Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе конструктивной деятельности»
Конструирование
Автор: Ястребова Надежда Валентиновна   
24.05.2025 18:19

«Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе конструктивной деятельности»«Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе конструктивной деятельности»

Конструирование обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического развития детей. Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления. Благодаря ему ребёнок познаёт основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребёнок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребёнка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного бросового материала. Основное внимание при организации конструирования уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы детей.

 

Методика конструирования выстраивается в контексте разных видов художественной деятельности и активно включается в целостную образовательную деятельность. Поскольку, как и все виды творческой деятельности, конструирование основывается на впечатлениях, которые дети получают в процессе образовательной деятельности, их содержание тесно связано с разнообразными строениями, которые ребята имеют возможность постоянно видеть.

Чем старше дети, тем шире круг их представлений, отражающий в конструкциях, постройках, поделках.

Актуальность развития познавательных и творческих способностей детей в процессе конструктивной деятельности.

Конструирование — важнейший для дошкольников вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.

Основой развития умственных способностей является овладение ребёнком действий замещения и наглядного моделирования. Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество продуктивно — творческой деятельности, совершенствуются сенсорные, познавательные способности.

Одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций, не должно быть самоцелью. Это, прежде всего – средство развития детских способностей (творческих, интеллектуальных, художественных).

Развивается основная функция речи – функция общения и социальной связи. Конструируя, малыш любит комментировать свои действия. Он вступает в деловое общение со сверстниками и взрослыми; пытается планировать свою деятельность, влиять на действия партнёра, распределять в игре роли.

Конструирование уже выступает как деятельность, но оно ещё тесно связано с игрой. Для этого возраста характерно активное развитие практического экспериментирования. Дети любят сравнивать строительные детали и геометрические фигуры, сортировать их, комбинировать, подбирать, открывая при этом их свойства, придумывая свои приёмы конструирования. Активно развивается детская фантазия и воображение. Ребёнок пытается представить будущую постройку, начинает создавать замыслы, искать способы конструирования. Важно помочь ему в этом, так как без целенаправленного обучения воображение ребёнка не станет направленным, а конструирование – творческим.

Необходимо продолжать учить создавать элементарные постройки по постепенно усложняющимся образцам — сооружая постройки комментировать свои действия, обращать внимание детей на новые конструктивные приёмы, предлагать рассматривать получившиеся сооружения, привлекать к его анализу, затем предложить воспроизвести такую же постройку. Этим подражательным конструированием не следует пренебрегать, поскольку оно позволяет формировать у детей обобщённые представления о конструируемых объектах, умение анализировать свойства предметов, конструктивные навыки, являются фундаментом для дальнейшего развития творческого конструирования.

Конструирование является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребёнка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания.

Творческая деятельность — одна из содержательных форм психической активности человека, в нашем случае — детей. Поэтому я выбрала именно творческое развитие детей в процессе конструирования из строительного материала приоритетным направлением своей работы.

Цель: развитие интереса детей к конструктивно модельной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать конструктивные умения и навыки;
  2. Развивать мыслительные действия, творчество, волевые качества личности;
  3. Способствовать позитивной социализации и личностному развитию воспитанников.

Эти задачи решаются как на занятиях, так и при организации конструктивной деятельности в свободное время и в процессе игр. Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребёнку и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка, развивает фантазию, изобретательность.

Для успешной реализации поставленной цели и задач обеспечила следующие психолого-педагогические условия:

  1. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
  2. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  3. Поддержка инициативы и самостоятельности.

Изучив содержание психолого-педагогической работы по развитию конструктивной деятельности в образовательной программе ДОУ, определила основные направления работы:

  1. Ознакомление детей со свойствами строительного материала и построение из него простейших моделей по образцам и подражанию.
  2. Обучение построению пространственных композиций из нескольких отдельных построек по образцам.
  3. Обучение моделированию целых предметов состоящих из нескольких частей.
  4. Создание построек по рисункам.
  5. Планирование этапов постройки.
  6. Создание построек по рисункам с разными проекциями предметов.
  7. Конструирование по различным видам чертежей с разными условиями использования одного и того же объекта.
  8. Сооружение построек по словесной инструкции. Мысленное проектирование будущих построек.

Для формирования конструктивных умений и навыков детей использую методику Л.А. Венгера и методическое пособие Куцаковой Л.В.,, Занятия по конструированию из строительного материала’’.

Предметно-развивающая среда в группе организованна таким образом, чтобы обеспечить максимальный для каждого возраста развивающий эффект. В работе использую напольный и настольный конструкторы, наборы мягких модулей, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, маркеры игрового пространства, полифункциональные детали: объёмные модули, ёмкости с разрозненными деталями. Наборы для конструирования дополняю соразмерными игрушками, различным природным материалом, схемами. Систематизировала варианты заданий для детей разного возраста.

Совместную конструктивную деятельность с детьми организую на основе методики проведения группового сбора, на котором обсуждаем и планируем темы будущих построек. Использование этой эффективной технологии Международной образовательной программы,, сообщество’’ позволяет мне обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие детей в общем разговоре, планировании деятельности.

С целью расширения представления детей об объектах строительной, архитектурной, конструктивной деятельности людей использую мультимедийные технологии. Воздействуя через слуховой и зрительный канал мультимедиа, создаёт условия для получения и усвоения информации о различных архитектурных сооружениях. C целью формирования интереса детей к разнообразным строениям создала компьютерные презентации «Специфика храмовой архитектуры», «Дома и жилища», «Спортивные объекты».

Углублённая работа по теме даёт хорошие результаты: конструктивная деятельность способствует позитивной социализации и личностному развитию моих воспитанников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год