Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс для педагогов «Формирование основ инженерного мышления и пространственного конструирования у детей дошкольного возраста средствами тканевого конструктора Галины Васильевны Урадовских»
Конструирование
Автор: Черепанова Мария Викторовна , Хавелева Марина Сергеевна   
09.07.2024 18:39

Мастер-класс для педагогов «Формирование основ инженерного мышления и пространственного конструирования у детей дошкольного возраста средствами тканевого конструктора Галины Васильевны Урадовских»Мастер-класс для педагогов «Формирование основ инженерного мышления и пространственного конструирования у детей дошкольного возраста средствами тканевого конструктора Галины Васильевны Урадовских»

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад комбинированного вида № 24 г.Томск

Выполнили:

  • Черепанова Мария Викторовна
  • Хавелева Марина Сергеевна

Участники мастер-класса: педагоги МАДОУ № 24, 1 и 2 корпуса

Место проведения: МАДОУ № 24 корпус 1

 

Цель: повышение мастерства педагогов в процессе активного педагогическог общения по применению инновационных технологий в ДОУ и профессиональной активности в овладении технологиями пространственного конструирования средствами тканевого конструктора Галины Васильевны Урадовских.

Задачи:

  • Расширить знания педагогов об инновационных технологиях применяемых в ДОУ
  • Познакомить педагогов с тканевым конструктором Г.В. Урадовских
  • Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта в процессе общения друг с другом
  • Создать и поддержать условия для развития творческого потенциала участников мастер-класса.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, конструктор Г.В. Урадовских

Ход мастер-класса

«Если ребёнок в детстве не научился

творить, то и в жизни он будет

только подражать и копировать»

Л. Н. Толстой.

Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, совсем не похожем на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. Сегодняшним дошкольникам предстоит:

  • Работать по профессиям, которых пока нет,
  • Использовать технологии, которые еще не созданы,
  • Решать задачи, о которых мы можем только догадываться.

На данном этапе развития страны наиболее востребованной является профессия инженера. По данным правительства РФ сфера инженерии и технологии — сфера наибольшего дефицита российского общества и все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель – развитие данных сфер образования.

Дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

Что же такое инженерное мышление?

"ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ — это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции" (по словам Г.И. Малых и В.Е. Осипова).

То есть мы можем говорить о том, что зрелое инженерное мышление – это залог успеха на производстве у специалистов технической отрасли. Но данный вид мышления не формируется сам по себе, могут быть лишь предпосылки для его формирования у конкретной личности. Что же всё-таки способствует формированию инженерного мышления у человека? А способствует качество всего образовательного процесса: не только высшего, среднего и начального, но и дошкольного. Ведь, как мы знаем, дошкольное образование — первое звено образовательной цепи, на котором закладывается фундамент будущей личности.

Разберемся с сущностью инженерного мышления у человека. Мышление инженера содержит в себе не только данные, сведения, формулы, оно основывается на умении самостоятельно выстроить алгоритм действий, последовательность изготовления продукта. То есть инженер умеет мысленно предугадать результат своей деятельности, опираясь на обоснованные факты, накопленные знания, умения и опыт.

Формула инженерного мышления такова: знания, умения, опыт в профессиональной деятельности плюс способность к самостоятельной работе, находчивость, изобретательность, творческий подход, ответственность, умение анализировать, прогнозировать.

Из выше сказанного мы можем сделать вывод, что инженерное мышление – активная форма творческого мышления.

Важным для развития инженерного мышления детей является решение ими практических задач.

Механизм познавательного развития детей в ходе решения конструктивно-технических задач возможен при наличии трех составляющих (Т. В. Кудрявцев):

  1. присутствия проблемной ситуаций (проблемное обучение);
  2. создания условий для конструктивной деятельности (последовательного построения конструкции), где конструирование, как способ, а конструкция, как средство преобразования ситуации;
  3. потребностей возраста: наличие интереса к причинно-следственным связям, попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям неживой природы; склонность наблюдать, экспериментировать, используя при этом элементарные представления из области природы, естествознания, математики, истории и т.п., что в конечном итоге способствует принятию ребенком собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как разнообразные виды конструирования.

Для обучения дошкольников решению познавательных задач технической направленности используют следующие виды конструирования: по образцу, по условию, по схеме (модели, чертежу), по собственному замыслу (творческое конструирование).

Оборудование предметной среды не требует специальных условий, и предполагает использование различного нестандартного материала, любых видов конструкторов, ассортимент которых на сегодняшний день очень велик. При создании устройств и конструкций детям предлагается бросовый материал, который подходит для реализации замысла: пластиковый нестандартный материал, бутылки, пробки, разные виды тканей, бумаги, конструкторы и др.

В процессе решения различных технических задач дошкольники легко усваивают многие знания, умения, и навыки:

  • Развиваются пространственное мышление и конструктивно-модельные способности ребенка. Ребенок на практике не только познает такие понятия как право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
  • Развивается образное мышление: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
  • Развивается речь дошкольника, расширяется словарный запас, поскольку конструктивно-модельная деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанной работе.
  • Развивается мелкая моторика, глазомер.
  • Формируются такие качества как любознательность, усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца)
  • Конструктивно-модельная деятельность представляет большие возможности для развития творческих способностей, фантазии, воображения и позволяет дошкольнику чувствовать себя творцом.

Все это крайне важно для дальнейшего развития инженерного мышления.

Формирование инженерного мышления посредством направленного педагогического воздействия должно осуществляться последовательно и непрерывно.

Для развития инженерного мышления существует множество самых разнообразных методик и технологий, какие-то из них являются вспомогательными, какие-то вполне самодостаточными, решающими все задачи.

На сегодняшний день современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает работа с тканевым конструктором Галины Васильевны Урадовских.

Одним из современных исследователей влияния продуктивной деятельности на всестороннее развитие детей дошкольного возраста является Галина Васильевна Урадовских, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории игры и развивающей предметной среды НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца.

Конструктор состоит из деталей и «рабочих полей":

Детали — это сомасштабные плоские геометрические фигуры, вырезанные из ткани:

  • разные по форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал, и их сегментов (половинок, четвертинок))
  • цвету (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный, коричневый и их оттенки)
  • величине (2х2 см, 4х4 см, 6х6 см, 8х8 см, 10х10 см).

Количество деталей — по 20 (50) каждого вида. Они хранятся на открытых полках под стендами и систематизированы по цвету. Все детали одного цвета систематизированы по форме. Детали одной формы систематизированы по величине.

«Рабочие поля» — это фоновые поверхности больших по величине стационарных стендов (7–10 шт.), обтянутые светлоокрашенной хлопчатобумажной тканью. удобно иметь фоновые поверхности нескольких размеров: один большой (100/50 см.) для создания коллективной работы, три средних (45/28 см.) для работы в подгруппах из 3-4-х человек и маленькие (30/21 см) для индивидуальной работы каждого ребенка.

Дети с удовольствием конструируют (моделируют) декоративно-силуэтные композиции из геометрических фигур на разноцветных фоновых поверхностях.

Начиная с простейших образов: «яблоко», «снеговик», «домик», «кораблик», дети доводят своё мастерство до сложных композиций.

Данный конструктор позволяет конструировать разные по содержанию предметные, сюжетные, пейзажные и декоративные художественные композиции

Наличие нескольких стендов позволяет конструировать, во-первых, сразу всем детям подгруппы и, во-вторых, конструировать, например, диафильм (развитие события с использованием пространственно-временной модели).

Сейчас мы предлагаем вам попробовать поработать с данным конструктором на практике. Педагоги делятся на группы, по количеству рабочих полей, выполняют работы по замыслу.

Мы готовы ответить на ваши вопросы.

Работа с аудиторией

Спасибо за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год