LEGO-конструирование как средство развития инженерного мышления у детей
Актуальность введения LEGO-конструирования в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среды, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок формирования универсальных учебных действий, «развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий, становление сознания».
Цель: Развитие инженерного мышления у детей подготовительной группы через LEGO-конструирование.
Задачи:
- Развивать творческую активность, воображение, желание творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях.
- Воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности, умение доводить начатое дело до конца.
Какова основная задача формирования инженерного мышления? Это воспитать человека с развитым креативным мышлением, умеющего ориентироваться в изменяющемся мире, приспосабливаться к нему и умеющего создавать новые технические формы. Предпосылкой инженерного мышления является развитие творческого воображения. Инженерное мышление необходимо формировать, его «задатки» необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, а в последнее время -роботов.
Эффективным средством развития инженерного мышления является LEGO-конструктор. LEGO-конструирование – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей, детей). В совместной игре ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.
На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются воспитанниками группы в разных видах детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструирование и др.
Причины все более активного вхождения данного материала в дошкольное образование связаны с ее возможностями (педагоги бы сказали «дидактическими возможностями») и решаемыми с ее помощью задачами:
ü развитие мелкой моторики за счет работы с мелкими деталями конструкторов;
ü навыки математики и счета: даже на уровне подбора деталей приходиться иметь дело с балками разной длины, сравнением деталей по величине и счетом в пределах 10-15;
ü работа в команде;
ü навыки презентации: когда постройка завершена, надо о ней рассказать.
Каждая из этих задач сама по себе не уникальна, и можно с легкостью найти еще десяток занятий, ее решающих, но LEGO-конструирование удивительным образом их все в себе соединяет. Причем все это делается в игровой форме, с понятными для ребенка учебными материалами.
Для определения инженерного мышления у детей мною была проведена игра «Запомни и повтори». Педагог выполняет LEGO-постройку, разбирает её с детьми, из каких деталей она состоит, а они по памяти её воспроизводят. В конце игры получили не лучшие результаты. Большинство детей не умеют строить постройки, не могут друг с другом договориться.
С целью развития инженерного мышления через LEGO-конструирование предложила различные:
Формы организации обучения
- Конструирование по образцу
- Конструирование по модели (предлагают определённую задачу, но не дают способа решения)
- Конструирование по условиям (задачи решаются через условие и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся)
- Конструирование по замыслу (самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее)
- Конструирование по теме
- Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
В своей работе использовала методы:
- Наглядные (рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры)
- Словесные (беседы, дискуссии)
- Познавательные (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
- Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).
- Проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.)
- Игровой метод (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.)
Формы организации игр — занятий
- Активная помощь педагога;
- Сотрудничество с родителями (законными представителями);
- Беседа, показ, объяснение;
- Практическое занятие с помощью педагога
- Выставка
- Создание видеороликов.
- Участие в конкурсах
Разработала тематическое планирование в подготовительной группе на год
Тематическое планирование по LEGO-конструированию
в подготовительной группе.
Месяц
|
Тематическая неделя
|
Тема постройки
|
Цель
|
Мероприятие
|
Сентябрь
|
«Безопасность»
|
«Гаражи для специализированных машин»
Конструирование по замыслу
|
Беседа и конструирование
Познакомить с деталями конструктора LEGO, способом крепления, учимся строить по образцу содержание постройки все вместе.
Учились обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.
|
|
Октябрь
|
«Здравствуй осень!»
«Люди труда»
|
«Осенний лес»
«Дом фермера», «Школа», «Больница», «Детский сад», «Магазин»
|
Беседа и конструирование
Учились строить деревья по модели и диких животных по образцу. Работа в парах.
Конструирование по условиям. Учились решать задачу по памяти. Развивали навыки конструирования. Презентовали свою постройку.
|
Участие во всероссийском конкурсе «Волшебный мир лего» сотворчество детей группы в номинации «Лего-животные»
|
Ноябрь
|
«Здоровье – главная ценность»
«Театр. Музыка.
Искусство»
|
Конструирование по замыслу
«Театры и музеи»
|
Беседа и конструирование
Учились обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.
Закрепили навыки конструирования. Учились строить по образцу.
|
Разработала памятки для педагогов «Играйте в LEGO правильно!» (Приложение)
|
Декабрь
|
«Я и мои права»
«Зимушка-зима»
|
«Буква моего имени»
«Ёлочки»
|
Беседа и конструирование
Вспоминали буквы, закрепляли навыки конструирования.
Готовились к новому году, учились доводить начатое дело до конца.
|
|
Январь
|
«Мир вокруг нас»
«Страны мира»
|
«Домашние животные»
«Зоопарк»
|
Беседа и конструирование
Учились строить собаку и кошку. Развиваем творчество, фантазию.
|
|
Февраль
|
«Юный эколог»
|
«Пять кошек на окошке»
|
Беседа и конструирование
Развиваем творческую инициативу и самостоятельность.
|
Участие во всероссийском детском творческом конкурсе «Лего-бум»
|
Март
|
Февромарт»
«Неделя интеллектуальных игр»
|
«Лабиринт»
«Робот»
|
Беседа и конструирование
Развиваем внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук.
Учились строить робота, развивали детское творчество.
|
Видеоролик «Дети и лего» (Приложение)
|
Апрель
|
«Здоровое питание»
|
«Аквариум»
Конструирование по замыслу
|
Беседа и конструирование
Учились строить аквариум, придумывали свои.
Учились обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.
|
Интерактивная презентация в виде деловой игры для педагогов «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников, начиная с младшего возраста, через LEGO-конструирование»
|
Май
|
«День победы»
|
Конструирование по замыслу
|
Беседа и конструирование
Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и в коллективе.
|
|
|