Применение робототехники в развитии саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста |
Занятия по ИКТ с детьми | |||
Автор: Чумаченко Евгения Юрьевна Карачевцева Ирина Николаевна Канищева Наталья Владимировна | |||
06.09.2025 06:54 | |||
Одной из наиболее распространенных проблем, с которой сталкиваются учащиеся начальной школы, является недостаточная сформированность регуляторных функций, включающих в себя:
Эти дефициты проявляются в виде низкой учебной успеваемости, проблем с поведением, затруднений в освоении новых знаний и навыков, семантической дислексии, регуляторной дисграфии, дискалькулии и нарушения почерка. Формирование регуляторных функций — это длительный процесс, завершающийся в юношеском возрасте. Ключевым этапом в этом процессе является возраст около 7 лет, когда происходит становление произвольной регуляции действий и перестройка психологических и физиологических механизмов внимания. А. Н. Веракса выделяет три основных компонента регуляторной деятельности: контроль, когнитивную гибкость и рабочую память. Контроль включает способность подавлять действия, не соответствующие текущей задаче, когнитивная гибкость — способность гибко переключаться между задачами, а рабочая память — способность удерживать в сознании информацию, необходимую для решения задачи. Психофизиологические исследования показывают, что в возрасте 6-7 лет происходит смена доминирующей системы активации мозга: от простой эмоциональной системы к более сложной, связанной с речевой регуляцией действий. Лобные отделы мозга, особенно левого полушария, играют ключевую роль в этой трансформации, выполняя функции «дирижера мозговых ансамблей». Речь, по словам Р. Е. Левиной, превращает действия ребенка в объект его сознания, что делает возможным их планирование и контроль. Речь также способствует постановке целей и прогнозированию результатов. Задержка или нарушение речевого развития является одной из наиболее распространенных проблем психического развития современных детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это приводит к тому, что у детей затруднено формирование навыков планирования, контроля и регуляции собственной деятельности. Внешне эти трудности могут проявляться по-разному: одни дети гиперактивны и импульсивны, другие — медлительны и рассеянны. Однако общим для них является низкий уровень мотивации к вербальным видам деятельности и неспособность организовать себя и сосредоточиться на задаче. Эти проблемы особенно ярко проявляются в образовательной среде, где дети испытывают трудности с выполнением указаний педагога, отвлекаются и теряют концентрацию. Неуспех в учебе снижает мотивацию, что приводит к формированию стойкого неуспеха. В условиях современного образовательного процесса, где активно внедряются инновационные технологии, компьютерные технологии занимают особое место. Они предоставляют широкие возможности для развития различных когнитивных функций, включая регуляторные навыки. В нашем МБДОУ активно используется программируемый мини-робот Bee-Bot «Умная пчела», предназначенный для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Этот робот помогает детям развивать логическое мышление, пространственное восприятие, алгоритмическое мышление и навыки планирования. Для работы с Bee-Bot и другим образовательным роботом Ботли был разработан календарно-тематический план, рассчитанный на два года. В старшей группе дети знакомятся с Bee-Bot, а в подготовительной группе — с Ботли. В комплекте к Bee-Bot предлагаются коврики по лексическим темам, но мы упростили работу, создав платформу с клеточным полем и мягким стеклом. На этом поле размещаются карточки по различным темам, схемы, буквы и стрелки, что позволяет создавать разнообразные игровые ситуации. Работа с Bee-Bot направлена на развитие лексико-грамматических категорий, звукового анализа и синтеза, чтения, работы с предложно-падежными конструкциями, а также на автоматизацию и дифференциацию звуков. Таким образом, использование современных технологий в образовательной практике способствует эффективному развитию регуляторных функций у детей, что является важным аспектом их общего психического развития. Литература:
|