209
  2. Мусейибова Т. С. Ориентировка в пространстве. //Дошкольное воспитание. [Текст] / Мусейибова Т. С. – 2003. – № 8. – С.23- 26.
  3. Цветкова, Л.С., Пирцхалайшвили Т.М. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами патологии. // Дефектология. [Текст] / Л.С. Цветкова- М: -2000. 11-18 с.
  4. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей [Текст]//Филиппов С.А. Санкт- Петербург — «Наука» — 2010. — 195 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 34 (396) выйдет
14 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год