Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект открытой НОД по развитию связной речи в старшей группе «Земляничка» Тема «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Лето»
Летние занятия
Автор: Швенк Екатерина Валерьевна   
10.07.2019 18:23

Конспект открытой НОД по развитию связной речи в старшей группе «Земляничка» Тема «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Лето»Конспект открытой НОД по развитию связной речи в старшей группе «Земляничка» Тема «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Лето»

Составил: учитель – логопед высшей квалификационной категории Швенк Екатерина Валерьевна 2019 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЛУЧИК»

Цель: Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Лето»

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • учить детей описывать картинку используя в активном словаре: существительные, прилагательные (эпитеты), глаголы, наречия
  • отвечать на вопросы полными распространенными предложениями
  • формировать обобщающие понятия: «Лето», «Погода», «птицы», «Летняя одежда», «Летние развлечения»
  • закрепить умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать однокоренные слова к заданному слову.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, память, артикуляционную, тонкую и общую моторику.

Коррекционно – воспитательные:

  • формировать доброжелательность, инициативность, чувство взаимопомощи
  • воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.

Оборудование: ИКТ (проектор, ноутбук, презентация); музыкальное сопровождение (звуки природы), магнитная доска, предметные картинки, письмо от Нептуна, задания для детей от «Кикиморы», капелька, Су-Джок шарики на каждого ребенка, цветные фломастеры, картинки летняя обувь (шлепанцы) с заданием на каждого ребенка, жетоны – паззлы, сюрприз для детей.

Предварительная работа: — разучивание с детьми самомассажа «Солнышко»;

  • работа с мнемотаблицами по лексическим темам
  • пальчиковая гимнастика с Су-Джок шариками «Ежик»
  • физминутка «Лето».

Словарь:

Существительные: лето, жара, солнце, цветы, лужи, зонтик, солнцепек, пляж, загар, купание, отдых, гроза, радуга, молния; вода, водяной, водомерка, водоворот, подводный; кукушка, сова, ласточка, соловей, стриж, трясогузка; обобщающие понятия: «одежда», «обувь», «головные уборы», «птицы», «летние развлечения».

Прилагательные: жаркий, прохладный, холодный, теплый, дождливый, солнечный, радостный, разноцветный, цветущий.

Глаголы: отдыхать, загорать, купаться, играть, кататься, ходить, ездить, летать, слушать, плавать, строить и др.

Длительность НОД: 20 – 25 минут

Приёмы руководства деятельностью детей:

  1. Словесный (чтение, беседа, пересказ, загадка);
  2. Наглядный (рассматривание, показ);
  3. Игровые (познавательная, развивающая, двигательная);

Приоритетная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие детей, речевое развитие детей, физическое развитие детей, социально-коммуникативное развитие детей.

Ход занятия

Дети вместе с логопедом заходят в логопедический кабинет.

Вводная часть

Логопед. Ой, ребята, кто же это побывал до нас? Что-то у нас сыро стало, лягушки появились. Как вы думаете кто это? Возможные ответы детей (Кикимора)

Так сыро стало, а вы солнечными лучиками хотите согреться? А давайте с вами погреемся, вспомним нашу солнечную гимнастику.

Логопед проводит с детьми Самомассаж «Солнышко»

Солнышко, солнышко, в небе свети! (Поглаживание лба кистями рук)

Яркие лучики к нам протяни.

Ручки мы вложим в ладошки твои, (Похлопать в ладоши над головой)

Нас покружи, оторви от земли. (Покружиться, подняв руки вверх)

Солнечный лучик быстро скакал, (Вытянуть вперед правую руку, медленно)

И на плечо он к ребятам упал. (Погладить правое плечо.)

Весело лучик песенку пел, (Повторить то же самое с левым плечом.)

Каждый себе на плечо посмотрел.

Солнечный лучик быстро скакал,

И на маленький носик к ребятам попал. (Погладить крылья носа)

Весело лучик песенку пел,

Каждый на носик себе посмотрел.

Хлопают радостно наши ладошки, (Похлопать в ладоши.)

Быстро шагают резвые ножки. (Ходьба на месте.)

Солнышко скрылось, ушло на покой, (Закрыть глаза и погладить.)

Мы же на место сядем с тобой. (Сесть на стульчики).

Логопед. Согрелись под теплым солнышком? Ой, ребята, посмотрите что это? Возможные ответы детей (Письмо, конверт)

А от кого же оно, как вы думаете? Возможные ответы детей (От Нептуна)

Давайте прочитаем его.

Логопед читает письмо

«Здравствуйте, ребята! В царстве у меня беда. Спрятались все кто-куда. Буря, шторм, волна, цунами. Не довольна Кикимора нами, не позвали мы ее, забыли, тем ее и разозлили. Ребята, помогите нам с друзьями собраться вместе на наш праздник. Ваш друг Нептун»

Логопед. Ну что, ребята, поможем? А как же нам ему помочь?

Основная часть

(Включается презентация)

1 слайд (Идет запись голоса «Кикиморы»)

Кикимора. Здравствуйте, ребята! Я рада, что вы меня узнали. Вижу даже не испугались моего мокрого и вредного характера и умеете от моей мокроты согреваться. А над Нептуном действительно я пошутила, так забавно было. Хорошо, я позволю вам ему помочь, но, если только вы выполните все мои задания. Готовы? Тогда вот вам мои конверты (на слайде появляется анимация конвертов).

2 слайд (на слайде появляется картинка с изображением лета)

Логопед. — Как вы думаете, ребята, что изображено на картине? Возможные ответы детей (Лето)

Логопед. — Какая погода Летом? Возможные ответы детей (Теплая, жаркая, прохладная, дождливая, солнечная, радостная).

На слайде появляется анимация капельки.

Логопед. Вот мы и ответили на вопрос. Ой, что это? Возможные ответы детей (Капелька воды, росинка)

Логопед. Что же мы должны с ней сделать?

(Логопед читает задание из конверта)

Задание. Поиграйте с моей капелькой так, чтобы она не высохла.

Логопед. Ребята, для того, чтобы поиграть с капелькой, нам нужно встать в круг.

Р.И. «Капелька, росинка»

Логопед. Ребята, мы сейчас будем друг другу передавать росинку, а чтобы она не высохла, мы будем называть летние слова. Возможные ответы детей (Дети передают росинку по кругу и называют слова: сачок, бабочка, солнце, купальник, волна, загар, лягушки, солнечные очки…).

Логопед. Вот сколько летних слов получилось. А теперь, чтобы капельке-росинке не было скучно, мы будем называть, слова – родственники, ведь капелька состоит из воды, вот мы и будем называть «водные» слова, а помогут нам в этом картинки (логопед предлагает картинки детям с изображением «водных слов»). Вам нужно выбрать такую картинку, чтоб в ней (в картинке) было слово «Вода». (Дети выбирают картинки, однокоренные слова, к слову, вода). Возможные ответы детей (Дети на доску вокруг росинки-капельки называют и прикрепляют слова-картинки: водопад, водомерка, водолаз, водоросли, водоворот, водяной, подводная лодка).

Логопед. А вот и первый жетон за правильный ответ. (Логопед передает жетон детям.)

3 слайд (на слайде изображены лесная лужайка с цветами и деревьями)

Логопед. – Посмотрите на слайд и назовите что изображено на картинке? Возможные ответы детей (Дерево, природа).

  • Ребята, а природа летом какая? Возможные ответы детей (Зеленая, яркая, разноцветная, веселая, мокрая)

Логопед. Молодцы! Вот вам еще один жетон, за правильный ответ (дети получают жетон);

4 слайд (на слайде изображена ласточка)

Логопед. – Давайте посмотрим на слайд и назовем, что же изображено на следующей картинке? Возможные ответы детей (Птица, ласточка);

Логопед. — Ласточка это кто? Возможные ответы детей (птица);

Логопед. — Птица какая? Возможные ответы детей (Перелетная, красивая, звонкая);

Логопед. – Ребята, а каких птиц можно услышать летом в лесу? Возможные ответы детей (Соловья, стрижа, кукушку, сову……);

Игра «Назовите птицу ласково»:

Соловей – соловушка;

Лебедь – лебедушка;

Сова – совушка;

Утка – уточка;

Кукушка – кукушечка и т.д.

Логопед. Молодцы, какие вы умные и догадливые. Вот и еще один жетон за правильный ответ (Дети получают еще один жетон).

5 слайд (на слайде появляется картинка с изображением летней одежды)

Логопед. — Что изображено на картинке? Возможные ответы детей (Летняя одежда, обувь, головные уборы);

Логопед. — Перечислите летнюю одежду (обувь, головной убор), но отвечать нужно полным ответом. (Я знаю летнюю панамку, я знаю резиновые шлепанцы …);

Логопед. – Ой, ребята, посмотрите, Кикимора и над нами хочет подшутить, приготовила для нас обувь (шлепанцы) и все их перепутала. Возьмите себе (каждому ребенку достается по одной заламинированной картинке-шлепанцу).

Логопед. «Ох и Кикимора-проказница, только по одному шлёпанцу раздала, ребята, давайте найдем каждому свою пару.

Игра на развитие коммуникативных навыков «Найди пару»

Цель: воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Ход: Для игры нужны вырезанные из бумаги шлепанцы. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей.

Логопед. — Молодцы, каждый нашел пару. Ребята, посмотрите на обратную сторону своей картинки, там Кикимора тоже приготовила для вас задание. Давайте с вами найдем каждому полупарку обуви свою пару и соединим их. (Дети выполняют индивидуальное задание).

Логопед. — А вот и еще один жетон за правильный ответ, какие вы молодцы, справились с заданием (Дети получают еще один жетон).

6 слайд (на слайде появляется картинка дети на прогулке «Летние развлечения»)

Логопед. – Ребята, посмотрите на слайд и назовите, что изображено на картинке? Возможные ответы детей (Дети играют на улице);

  • Как это можно назвать одним словом? Возможные ответы детей (Летние развлечения, игры)
  • За что мы любим Лето? Возможные ответы детей (Я люблю Лето, потому что можно кататься на велосипеде. Я люблю Лето, потому что можно купаться и загорать, играть в мяч…?)

Логопед. – Ребята, Кикимора для нас приготовила загадку: по тропинке, по дорожке, Топают к нам чьи-то ножки. У него – колючий бок, по грибам большой знаток. Кто это? Возможные ответы детей (Ежик). (На слайде появляется анимация Су-Джок шарик)

Логопед. — Ой, какой необычный ежик. (Логопед читает задание)

Задание. — Поиграйте с моим необычным ежиком!

Логопед. – Вот Кикимора выдумщица! Ребята, берите себе по ежику (каждому ребенку раздает Су-Джок шарик).

-Сейчас мы поиграем с необычными ежиками. А чтобы Кикимору не обидеть, мы будем играть с ним аккуратно и стараться не уронить.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик»

Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок шарика. Массаж специальным шариком

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)

Логопед. – Вот мы и ручки наши размяли и жетон еще один получили. (Дети получают еще один жетон).

7 слайд (на слайде появляется картинка с мнемотаблицей)

Логопед. – Ребята, перед нами появилась целая таблица с картинками. Что же мы должны сделать? Возможные ответы детей (Составить рассказ про Лето).

Логопед. — Но для начала нам нужно размяться, вы говорили, что любите кататься на велосипедах, купаться и гулять. Вот и мы пойдем гулять.

Физ. минутка «Лето»

Цель: – активно изменить деятельность детей и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.

Летней жаркою порой (ходьба на месте)

Пойдем на речку мы с тобой!

Будем плавать, загорать, (имитация плавания)

Землянику собирать. (имитация сбора ягод в ладонь)

Слушать, как поёт скворец, (приставить ладонь к правому уху)

Как в лесу журчит ручей, (приставить ладонь к левому уху)

Наблюдать, как у водицы (присесть на корточки, выглянуть из-за ладоней.)

Стрекоза с жуком резвится.

Логопед. Послушайте, какой рассказ получился у меня.

«Летом, часто погода солнечная, дует легкий ветерок. Деревья одеты в зеленые платьица. Луга расписаны разноцветными красками. А в лесу летом можно услышать прекрасное пение птиц, журчание ручейка, щебетание ласточки, собирать ягоды и грибы. Дети надевают летнюю одежду: платья, шорты, футболки, кепки, на ноги обувают сандалии или шлепанцы. И идут играть на улицу. Летом на улице можно кататься на велосипеде и самокате, играть в мячик и строить замки из песка. А еще можно купаться на речке, бегать по лужам, прятаться под зонтиком от дождя и загорать». Вот какие подарки нам приносит Лето».

Логопед. Ребята, кто хочет составить свой рассказ про Лето?

(Дети по желанию составляют описательный рассказ).

Логопед. -Какие Вы молодцы, ребята! Вот какие замечательные у нас получились рассказы. И за это еще один жетон (Дети получают еще один жетон).

8 слайд (На слайде появляется Кикимора и включается аудиозапись)

Кикимора. Молодцы, ребята! Со всеми моими заданиями справились, все жетоны собрали. Ну, а теперь соберите все жетоны вместе и помогите Нептуну.

Заключительная часть

Логопед. — Ребята, а теперь давайте соберем все жетоны вместе. (Дети собирают жетоны и складывают из них картину с изображением подводного царства Нептуна.)

Логопед. — Вот какая картинка получилась «Праздник в подводном царстве», смотрите, тут нам от Нептуна послание.

Логопед зачитывает послание.

«Спасибо за помощь, ребята. А это подарок от меня и моих друзей. Ваш друг, Нептун».

Логопед. – Ребята, а где же подарок? Давайте поищем его. (Дети находят сюрприз конфеты «Морские»).

Рефлексия

Логопед. – Ребята, какие вы молодцы, справились со всеми заданиями и не испугались проказов Кикиморы. А Вам понравилось? Что больше всего понравилось на нашем занятии? Какое задание? А какое задание от Кикиморы, на ваш взгляд, было сложным и почему? Как вы думаете мы с вами смогли помочь Нептуну? Возможные ответы детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 27 (148) выйдет
19 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год